January 12, 2022

У меня два лайфера за день. В Подмосковье!

Так, все, больше нельзя ждать. В самом конце каникул, 8 января, у меня была одна из лучших поездок за птицами за очень долгое время. Надо сказать, что в последнее время я совсем никуда не выбирался, и даже забросил квадраты, которые мониторю для Атласа птиц Московской области. Вот разве что по Тарусе погулял 1 января. А тут случился прямо выезд-выезд.

Как правило, я езжу за птицами один, и не для того, чтобы найти какие-то конкретные виды. Но тут я познакомился с замечательной Марией Шведко, которая давно меня вдохновляет. Как-то на семинаре я слушал ее доклад о чайках Москвы. Как я много раз здесь писал, чайки — это страшный сон бердвотчера, их очень трудно отличать друг от друга, не говоря о всяких тонкостях вроде определения возраста и т.д, поэтому люди, которые в них так хорошо разбираются вызывают у меня восторг. Мария — биолог по образованию, потом много лет не работала по специальности, а некоторое время назад вернулась и делает очень много всего разного и полезного в орнитологии. Работает в Союзе охраны птиц России (она — зампредседателя Московского областного отделения), координирует ежегодные учеты зимующих водоплавающих в Московской области (кстати там очень нужны волонтеры, присоединяйтесь!), составляет календари весеннего птиц, собирает данные для Атласа МО, ездит в научные экспедиции и т.д.

На каникулах я публично посетовал в бердерском чате в телеграме, что ни разу не встречал тетеревов, хотя вроде бы это не какая-то невероятная редкость. И получил от Марии приглашение отправиться в поездку по Сергиево-Посадскому и Талдомскому районам, где с большой вероятностью тетеревов можно встретить.

Мы начали бердить около 9 утра, нас было восемь человек на трех машинах. Это было что-то вроде бердинг-сафари — мы в основном перемещались на машинах, фотографировали птиц из окна, а когда надо было, выходили. Ехать приходилось по заснеженным полям, продвигаться было сложно, так что пару раз всем приходилось пересаживаться ко мне — внезапно моя машина оказалась вездеходом. Правда, для бердинг-сафари она все равно не самая удобная, потому что у каравеллы опускаются только передние стекла и фотографировать через окно трудно.

Фотография Галины Миркиной

Первый, кого мы встретили, если не считать сорок, был серый сорокопут — маленький хищник из отряда воробьинообразных. В Подмосковье (иногда в Москве) их обычно видят именно зимой. Если сорокопут на участке есть, найти его легко — они сидят на присаде посреди или на окраине поля и высматривают добычу, какого-нибудь мелкого грызуна. Мои фотографии вышли несколько размытыми, так что вот нормальный снимок Галины Миркиной:

Серый сорокопут. Фотография Галины Миркиной

Почти сразу кто-то заметил тетерева (Lyrurus tetrix)! Слава богу, я вовремя сообразил, что мне не стоит пытаться на таком расстоянии фотографировать летящую птицу, и лучше повнимательнее рассмотреть ее в бинокль. Лайфер! Еще одна фотография Галины Миркиной:

Тетерев, самка. Фотография Галины Миркиной

Это самка тетерева. Самец выглядит несколько ярче, как часто бывает у птиц. См. картинку из определителя:

Не успели мы немного отъехать, как кто-то заметил на верхушке дерева метрах в 200 от нас какую-то довольно крупную птицу. Честно говоря, я сперва решил, что это кто-то из врановых. Но это была ястребиная сова (Surnia ulula)! Я хоть и знал, что мы можем ее встретить, об этом говорилось в анонсе поездки, но не ожидал, что нам и правда повезет. Просто посмотрите, какая красивая!

Тут совсем уж плохая фотография, но зато оцените поворот головы! 180 градусов. Ястребиные совы — дневные хищники, и манера их охоты напоминает манеру сорокопута: они высматривают добычу с присады. Каким образом можно рассмотреть и тем более расслышать с такого расстояния грызуна в таком снегу я не очень понимаю. Но совы такие!

Ястребиная сова для Московской области — невероятно редкий вид, на грани исчезновения, входит в местную Красную книгу. Онлайн-базы вроде ebird не показывают такие наблюдения в чеклистах, чтобы люди не слишком беспокоили редких птиц. Вдумчивые люди и сами очень аккуратно сообщают о редкостях, потому что последствия огласки бывают разными и неприятными. Если кто-то хочет узнать побольше о ястребиных совах, можно прочесть очень хороший очерк орнитолога Арсения Кречмара.

Теперь в списке встреченных мною сов уже целых 6 видов. А всего птиц — 247 видов. Мало, очень мало, но это я еще почти никуда не ездил толком. А вот фотография Евгении Тригер — сова в полете. Красиво!

Ястребиная сова. Фотография Евгении Тригер.

А вот тут Мария Шведко сфотографировала, как мы увлеченно фотографируем сову. Погода кстати была почти все время роскошная — мороз (легкий) и солнце.

Мария Шведко сфотографировала, как мы фотографируем сову

Почему-то мелких птиц мы почти не встречали, хотя биотопы были очень подходящими для чечеток и щеглов. Только раз встретили стайку лазоревок, и очень надеялись, что встретим среди них редкую белую лазоревку, князька: ее видели за несколько дней до этого примерно в том же районе. Но увы! Зато встретили зимняков.

Зимняк

Еще видели орлана-белохвоста — правда, так далеко и высоко, что даже пытаться его сфотографировать не имело особого смысла. Но я очень рад этой встрече — сколько я их видел в Латвии, а в Московской области, кажется, впервые вижу.

Среди полей нам встречались не только птички, но и млекопитающие. Например, сразу два лося. Правда, первого я как-то не заметил и не успел сфотографировать, он убежал. Хорошо, что с нами были фотографы повнимательнее:

Фотография Марии Шведко

Лося в 15 метрах я прозевал, зато заметил лисицу метрах эдак в трехстах. Фотография соответствующая:

Лиса

Мы отчаянно искали серых куропаток и еще тетеревов, но так и не нашли. Но все равно поездка была совершенно отличная. Помимо самих наблюдений, приятно пообщаться с людьми, которые тоже любят птичек и хорошо в них разбираются. Было ужасно приятно уже в конце поездки потусить возле машин, выпить чаю из термоса и потрепаться.

Бригада

Напоследок еще раз хочу сказать про учет зимующих водоплавающих: если вы живете в Московской области и умеете определять виды птиц (пусть не очень хорошо), напишите Марии. Я тоже участвую в учете, как и в прошлом году, но в Москве. Там вроде бы все участки уже разобраны.

Список встреченных видов:

Тетерев (Lyrurus tetrix) — 1

Сизый голубь (Columba livia domesticus) — 200 (проезжали через деревню и там возле какой-то сельскохозяйственной постройки тусовалось огромное количество голубей)

Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) — 1

Ястребиная сова (Surnia ulula) — 1

Серый сорокопут (Lanius excubitor) — 2

Сойка (Garrulus glandarius) — 1

Сорока (Pica pica) — 20

Серая ворона (Corvus cornix) — 3

Ворон (Corvus corax) — 18

Лазоревка (Cyanistes caeruleus) — 2

Большая синица (Parus major) — 3

Рябинник (Turdus pilaris) — 2

Снегирь (Pyrrhula pyrrhula) — 6