September 12, 2020

Миллиард новостей

У меня так бывает с этим каналом: появляется чуть больше свободного времени, я чуть чаще выбираюсь за птицами и начинаю более или менее регулярно рассказывать об этом в «Глупыше». Даже задумываю какие-то рубрики и анонсирую скорые посты. А потом — бам! — накрывают дела, на птиц не остается ни времени, ни энергии. То есть на птиц остается, а на канал не очень. Чувство вины мучает. За последнее время у меня накопилось много штук, о которых хочется рассказать, так я решил рассказать обо всем скопом.

238-й вид в списке

Помните, я рассказывал, что на Сааремаа видел куликов, которых никак не мог определить: это обычные большие улиты (Tringa nebularia) или новый для меня вид — поручейник (Tringa stagnatilis). Я не смог сделать нормальные фотографии и очень страдал над плохими: то мне казалсь, что это совершенно точно поручейник, то наоборот. Дело в том, что эти виды безумно похожи друг на друга — во всяком случае, если нет полевого опыта в их определении. Я разослал лучшую фотографию знакомым орнитологам и бердерам, они подтвердили, что у меня лайфер, ура!

Из определителя «Птицы Европейской части России» В. К. Рябицева: «От большого улита [поручейник] отличается мелкими размерами, тонким и прямым шиловидным клювом. В полете следует обращать внимание на длину ног и светлые подкрылья с темной полоской на нижних кроющих кисти (у большого улита такой полоски нет)». Про темную полоску — интересная деталь, в Collins об этом ничего не говорится. Вот картинка:

Прямой клюв и полоски это хорошо, но самое важное отличие, мне кажется, это размеры. А разницу в размерах не всегда просто определить, когда не с чем сравнить. Вот хорошее видео, где эта разница видна:

Спасибо орнитологам Павлу Квартальному (подпишитесь в фб, не пожалеете), Елену Шнайдер (надеюсь, вы давно подписаны на «Экспедиционные картинки»), Севе, автору отличного канала «Чокнутый натуралист», а также Юре Силиневичу и всем остальным, кто помогал. 238 вид по всему миру — это очень мало, но я всегда утешаю себя тем, что мне хватит одной нормальной поездки за пределы средней полосы, чтобы прибавить пару десятков видов.

Еще несколько приятных птиц с Сааремаа

Большой кроншнеп (Numenius arquata)
Большой кроншнеп (Numenius arquata)
Исландские песочники (Calidris canutus)
Ооооочень подозрительная птица, которая после долгих споров и размышлений была назначена самкой шилохвости
Золотистая ржанка (Pluvialis apricaria)
Золотистая ржанка очень похожа на тулеса (Pluvialis squatarola), но их очень легко отличить по подкрыльям — у ржанки нет черных пятен под крылом, а у тулеса есть.

Новый определитель!

Поддержал на «Планете» издание двухтомника «Птицы Европейской части России» В. К. Рябицева и спустя пару месяцев получил его двухтомник. Еще один экземпляр друзьям — в награду за вклад в пополнение материала для Атласа гнездящихся видов Московской области (well done!). Заказать книгу можно здесь. Я даже снял анпакинг и обзор, но он получился на 20 зануднейших минут, и что-то я застеснялся выкладывать.

85 видов в августе, новая жизнь c eBird


Как я уже писал раньше, в Эстонии я стал очень активно пользоваться eBird. В последнее время я не пользуюсь им в Латвии и России, предпочитая пополнять национальные базы. А тут увлекся и даже добавил какие-то очень старые наблюдения, чтобы мой ebird'овский лайфлист выглядел не таким куцым. Я прошел бесплатный курс о том, как правильно использовать eBird и жить стало проще. 85 видов за август — не так плохо (написал я и вспомнил, что на соревновании «Битва башен» команды набирают столько и больше за сутки с одной точки).

Наблюдения из окна

По дороге из Риги в Москву видел в окно с десяток кобчиков (Falco vespertinus) — они сидели целой стайкой на проводах. Это такие соколы. Не то что редкие, но я до этого видел только пару раз.

В Москве я начал ходить в редакцию к нам на Ленивку и на второй день услышал другого сокола — чеглока (Falco subbuteo). Видимо, они там все-таки гнездятся — прямо возле Кремля.

Чеглоки на углу Ленивки и Волхонки. Август 2019 года.

Новые птицы в списке Апшуциемса

Мы с Анастасией Самохиной (в ее фб много отличных фотографий птиц) ведем список птиц нашего любимого латвийского поселка. В этом году он пополнился куликом-сорокой и песчанкой — теперь в списке 95 видов. До сотни осталось совсем немного.

А это просто малый пестрый дятел из Апшуциемса. Напоследок.