March 22, 2020

Новый квадрат, новый сезон

Сегодня решил выйти из самоизоляции и съездить в поля — посчитать птичек на новом квадрате для Атласа гнездящихся птиц Московской области. На скриншоте два мои квадрата — старый 14-й и новый 13-й. Начать я решил с северо-западной части квадрата: посмотреть на реку и посмотреть на поля вокруг. У меня была тайная надежда встретить гусей, но я оставил ее уже по дороге — слишком поздно выехал. Зато на реке сразу встретил очень приятную утку: чирка-свистунка (Anas crecca). Мне попался самец. Самка не такая яркая — так нужно, чтобы на гнезде ее не заметили вражеские птицы.

На реке еще было несколько пар крякв и все. На берегу тоже я никого толком не нашел. И поехал в деревню Иванково. Там я тут же услышал снегирей (они скрипят как старые качели) и увидел чижей.

Чиж (Carduelis spinus)

Потом я нашел щеглов. Кажется, фотография щегла мне удался лучше всего. Кстати хочу сказать спасибо Георгию Шнипперу, который в феврале погулял со мной в Ботаническом саду и поучил управляться с камерой. Как видите, мне еще есть чему учиться, но прогулка была просто отличная.

В деревне (ну, на деревню Иванково не очень похоже прямо скажем) было невероятное количество сорок. Они сидели по три-четыре штуки на деревьях, а одна сорока все время пыталась своровать еду из кошачьей миски. Но я их почему-то забыл сфотографировать. Зато сфотографировал галку и ворона.

Галка (Corvus monedula)
Ворон (Corvus corax)

И самое крутое: над полем возле деревни Иванково пролетела серая цапля (Ardea cenerea). Сфотографировать ее не удалось, но все равно приятно. Интересно, откуда она вернулась. Хотя вот из Латвии некоторые цапли уже не улетают — может быть, эта тоже никогда не улетала, не знаю.

Потом я решил поехать в лес, но остановился посмотреть на стаю скворцов. Я по привычке всегда ищу среди обычных скворцов розового (Sturnus roseus), хотя и понимаю, что встретить его почти невероятно. Пока смотрел за скворцами увидел канюков, которые кружили над какими-то зарослями посреди поля. И решил забить на лес. Правильно сделал. Вот так из космоса выглядит рай для весенних наблюдений:

Кучи старого навоза, густой кустарник, полузамерзшие пруды и лужи — что может быть лучше. Тут я окончательно понял, что весна действительно пришла. Вокруг летали чибисы (Vanellus vanellus). И орали.

Чибис — третья птица на «чи» за сегодня

Потом я понял, что по кустам постоянно шарится кто-то мелкий и очень пугливый. В большом количестве. Я довольно долго там сидел, но все-таки разобрался, кто там шныряет. Мигранты! Какое счастье. Вот, например, полевой жаворонок (Alauda arvensis).

Да я сам не знаю, почему фон такой плавленый

Сразу несколько коноплянок (Carduelis cannabina)

И еще там было море камышовых овсянок (Emberiza schoeniclus), которые тоже уже успели вернуться с зимовки, но лучшая фотография вот такая, простите:

Над тем же полем я нашел пустельгу, но сфотографировать не смог. Потом хотел все-таки забуриться в лес поискать всяких местных птичек, но так устал мотаться среди высоченных заборов, что решил оставить это на следующий раз.

Список видов за сегодня (нет лазоревки!):

Чирок-свистунок
Кряква
Цапля серая
Пустельга обыкновенная
Канюк
Чибис обыкновенный
Чайка серебристая
Жаворонок полевой
Синица большая
Сорока
Галка
Грач
Ворона серая
Ворон
Скворец обыкновенный
Воробей полевой
Зеленушка
Чиж
Щегол обыкновенный
Коноплянка обыкновенная
Снегирь
Овсянка камышовая