Критическое мышление и защита от манипуляций
June 30

"Посидеть на дорожку" и другие не вполне понятные интуитивные психотехнологии

Сегодня мне попалась статья на Дзене :

«Люди в возрасте живут в ускоренном времени». С. Лазарев о том, почему в старости время ускоряется, и как его замедлить | Просто Жить | Дзен (dzen.ru)

Удивительный и редкий факт: с некоторыми соображениями "доморощенного эксперта" Сергея Лазарева я вполне согласен, хотя не со всеми деталями в объяснении психологических механизмов. Например, я лично в самом деле чувствую, что с годами время для меня бежит быстрей, и это в самом деле связано с тем, что я очень тороплюсь... успеть при жизни завершить какие-то проекты, которые мне очень и очень кажутся значимыми в экзистенциально-смысловом плане...

Но вот читаю в этой же статье такой выделенный абзац и задумываюсь в большущем сомнении:

Цитата из упомянутой статьи Сергея Лазарева на Дзен-канале "Просто жить".

Дело в том, что мне с детства этот самый ритуал привил мой отец (артист Георгий Шмелев), который обязательно с домашними садился перед отправкой на гастроли - "посидеть перед дорожкой". Летал он очень много с конца 50х годов и на протяжении всех 60х годов на очень еще несовершенных самолетах по самых медвежьим углам Советского союза - там, где были наши военные базы и полигоны, летал как руководитель эстрадного ансамбля от ЦДСА - Центрального Дома Советской Армии (когда-то он даже назывался "Дом офицеров"). Он с ансамблем выступал и на Семипалатинском полигоне, и на самой северной авиабазе на Земле Франца Иосифа... Приходили один за другим тогда негласные сведения об очередной авиакатастрофе в стране (в газетах старались это тогда не освещать вовсе). Но отец нашел себя в тот момент в этой работе и ... все время летал.

Так в чем смысл этой интуитивной психотехнологии? В детстве и молодости я в этом не видел никакого смысла, кроме чисто суеверного ритуала. Но с годами понял это так, что посидеть - это ОТСТРОИТЬСЯ от текучки! - Это прекратить хотя бы на полминуты суету, связанную со сборами, с разной "беготней" по городу (по неотложным делам) и по углам квартиры в поисках вещей, которые надо обязательно не забыть взять с собой. В этот момент молчаливый тишины в голову, как правило, в самом деле приходят мысли о чем-то самом главном, что надо вспомнить, взять с собой, или не забыть сказать что-то ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ тем, кто остается.

Да не помню я (ни из практики своего отца, ни из своей личной практики), чтобы в ходе этого ритуала происходил какой-то отказ от поставленной цели. На самом деле действует целая система целей. И все кажутся важными. И пока мы гонимся за каждой, у нас нет в голове четкой иерархии этих целей - упорядочивания их по значимости. Надо немножко прекратить гонку и слегка впасть хотя бы в легкую медитацию, чтобы осознать ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ (!).

А Вы что думаете?

Вам интересна это интересно - эта во многом новая рубрика в моих публичных размышлениях? Ее можно было бы назвать так:

"Наукообразный анализ смысла интуитивных психотехнологий".


Автор фото на обложке этой статьи-заметки - Андрей Гурочкин (dzen.ru)