April 27, 2021

Коллаб века: «Северный глупыш» в гостях у «Болотов.Дачи»

Фотография Тиши Борзенко

Я уже тут рассказывал про Болотов.Дачу — очень клевый отель в Тульской области с деревянными скандинавскими домиками, «Циферблатом» и красивой русской дичью вокруг. Теперь это еще и хорошее место для тех, кто хочет начать наблюдать за птицами: там уже есть бинокли, а скоро появятся определители, и все это можно будет взять у администратора и отправиться гулять. Мне кажется, это очень круто, так что я рад помогать, чем могу.

Вчера мы приехали туда с Тишей и Маней, чтобы провести экскурсию для сотрудников: поискать вместе птичек и продолжить составлять местный чеклист. Вечером я немного рассказал о бердвотчинге — как это все устроено, а утром мы пошли практиковаться.

Спасибо Наде Кияктиной и Андрею Борзенко за предоставленные бинокли! Вместе с моим и дачными наскреблось целых пять штук! Надеюсь, Андрей не читает кэпшены мелким шрифтом и не узнает, что я потерял одну крышечку для окуляра!

Сначала мы даже никуда не отходили от «Циферблата» (это антикафе, где все играют в настольные игры, работают, столуются, смотрят кино и просто тусят) — наблюдали прямо с террасы.

Сейчас вокруг Дачи очень много рябинников, белобровиков, полевых воробьев, скворцов и сорок. И они все строят или занимают гнезда, а кто-то уже сидит на кладке. Мы видели рябинника, который сидел в гнезде, но ветки помешали его нормально сфотографировать. Зато вот красивый белобровик сидит над речкой Скнигой.

Белобровик (Turdus iliacus)

Белобровик сегодня не давал мне спать где-то с пяти утра. Кажется, мой мозг устроен так: если все голоса за окном знакомые, он не просыпается, но если звучит какая-то незнакомая песня, он автоматически включает программу определения. И будит меня. Голос был вот такой:

Не знаю, насколько это стандартная для белобровика песня, но в приложении Bird Guide и Merlin я ничего такого не нашел. Поэтому я страдал, а успокоился только перед самой экскурсией, когда наконец рассмотрел поющую птицу в бинокль. Сейчас искал такой голос в xeno-canto — пришлось довольно долго листать страницы с записями.

Все смотрят на гнездо рябинника

Еще над террасой летали щеглы, вот слегка размытый снимок. Сам щегол такой яркий, что расфокус даже не особо вредит:

Щегол (Carduelis carduelis)

Мы уже собирались идти гулять, но пришлось остановиться на крыльце: метрах в 150 от нас на столб села пустельга.

Пустельга (Falco tinnunculus)

Фотографировать сегодня было тяжело — маловато солнца, так что буду сопровождать некоторые снимки скринами из определителя.

Не успел я рассказать, как ловко пустельга умеет зависать в воздухе, появился следующий хищник — черный коршун.

Черный коршун (Milvus migrans)

В бинокль он, конечно, смотрелся лучше, чем на фотографии. Напоминаю, что коршуны в средней полосе — как зоны: бывают красные и черные. От других хищников коршунов легко отличить по большому треугольному хвосту.

Вот все по очереди смотрят в телескоп на пустельгу:

Прямо перед «Циферблатом» есть небольшое озерцо — там живет семья лебедей-шипунов (и выводят птенцов!). На них мы особенно не смотрели, потому что они и так всегда на виду. Посмотрели чуть-чуть на пару крякв и пошли в деревню. Чуть ли не сразу прямо перед нами в кусты села варакушка, но так быстро улетела, что разглядеть ее почти никто не успел. Ну, так бывает.

Я не буду подробно рассказывать о каждой встрече, расскажу только о самых интересных (а уже в конце повешу полный список). В прошлый раз я видел возле Болотов.Дачи зеленых дятлов и надеялся, что и сегодня удастся их показать. Так что когда я услышал чей-то похожий на сирену крик, сразу радостно объявил, что это зеленый дятел и надо его искать. Но в бинокль я увидел вертишейку, которую и сам-то до этого видел только раз в жизни. Рядом тусовались дубонос и зарянка. С первого раза вертишейку увидели не все, но мы нашли ее снова, когда с частью группы пошли на второй круг — и тут уже хорошо ее разглядели. А вот дубонос:

Дубонос (Coccothraustes coccothraustes)

В деревне тусовалась стайка сизых голубей («городских»), вокруг летали вяхири, а потом мы заметили на дереве их родственника — клинтуха. Как-то так вышло, что клинтухов я вижу очень редко.

Клинтух (Columba oenas)

Когда меня кто-то спросил, как я отличил его от сизого, я ответил, что у клинтухов матовые глаза. Все почему-то засмеялись! Ок, на самом деле я понимаю, что это и правда смешно звучит. Но так и есть — я действительно отличаю клинтухов по глазам — там не видно зрачка! Но не только по глазам, конечно.

Слева «дикий» сизый голубь, от которого произошли разномастные «городские», а внизу — клинтух. На самм деле различать их довольно прсто.

Мы погуляли пару часов, потом некоторым участникам надо было возвращаться работать. За это время зарегистрировали 31 вид.

У меня с самого начала была идея не навязывать всем российское приложение Bird Record 3.0, где я обычно регистрирую наблюдения, а показать, как пользоваться iNaturalist. Им удобнее пользоваться, там можно регистрировать не только птиц, но и все живое, есть нейросеть для определения видов по фотографиям, а также огромное сообщество пользователей, всегда готовых исправить ошибку или просто помочь. Но беда в том, что у меня почти нет опыта использования iNaturalist, так что сразу начались какие-то трудности. И я решил использовать ebird. Оказалось, что одновременно искать птиц, рассказывать о них, фотографировать и регистрировать не так просто. Так что часть чеклистов пришлось заполнять задним числом. Но это ничего.

Трэк посередине — вокруг Болотов.Дачи. Видно озерцо, река Скнига, окрестные деревни и поля

После завтрака удалось погулять еще раз — с теми, у кого был выходной. Как я уже писал, мы снова нашли вертишейку, а потом в поле встретили лугового луня.

Луговой лунь (Circus pygargus)

Это, конечно, был хороший повод рассказать, чем самец лугового луня отличается от самца полевого. Обратите внимание, например, на пестрины под крылом (сверху полевой, снизу луговой):

Мы отлично погуляли. И в целом это, конечно, были просто невероятно крутые выходные. Большое спасибо Оле Мордановой и всей команде Болотов.Дачи. А вот список, который мы составили за три поездки в 2019 и 2021 годах. Пока всего 53 вида, потому что два раза из трех я приезжал зимой, а один вот сейчас, когда еще не все птицы успели долететь. Болдом я выделил тех, кого мы видели/слышали в эти выходные — 24-25 апреля.

Кряква (Anas platyrhynchos)

Чернеть хохлатая (Aythya fuligula) [эту пару я увидел еще на подъезде к Болотов.Даче, в деревне Русятино]

Пустельга обыкновенная (Falco tinnunculus)

Лунь луговой (Circus pygargus)

Канюк (Buteo buteo)

Зимняк (Buteo lagopus)

Чибис обыкновенный (Vanellus vanellus)

Черныш (Tringa ochropus)

Чайка озерная (Larus ridibundus)

Чайка серебристая (Larus argentatus)

Вяхирь обыкновенный (Columba palumbus)

Клинтух (Columba oenas)

Голубь сизый (Columba livia)

Вертишейка (Jynx torquilla)

Дятел зеленый (Picus viridis)

Дятел большой пестрый (Dendrocopos major)

Дятел средний пестрый (Dendrocopos medius)

Дятел белоспинный (Dendrocopos leucotos)

Жаворонок полевой (Alauda arvensis)

Ласточка деревенская (Hirundo rustica)

Трясогузка белая (Motacilla alba)

Свиристель (Bombycilla garrulus)

Рябинник (Turdus pilaris)

Дрозд черный (Turdus merula)

Белобровик (Turdus iliacus)

Дрозд певчий (Turdus philomelos)

Зарянка (Erithacus rubecula)

Варакушка (Luscinia svecica)

Пеночка-теньковка (Phylloscopus collybita)

Синица длиннохвостая (Aegithalos caudatus)

Пухляк (Parus montanus)

Лазоревка (Parus caeruleus)

Синица большая (Parus major)

Поползень обыкновенный (Sitta europaea)

Пищуха (Certhia familiaris)

Сорокопут серый (Lanius excubitor)

Сойка (Garrulus glandarius)

Сорока (Pica pica)

Галка (Corvus monedula)

Ворона серая (Corvus cornix)

Ворон (Corvus corax)

Скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris)

Воробей домовый (Passer domesticus)

Воробей полевой (Passer montanus)

Зяблик (Fringilla coelebs)

Зеленушка (Chloris chloris)

Щегол обыкновенный (Carduelis carduelis)

Коноплянка обыкновенная (Acanthis cannabina)

Снегирь (Pyrrhula pyrrhula)

Дубонос обыкновенный (Coccothraustes coccothraustes)

Овсянка обыкновенная (Emberiza citrinella)

Лебедь-шипун (Cygnus olor)