Психосоматика
July 18, 2018

Практическая психотерапия (#005)

Этот случай из практики, который тронул меня до глубины души.

Помимо частной психотерапевтической практики, я еще работаю в коммерческой клинике. И довольно часто консультирую пациентов, направленных от специалистов смежных направлений. Как правило, если врач рекомендует меня, то быстрее всего у пациента психосоматическое расстройство.

В очередной раз врач-невролог обратился ко мне за помощью. Он прислал пациентку с жалобами на приступы головокружения. Я уже знаю, что подобные симптомы возникают в результате отсутствия адекватного кровоснабжения мозга необходимым для него количеством кислорода. Причиной этого является сдавливание сосудов мышцами шейного отдела позвоночника. Сдавление происходит из-за двух причин: либо мышечный спазм приводит к сдавливанию, либо изменения в самом позвоночнике, что тоже нередко является следствием дегенеративных изменений в мышце. Таким образом, я как психотерапевт имею дело с таким телесным феноменом, как мышечный спазм.

Часто в мышечном напряжении лежат психоэмоциональные проявления.

Я стал расспрашивать пациентку, и выяснилось, что у ее матери месяц назад обнаружили онкологию. В результате такого потрясения первые две недели, она находилась в шоковом состоянии и не могла поверить в такой расклад.

Что уж говорить, это действительно большое горе не только для нее, но и для всей семьи. В это время все вокруг делают вид, что «все нормально», «диагноз может быть ошибочным», «это какая-то ошибка» и много других избегающих мыслей и переживаний. Это нормальная реакция для любого человека, который столкнулся с подобным горем. Но потом наступает следующий этап. Этап осознавания реальности, наполненный интенсивными переживаниями в виде страха, боли, отчаяния и рыданий.

Как раз в такой момент пациентка попала в поле зрения специалистов с жалобами на плохое физическое состояние. Почему у нее возникло напряжение высокой амплитуды, что вызвало кислородное голодание мозга?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, я спросил себя: «Почему женщина, рассказывая историю про свою маму, никак не проявляет своих чувств? Как будто, она заморозила их, чтобы не сталкиваться с болью?»

Я стал искать ответ на этот вопрос, и, спустя пол часа нашел его.

Все дело в том, что пациентка запретила себе переживать боль по поводу онкологии матери и, тем самым, тормозила очень важный процесс принятия этой болезни. Она из последних сил сдерживала слезы.

Сначала, я предположил, что она стесняется своих чувств, но потом быстро понял, что это не та ситуация, где можно этого стесняться. Поддержав ее в том, что она очень стойкая и сильная, я выразил свои опасения по поводу ее здоровья. Тем самым, она почувствовала в нашем общении заботу о себе и расплакалась. Слезы текли по ее щеке, не переставая. Как будто, разразился вулкан, который долгое время спал мертвым сном.

Чуть позже, когда стала успокаиваться, она призналась в том, что сама чувствует себя маленькой девочкой. Она нуждалась в поддержке мамы, которая болела серьезным заболеванием. «Мне стыдно перед мамой за то, что в такой ответственный момент, когда ей нужна моя поддержка, я веду себя как маленькая беззащитная девочка!» Именно это не позволяло пациентке просить о помощи не только у мамы, но и у остальных близких людей. На нашей встрече она делала то же самое, что и с другими. Это не позволяло ей выразить свою боль.

В конце нашей с ней встречи она снова расплакалась, но уже более спокойно. Напряжение стало уходить, а головокружение прошло.

Друзья, будьте к себе внимательней! Берегите себя!