May 6, 2021

Залетный бердвотчер из Тель-Авива впечатлил москвичей

Дима, Ася и Андрей смотрят птичек

У меня очень большая радость — через все карантины в Москву из Израиля доехали Дима и Ася. С Димой мы вместе работаем в Arzamas, но важнее другое: Дима и Ася уже год как активно бердвотчат. Израиль — очень правильное место, чтобы увлечься птицами, там их много. При этом многих самых обычных для нас видов в димином и асином списке нет, поэтому каждая прогулка в городской парк может принести лайферы (боже, как я соскучился по этому ощущению). 3 мая во второй половине дня мы поехали в Царицыно вместе с моим братом Андреем.

Сначала мы прошли через небольшой лесок к Борисовским прудам. В леске я услышал песню зяблика и с большим апломбом рассказал Диме с Асей, что отличить ее от песни пеночки-веснички можно по характерному росчерку в конце. И тут Дима обратил внимание, что никакого росчерка что-то не слышно. Вскоре мы нашли пеночку-весничку. В этом году я ее еще не встречал.

Пеночка-весничка часто поет на верних ветках дерева, а очень похожая на нее пеночка-теньковка более скрытная

Вот песня зяблика:

Вот песня веснички:

Когда послушаешь вот так подряд, кажется странным, как их вообще можно перепутать. Но в поле можно, поверьте. И детали вроде «росчерк в конце» помогают.

Дима мечтал встретить большую поганку, и когда мы вышли к воде, тут же сам ее и разглядел посреди пруда. И еще двух речных крачек. Фотографию поганки я покажу чуть позже, а крачка вот, пытается усидеть на проводе:

Потом мы пошли на Нижний Царицынский пруд, и по дороге встретили щеглов. Щеглы пели.

На пруду димина мечта о поганках осуществилась с запасом: мы нашли танцующих поганок. Они уже заняли гнезда, так что танцуют не так интенсивно, как в начале брачного периода — не носятся пингвинами по воде, а только изящно поворачивают головы в разные стороны.

Когда пришел на свидание прилизанным, а это уже не модно

А еще во время ухаживаний поганки дарят друг другу букеты из водорослей. Это так мило!

— Вот твоя зарплата. — Но это же водоросли!

Потом мы еще видели поганку, пожирающую довольно здоровую рыбу. В общем, насладились сполна. Вот Андрей красиво сфотографировал поганку с едой:

Крупным планом. Рыба чуть ли не больше поганкиной головы. Но поверьте, поганка справится.

Еще можно посмотреть ролик Василия Вишневского про брачные ритуалы поганок — с того самого Нижнего Царицынского пруда.

Кроме больших поганок в зарослях тростников были обнаружены лысухи и камышница. Причем лысухи спаривались. Андрею удалось все это заснять:

Тут же тусовались ондатры. Что-то они в последнее время меня прямо преследуют:

Потом мы переместились к другому концу пруда, я немного отошел от остальных и разглядел желтоголовую трясогузку. Я побежал к чувакам, чтобы сообщить о своей находке, но оказалось, что они тоже в страшном возбуждении пытаются позвать меня. Оказалось, их новости покруче. Только вслушайтесь: Дмитрий Перевозчиков обнаружил на московском пруду перевозчиков! Реально, целых шесть штук. Удивительно, как Дима их вообще разглядел на таком расстоянии, пусть и в бинокль.

Шестой перевозчик чуть правее, он не попал в кроп

Перевозчик в Москве — не самое частое наблюдение, скажем прямо. Я, кажется, вообще ни разу не видел каких-либо куликов в Москве, хотя где-то они есть, конечно. На Царицынских прудах перевозчики встречаются, но довольно редко — за 10 лет я нашел всего 5 наблюдений.

Дима и Андрей смотрят на каких-то верхних птичек

Желтоголовая трясогузка так и не вернулась, зато мы нашли пару варакушек, потом еще одну пару, но самец куда-то слинял, а самка успешно пряталась на земле, так что фотографию можно использовать как челлендж: найди птицу.

Фотография Андрея Борзенко


Потом Дима увидел какую-то птицу в кроне березы и стал ее описывать: пестрая грудка, вроде дрозд, но какой-то маленький. Я, честно говоря, даже подумал про ястребиную славку, которая мне разве что не снится — давно уже мечтаю ее найти. Но оказалось, что это кто-то из коньков, процентов на 90 — лесной. Если вдуматься, это очень точное описание — коньки и правда очень похожи на дроздов, только размером поменьше.

Из дроздов мы видели бесчисленное количество рябинников, которые сейчас уже сидят на гнездах и летают туда-сюда с диким треском. Еще я постоянно слышал черного дрозда, но потом оказалось, что мой мозг меня обманывал. Уже в конце прогулки мы услышали пение, Дима отыскал глазами птицу и предположил, что это белобровик. И это действительно был белобровик. Тогда я понял, что, видимо, все вот эти флейтовые короткие трели были именно белобровиковые, а не черного дрозда. Под конец мы еще услышали певчего дрозда и тут же его нашли:

Да, забыл рассказать про еще одно интересное наблюдение: мы слышали обыкновенного сверчка — это такая птица, которая сидит в тростниках и поет как бормашина.

Прогулка получилась отличная. У Димы 6 лайферов, у Аси даже больше, а вот наш общий список (29 видов):

Кряква

Большая поганка (aka чомга)

Сизый голубь

Камышница

Лысуха

Перевозчик

Озерная чайка

Серебристая чайка

Речная крачка

Перепелятник

Сорока

Ворона

Лазоревка

Большая синица

Обыкновенный сверчок

Пеночка-весничка

Пеночка-теньковка

Скворец

Певчий дрозд

Белобровик

Рябинник

Зарянка

Варакушка

Полевой воробей

Желтоголовая трясогузка

Белая трясогузка

Лесной конек

Зяблик

Щегол