January 23, 2022

День Д: 6 видов дятлов за один выезд!

Мне чертовски не хватает последовательности при изучении своих квадратов. Глеб Кириллов начал собирать данные на своем квадрате всего год назад, два квадрата уже закрыл, и еще несколько закроет в скором времени. Потому что он аккуратно посещает их раз в месяц. Да еще и без машины, что вообще шок. Ссылка на доклад. 

Это цитата из моего поста об осеннем семинаре в Зоомузее МГУ. Для тех, кто недавно подписался на этот канал (спасибо!), поясню: я исследую два квадрата по 100 кв. км. — собираю данные для Атласа гнездящихся птиц Московской области. Если вы тоже хотите в этом участвовать, но сомневаетесь в своих навыках или ресурсах, можете написать мне — попробую ответить на вопросы. Волонтеров Атласу ужасно не хватает.

Я не знаю, на сколько меня хватит, но в 2022 году я решил взять пример с Глеба, начать новую жизнь и тоже посещать свои квадраты раз в месяц. Зима — не исключение: помимо гнездящихся, на квадратах отмечают и зимующих птиц: за этим тоже важно и интересно следить.

У меня два соседних квадрата в Одинцовском районе. Я решил поехать на 37UCB3_13, потому что на втором с зимующими все более или менее прилично, а на 13-м — всего 14 видов. 14 — это мало: если квадрат нормально исследован зимой, там должно быть никак не меньше 20 видов. Сегодня я подправил ситуацию: встретил за день 22 вида, из них 8 видов раньше не были зарегистрированы зимой, а 4 — и вовсе оказались новыми для квадрата в целом.

Сначала я поехал в Матвейково, там на меня выскочила собака

Большая синица

Накануне я долго изучал карту и выбирал, куда именно отправиться — ведь квадрат огромный, и нужно заранее искать подходящий биотоп, а еще подумать, куда поставишь машину. На моих квадратах все еще осложняется тем, что это Рублево-Успенское шоссе — там сплошные заборы, шлагбаумы и охранники. В итоге я решил поехать в самую юго-западную точку — в деревню и одноименный поселок Матвейково. Меня соблазнили запруда реки Слезни — я подумал, что если там есть кусок открытой воды, можно будет найти зимующих уток. Ничего подобного — единственный живой организм, который я встретил на пруду, был рыбак с термосом и ледобуром. В поселке было куда веселее: сороки, рябинники, большая стайка полевых воробьев (ни одного домового воробья я сегодня не встретил), длиннохвостые синицы и т.д. А еще — огромное количество дуплянок, штук 15. Надо будет весной заехать и посмотреть, кто там загнездится. После поселка я решил еще походить по деревне и тут же почувствовал разницу: пока я регистрировал старое сорочье гнездо, на меня выскочила собака и с позором выгнала. Вот чеклист из Матвейкова.

Потом я зачем-то проехал под «блин»

Следующий участок я выбирал в машине с телефона, одновременно пытаясь восстановить дыхание после встречи с собакой. И выбрал какой-то относительно густой лесок, неподалеку от Горок-10. Навигатор повел меня под знак «движение запрещено» (тот, который «блин», а не «кирпич»), и я почему-то решил его послушать. Остановился, вылез, зарегистрировал 5 не особо примечательных видов, и поехал в Горки. Чеклист

Наконец-то нашел крутое место!

Посмотрите на эту карту: это очень хорошее место для наблюдений зимой, да и не только зимой. Самый простой способ найти хорошее место — искать пересечение разных биотопов. Вот тут есть и многоэтажные дома (потенциально — серые вороны, галки, голуби, воробьи и т.п.), и опушка с полем (потенциально — зимняк, серый сорокопут, щеглы, чечетки, серые куропатки) и т.п.), и лес (примерно все остальные зимующие). Я поставил машину на парковку возле дома и пошел мимо домов в сторону церкви Серафима Саровского. Зарегистрировал по дороге голубей с галками, и встретил белку.

Белки часто тусуются на птичьих кормушках

Потом увидел сойку, которая летела с куском хлеба и уселась на ближайшей ветки его есть. Она сидела в хвое, так что темновато, сорри.

И прямо тут же заметил на дереве седого дятла — и очень обрадовался: все-таки это не большой пестрый, седой куда реже попадается, и я давно их не видел. Фотография тоже получилась темная, и пока я крутил настройки и выбирал позицию получше, дятел улетел. Кстати, я сегодня решил тряхнуть стариной и фотографировал на свой обычный Canon с объективом Sigma до 400 мм.

Седой дятел

Потом я углубился в лес и пошел по утоптанным тропкам. Там гуляло довольно много людей — на лыжах, с собаками или просто так. И вдоль тропок было очень много кормушек. Буквально через каждые 15 метров. И в основном там был не хлеб, а куда более полезная еда — семечки, сало, кое-где даже яблоки и орехи. Кормушки очень активные — и в плане птиц, и в плане людей, которые к ним ходят, подкладывают новый корм и радуются птичкам. Непосредственно на кормушках встречены: большие синицы, московки, пухляки, лазоревки, длиннохвостые синицы, поползни и снегири. Дятлы тусовались возле кормушек, но самый смелый просто долбил клювом по крышке бутылки.

Пухляк
Снегири
Самка снегиря
Московка
Поползень
Большой пестрый дятел

Вообще больших пестрых дятлов было какое-то безумное количество. В какой-то момент я с одной точки насчитал то ли 4, то ли 5 штук. Многие держались парой на одном дереве, но это не значит, что это уже прямо пара-пара: более того, кажется, там были исключительно самки. После седого дятла и БПД я еще услышал желну — ее полетный крик. Саму птицу я не увидел, но для регистрации крика достаточно, я хорошо его выучил. Вот тут можно послушать: только не протяжный крик в начале, а вот это брум-брум.

Я гулял, находил новые кормушки, регистрировал возле каждой почти всегда один и тот же набор кормушечных птиц, и так догулял до машины — телефон почти сел, и я тоже. Вот первый чеклист из Горок. Пока я заряжал телефон и ел бутерброд с салом (это очень приятно после снежного похода), я все время думал, что делать дальше — ехать поближе к полю искать сорокопута и вьюкровых или продолжить бродить по лесу в надежде встретить кого-то нового. И решил, что уезжать не буду, просто чуть-чуть сменю маршрут.

И тут мне выпал дятловый стрит-флеш

Сначала я просто бродил, останавливаясь возле неиссякаемых кормушек, и регистрировал обычных подозреваемых. Потом вдруг услышал протяжную дробь, и даже успел записать ее на айфон. Послушайте:

Первое, что я понял — это не большой пестрый дятел. У БПД дробь очень короткая. Я решил, что это дробит желна. Но потом нашел дятла глазами — белоспинный. Не то что какая-то редкость, но я помнил, что на этом квадрате белоспинного еще не было (в отличие кстати от седого), поэтому жутко обрадовался. Кое-как сфотографировал:

Белоспинного дятла легко узнать по белой спине, а если белой спины не видать, можно узнать по пестринам на груди. У БПД грудь чистая, без пестрин.

Удивительно, конечно, слышать дробь дятла в январе — ведь для дятлов это территориальный звук, все равно что песня. Они специально выбирают самые большие и полые сушины, чтобы звук раздавался по всей округе. До этого в я слышал совершенно весенние песни лазоревок, больших синиц и пухляков. В январе, да. Чудны дела твои, Господи.

Ровно с той же точки я заметил большого пестрого дятла. А чуть ниже — та-даам, средний! Новый вид для квадрата.

На этом безумие не закончилось. Я услышал крики кедровки. Если бы не куча соек и воронов, которых я слышал за этот день, я, может быть, засомневался бы. Но тут мне было с чем сравнить. Я очень надеялся, что кедровка покажется и даст себя сфотографировать, но увы. И звук я тоже записать не успел. Но смело зарегистрировал, пусть она и редкая для Подмосковья — тут сложно с кем-то спутать.

Я так обрадовался кедровке и дятлам, что ждал каких-то новых находок — в том числе совершенно целенаправленно искал сов. И в какой-то момент услышал крик серой неясыти! Но очень коротко, так что не факт, что это была неясыть, а не мое больное воображение. Регистрировать не стал, конечно. Я уже почти вернулся к машине, но потом все-таки решил вернуться к месту, где слышал кедровку — в надежде, что она прилетит. Не прилетела. Зато я встретил еще одного дятла — малого пестрого. И почувствовал себя повелителем дятлов. Чеклист.

Список видов за день (22)

Большой пестрый дятел

Средний пестрый дятел

Малый пестрый дятел

Белоспинный дятел

Седой дятел

Желна

Длиннохвостая синица

Пухляк

Московка

Лазоревка

Большая синица

Поползень

Пищуха

Сойка

Кедровка

Галка

Сорока

Серая ворона

Ворон

Сизый голубь

Рябинник

Полевой воробей