January 18, 2021

1,5 часа пешком в -19С — отлично

В Москве уже много лет проводят учеты водоплавающих птиц — в том числе зимующих. Координирует эту программу Ксения Всеволодовна Авилова. Учеты устроены так: есть контрольные маршруты, по которым в определенный день проходят волонтеры и считают зимующих крякв — ну и тех, кто там еще тусуется на воде. Я раньше в московских учетах никогда не участвовал, только в рижских, но тут Ксения Всеволодовна написала в рассылку, что Водоотводный канал остался без наблюдателя, так что я вызвался. Доехал на такси до Шлюзового моста и оттуда пошел пешком вдоль канала.

Вот мой маршрут. Я шел справа налево — со стороны Павелецкой и до Крымского моста.

Вся река замерзла, но возле мостов и стоков остались небольшие полыньи — так бывает почти всегда. Утки там и тусуются. На первой же полынье я нашел кое-что редкое.

Лысуха (Fulica atra)

Это лысуха (Fulica atra). Вообще они перелетные. Некоторые остаются в городе, но это все-таки редкость, насколько я понял. Если смотреть по базе ru-birds, в центре их вообще не регистрировали раньше. Дальше началась рутина. Считать птиц глазами в таких скоплениях довольно бессмысленное занятие, особенно когда температура -19. Так что нужно было их просто отфотографировать, а считать уже дома — отдельно самцов и самок. В фотошопе есть специальный счетчик, но мне было легче пронумеровать всех вот так:

До Крымского моста я дошел примерно за 1,5 часа. Там я встретил двух хохлатых чернетей, причем у самки белая маска была не только по бокам клюва, как обычно, но и сверху — как у морских чернетей. Но это была все-таки хохлатая.

Хохлатая чернеть (Aythya fuligula)
Хохлатая чернеть, самец

Результат учета нужно подавать в таблицах. Я насчитал 512 крякв — 305 самцов и 207 самок. Чаек считать поленился, может потом посчитаю по фотографиям.