Психосоматика
July 18, 2018

Практическая психотерапия (#003)

В кабинет быстрым шагом зашёл молодой мужчина. Он протянул руку и представился: «Меня зовут Виталик».

«Мое имя Сергей Юрьевич», - сказал я.

Он сел на стул и расположился так, чтобы не иметь прямого контакта глаза в глаза. Разговор начался с меня. Я стал расспрашивать о причинах его визита.

Оказалось, что его направил другой врач с целью определить, есть ли какие проблемы психического характера. На самом деле, он был в первый раз на приеме у психотерапевта, и мне важно было успокоить его.

В процессе беседы стало понятно, что симптомы, с которыми он обратился к врачу, имеют психологические причины. Пациент рассказал, что испытывает проблемы в отношениях с женой, не довольной тем, что им постоянно не хватает денег. Каждый раз, когда он возвращается домой, жена устраивала разговор на тему очередных расходов. Ему приходилось много работать, чтобы содержать семью.

Пациент очень мало проводил времени дома, с детьми. Он совершенно не успевал заботиться о себе и своём здоровье. Получается, что мужчина нигде не чувствовал своей ценности и важности. Максимум, что он делал для себя - это заходил к разным врачам раз в пол года, чтобы те выписали какие-нибудь таблетки. Он их пил, но ничего не менялось.

«Я уже устал от этих таблеток, которые мне не помогают!»

«Я отчаялся и не знаю, что мне делать», - сказал мужчина и чуть было не заплакал. Но довольно быстро взял в себя в руки. Я спросил о том, что с ним происходит, и он ответил: « Мне отец запрещал плакать, а мать говорила, что я размазня».

Меня до сих пор трогает его история. Одновременно, я испытываю негодование тем, как относятся взрослые к проявлениям детских эмоций. Ведь на этих этапах жизнь человека существенно осложняется.

При том, что родители запрещали ему плакать, они периодически сами устраивали в семье разборки. Папа иногда мог в пьяном угаре ударить маму. И ребёнок стал бояться агрессии родителей, а потом вовсе отказался от проявления злости, потому что не хотел быть таким как отец.

Таким образом, мы видим запрет на проявление тех эмоций, которые являются необходимыми для жизнедеятельности. Чувства отчаяния и беспомощности позволяют вовремя обратиться за помощью, отдых необходим во время усталости, а злость может защитить от опасности.

Когда я стал узнавать, почему жена не выходит на работу, он тут же попытался набрать в легкие больше воздуха, как будто он хотел, но никак не мог надышаться. Он впервые за долгие годы стал чувствовать злость, которой было так много, что захватывало его дыхание.

Осознавайте и берегите себя!