May 15, 2021

Малая мухоловка прямо во дворе

Сидел дома возле открытого окна и собирался написать наконец отчет о нашей с Андреем поездке на квадраты в Серпуховской район Московской области. И услышал из окна непривычный голос. Очень ритмичный, похожий по тембру на большую синицу, но точно не ее: у песни был очень четкий рисунок, но не синичий. Послушайте запись — вот ровно такое я и слышал:

Сначала я предположил, что это какая-то странная горихвостка, но почти сразу сообразил, кто это может быть на самом деле. Включил голос в приложении Collins Bird Guide и тут же понял, что попал. Выскочил во двор, нашел птицу, но сфотографировать ее оказалось очень трудно — сама птица очень маленькая, держалась высоко в листве, и постоянно слетала с ветку на ветку. Я уж не говорю про короткий ливень, который вдруг начал меня заливать.

Малая мухоловка очень красивая птичка — с красным горлышком, как у зарянки. Это кстати мой фотолайфер — я ее и всего-то их встречал пару раз в жизни, а сфотографировать прежде ни разу не удавалось.

Вот рисунок из определителя:

В видео в канале я назвал малую мухоловку очень редкой, но в целом она, конечно, не такая уж и редкая. Просто я никак не ожидал ее найти в центре Москвы. И действительно, оказалось, что это первая регистрация на квадрате К-7 Атласа Москвы — раньше там было зарегистрировано 87 видов, теперь будет 88. А всего в центре Москвы за 10 лет было меньше 10 наблюдений этого вида:

Впервые я слышал малую мухоловку несколько лет назад в Латвии, в довольно глухих местах возле границы с Россией. Мы с Тишей тогда возили очень крутого латвийского орнитолога Мариса Стразда по гнездам черных аистов — в качестве волонтеров с машиной. Несколько сотен километров за рулем с лихвой окупались блестящими лекциями о птицах — в машине и в поле. Мы заодно регистрировали птиц для Атласа Латвии, и Марис учил нас различать голоса — песню садовой камышовки, вертишейки, малой мухоловки и других. Понятно, что это не работает так просто — услышал голос и запомнил. Марис обращал внимание на определенные признаки, которые помогают запомнить песню или позывку — например, что садовая камышовка после нескольких трелей всегда цыкает — ляляля ЦЫК тютютю ЦЫК и так далее. Кажется, именно Марис сказал про малую мухоловку, что она поет, как сумасшедшая большая синица — похоже, но рисунок не такой простой как у БС.

Словом, я очень рад. А отчет потом напишу, извините.

Доктор Марис Страздс и Тихон Борзенко ищут малых подорликов