Психосоматика
July 18, 2018

Практическая психотерапия (#004)

На приём пришла пациентка и стала перечислять жалобы на то, что периодически в общественном транспорте она теряет сознание.

До нашей встречи она прошла немало специалистов, которые так и не смогли найти причину её болезни. Спасибо, моей коллеге-кардиологу, которая сразу поняла в чем дело и направила девушку ко мне на консультацию!

Мы стали вместе прояснять её жизненный фон. А именно, работу и семейные отношения. Первымb, выявились проблемные отношения на работе, так как девушка на этом настаивала и даже рассказала о том, как ей приходится много работать. Бывало такое, что она брала работу на дом.

Тут я стал потирать руки, потому что знал, что у неё есть пробел в области отстаивания личных границ.

На тему работы было затрачено несколько встреч и выполнено девушкой несколько важных заданий. Она стала больше говорить с начальством о своих потребностях, обозначила своё место в трудовых отношениях, и проблема с работой была снята с повестки встреч.

Я был удивлён такому повороту событий, так как не понимал, откуда берётся симптом в виде головокружений и потери сознания?

Пока пациентка на одной из последних наших встреч продолжала делиться тем, как у неё все хорошо, я внимательно слушал и скучал.

«Уж слишком все у неё замечательно! Я не знал, завидовать ей или тревожиться?»

Тут она подошла к теме отношений с мужем, о которых с первой нашей встречи говорила с упоением и восхищением!

И я вспомнил!

Ещё в первый раз пациентка много раз повторяла о том, что её муж - подарок судьбы: «Он лучше всех! Он такой умный, красивый! Он во всем хороший!»

На этой встрече повторялось все снова и снова.

Я спросил: «Есть ли у него недостатки?»

«Нет», - ответила она.

Но при этом я от неё услышал, что она никогда ему не перечит, потому что боится его «расстроить». Если между ними возникали разногласия, а это было крайне редко, то она постоянно испытывала чувство вины перед ним.

Как вы уже поняли, её как женщины, со своими собственными потребностями не было. Были его желания, и она жила его жизнь.

Я сказал, что меня беспокоит такое положение дел. Ведь, у девушки совсем не оставалось своего личного пространства в отношениях. Она жила жизнь мужа, а не свою. Где-то в глубине души пациентка это понимала, и когда я стал озвучивать свои опасения по поводу ее семейных отношений, она заплакала, опустив голову.

В этот раз она мне призналась в двух принципиальных вещах. С одной стороны, девушка боялась признаться мне в том, что она зависима от мужа и всячески избегала этой темы. С другой, оказалось, что после каждого её стремления отстаивать свою позицию, муж мог обидеться или накричать на неё. А девушка после этого теряла сознание и ходила искать помощь у врачей.

В данном случае прослеживаются не только причины появления соматического феномена, но и страх быть не принятой в отношениях с психотерапевтом. Это очень мешает двигаться дальше в работе с такими пациентами. Поэтому на самых первых встречах я много времени уделяю доверию и безопасности. Такое позволяет моим пациентам быть более откровенными и рисковать идти туда, где страшно.

Рискуйте быть и берегите себя!