July 7, 2019

Лайферы, лекция в Зарядье и еще пара новостей

Пропаганда!

Привет! На фотографии я стою очень довольный тем, что мое выступление на тему «Как правильно считать ворон? Бердвотчинг и большие данные» только что успешно завершилось (я слегка волновался). Мне предложили выступить на PechaKucha Moscow и рассказать что-нибудь про городских птиц. Я, конечно, не мог не воспользоваться таким поводом для пропаганды наблюдения за птицами (на заполняемость квадратов для Атласа гнездящихся видов Московской области смотреть по-прежнему грустно — наблюдателей не хватает). Формат PechaKucha такой: есть 20 слайдов и на каждый только 20 секунд. Сменяются слайды автоматически! Мое выступление сводилось примерно к четырем тезисам:

— Бердвотчинг нужен, чтобы следить за динамикой популяций (я говорил попроще, но вы-то опытные люди!)

— Если наблюдений много (как на eBird), на их основе можно писать клевые научные работы (Big data и все дела)

— Бердвотчинг — это офигенно

— Москва — клевый город для бердвотчинга, а наблюдателей что-то маловато

Кажется, выступление прошло хорошо, были очень умные вопросы и еще несколько человек подошли после, и мы пообщались (и я раздал кучу визиток и стикеров Birdwatching Moscow).

Лайферы!

Я ужасная свинья и не рассказал вам, что 26 июня ездил на свой квадрат в Одинцовском районе и встретил двух птичек, которых прежде никогда не видел. Отдельно приятно, что я был не один, а с начинающими бердвотчерами Асей Тереховой и Ильдаром Валиуллиным. Так вот. Желтоголовая трясогузка (Motacilla citreola)! Та-дааам! Наконец-то! В Латвии они редкие, а в Московской области — вовсе нет. И та же история с северной бормотушкой (Iduna caligata) — еще один лайфер. Желтоголовую трясогузку опознать очень просто — ее желтую голову видно за километр. А вот с северной бормотушкой все куда сложнее — она похожа на всех камышовок разом, хотя относится к другому роду (собственно к бормотушкам).

Северная бормотушка
Желтоголовая трясогузка

Я умышленно публикую свою чудовищную фотографию желтоголовой трясогузки (UPD: сорри, оказалось, что фотографию сделала Ася Терехова), чтобы вы поняли, насколько легко определить вид некоторых птиц. Правда, попутно я выяснил, что иногда один из подвидов желтоголовой трясогузки Motacilla citreola werea выделяют в отдельный вид — малая желтоголовая трясогузка (Motacilla werea). В частности, как я узнал из Википедии, как отдельный вид малую желтую трясогузку описывает В. К. Рябицев (я про него не раз писал в канале). Насколько я понимаю, в Московской области все равно M.c. werea не встречается, так что я буду считать, что видел желтоголовую трясогузку. А вообще систематика трясогузок — это довольно запутанная история.

M. flava — желтая трясоузка, M. citreola — желтоголовая, M. alba — белая

А вот нормальная фотография желтоголовой трясогузки: просто, чтобы стало ясно, насколько это красивая птичка.

Фотография Аскара Исабекова

Прогулка на даче с папой (и два очень крутых наблюдения)

Сегодня утром я проснулся на даче, которая находится примерно посередине моего квадрата, и мы пошли искать птиц с моим папой Владимиром Борзенко. Утром я застрял прямо у крыльца: услышал какую-то странную песню. Накануне я встречался с Никой Самоцкой из Birdwatching Moscow и ныл, что паршиво определяю птиц по голосам. И мы в частности обсуждали зеленую пеночку (Phylloscopus trochiloides) — Ника рассказала, что в Подмосковье их много, а поют они примерно как футбольные фанаты скандируют. Так что как только я услышал что-то непонятное, мне, конечно же, стало чудиться, что это зеленая пеночка. Я уже как-то упоминал, что в наблюдении за птицами (а еще в науке, журналистике и в остальной жизни) есть такая проблема: если очень хочется лайфер, то мозг всеми силами пытается тебя убедить, что ты видишь именно то, о чем мечтаешь. И вот я залезаю в базу голосов и, разумеется, мне кажется, что песня похожа на зеленую пеночку. Я вообще ужасно щепетильный в определении, но тут как-то поверил, отметил в приложении зеленую пеночку и радостно сообщил папе, что у меня лайфер. А через полчаса мы услышали настоящую зеленую пеночку! Я выложил запись голоса на xeno-canto:

Хорошо, что я записал первую, мнимую зеленую пеночку на диктофон. Дома я послушал запись и понял, что ничего такого незнакомого в этой песне нет: крапивник с обычной своей трещоткой. Вот, послушайте (запись не моя):

Зеленая пеночка это очень круто, но! Как это часто бывает, самое удивительное находишь прямо возле дома. Мы сидели с папой и бабушкой за чаем, и я одной частью мозга мониторил птиц (хочу составить крутой чеклист участка). Услышал резкий хриплый крик какой-то птиц — решил, что сойка. Но тут же подумал, что крик подозрительно похож на кедровку (Nucifraga caryocatactes). Понесся в дом за телефоном, сравнил с базой — да, дико похоже! И тут она пролетела над нами! Я узнал ее по белому канту на хвосте. До этого я кедровку видел только один раз — в Латвии. В Подмосковье кедровки гнездятся, но, насколько я понимаю, не везде и не так давно: в работах 1990-х годов случаи гнездования описывают скорее как что-то нестандартное. Вот моя старая фотография кедровки (из Латвии). А в этот раз я не фотографировал.

Кедровка

Очень приятно, что я смог по голосу догадаться, кто это может быть, а потом все подтвердилось.

Чеклист по видам за сегодня(в целом видов не так много, увы):

Крапивник

Пеночка-теньковка

Зеленая пеночка

Славка-черноголовка

Садовая славка

Зяблик

Щегол

Чечевица

Московка

Пухляк

Черный стриж

Городская ласточка

Зарянка

Певчий дрозд

Рябинник

Белобровик

Серая ворона

Кедровка

Вяхирь

Сизый голубь

Скворец

Лесной конек

Белая трясогузка

Кряква

Озерная чайка

Канюк

Перепелятник