March 17, 2021

Интервью с Ольгой Мазурёнок: про питание, тренировки и планы на будущее.

С особой гордостью хочу представить сегодняшнюю гостью интервью (с такими именитыми спортсменами мне еще не доводилось иметь дело) – Ольгу Мазурёнок — белорусская легкоатлетка, специалистка по бегу на длинные дистанции и марафону. Выступает за сборную Белоруссии по лёгкой атлетике с 2005 года, чемпионка Европы, победительница ряда крупных международных забегов на шоссе, рекордсменка страны в марафоне и полумарафоне, участница летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь (2016). C 2018 года Ольга начала тренироваться самостоятельно (конечно, тренер за ней числится, а вот подготовку ведёт спортсменка уже несколько лет сама) - именно об этом я и предложила побеседовать. Ольга сейчас находится на сборах в Кении, где мы и встретились. Поговорили о подготовке к олимпийским играм, питании чемпионов, вспомнили самый сложный марафон ее жизни и, конечно, затронули цели на будущее!

После тренировки на сборе в Кении

Привет, Ольга! Твой спортивный путь очень долгий, я хочу взять временной промежуток, когда ты решила тренироваться одна. Расскажи, как это произошло?


Вышло это само собой. Последний мой тренер был Вольфганг Хайниг, который открыл для меня Кению, за что ему очень благодарна. Первый раз здесь совсем не понравилось, у меня один день шёл за три. Тогда себе сказала, что больше сюда не приеду.


После Кении как раз приняла это решение тренироваться самостоятельно?


Я уже взрослая, слушаю в первую очередь себя. Думаю, что не смогу с тренером и с группой работать. Это привычка. Когда мне предлагают побегать вместе, у меня начинается волнение, боюсь, что выведут из зоны комфорта.

Конечно, здесь есть минусы. Не совсем удобно то, что ты полностью без какого-либо контроля.
Я стараюсь общаться со специалистами из разных сфер. С врачами, например, из других видов спорта и, конечно, у меня много ошибок. Понимаю, что многое я делаю неправильно.


Например?!


Врач-диетолог поражалась моему питанию. Полностью не соответствует ее пониманию здорового питания. Её поразил мой завтрак. Правильно - на завтрак обязательно нужны сложные углеводы. А я кашами не занимаюсь :). Люблю чай с печеньками на завтрак.

Сейчас, в Кении, даже пью кофе. Также не закрываю углеводное окно, а прихожу после тренировки и накидываюсь на мясо и могу целый килограмм, наверное, съесть.


Как нутрициолог оценила твою любовь к мясу?


Много мяса – не совсем полезно для организма.

Я не скажу, что специально закидываю в себя мясо. Просто по натуре такой человек - очень люблю его.
Например, когда мы делаем белково-углеводную диету перед марафоном, она мне легко заходит в плане еды, а что касается тренировок – то по ногам бьет хорошо. Три дня сидишь на белках – это было так тяжело, что с нетерпением ждала, когда можно будет есть углеводы. Еда мне виделась везде – любая реклама, даже не связанная с ней. Как сейчас помню – полезла в интернет и читала рецепты, думая, что когда пробегу марафон, испеку торт, конечно, после марафона дело до этого не дошло.

Но, возвращаясь к мясу, когда наступили те дни, когда можно было есть углеводы, поняла, что эти дни мне даются тяжелее, потому что нельзя есть белки.


То есть, ты не ешь мясо перед марафоном?


Нет, перед марафоном, однозначно, не ем.
Я не скажу, что как марафонец питаюсь правильно. У меня не совсем сбалансированное питание.

У тебя больше смещено в сторону белка?


Здесь, наверное, срабатывает утверждение «во что веришь, то и работает». Белок - это строительный материал для мышц. Я больше чем уверена, что без мяса не достигнешь высоких показателей уровня гемоглобина. Для девушки у меня показатели крови очень хорошие.

Помню своего знакомого марафонца высокого класса, который стал вегетарианцем. Он ел мясо, а потом решил отказаться от него. Я всегда удивлялась, как ему не хочется мяса. Ведь на кухне часто вкусные запахи, но он сказал, что уже привык так. Но видимо он насильственно перешёл на такой тип питания, потому что поначалу ему очень хотелось, особенно, когда приезжал домой к маме и чувствовал запах котлет. Не знаю совпадение или нет, когда знакомый перешел на этот тип питания - перестал хорошо бежать. В защиту вегетарианства хочу сказать, что заметила кое-что интересное - люди, которые не едят мясо, моложе выглядят. Не знаю, миф или правда - от мяса происходит старение и друг, действительно, выглядел моложе своих лет. Наверное, это единственный плюс.

Мясо ем, потому что очень люблю его.


Твое питание можно назвать интуитивным? Запрещаешь себе что-то, например, сладкое!?


Я люблю всё натуральное. Особенно в Кении. Здесь можно купить всё, что и в Европе – полуфабрикаты и прочее. Но жить в таком месте и питаться едой из супермаркета считаю преступлением, когда можно позволить себе есть натуральные продукты. Хочу отметить, что я не сижу полностью без углеводов. Просто так сложилось, что здесь очень хорошая говядина и много овощей, поэтому мне не хочется никаких сложных углеводов в виде круп.

После марафона я могу себе позволить все. Люблю сладкое, но очень умеренно. Не скажу, что не смогу прожить без него. Дома у меня всегда есть фрукты, а есть ли сладкое? Да, вроде оно у меня всегда есть, но очень медленно заканчивается, по сравнению с фруктами.

Мне кажется, у меня мужской тип питания.

А какой тип тренировок? Ты также интуитивно тренируешься или все же у тебя есть жёсткий план или нестандартная методика?


Что касается тренировок, считаю - велосипед уже изобретен. Я нашла свое и то, что для меня работает. У меня классическая подготовка. Длительный бег в воскресенье - больше 35 км не бегу. Считаю, что больше не нужно. Это скорее для того, чтобы голова проработала время. Обычно тренировка занимает около 2 часа 20 минут, примерно, как на марафоне. Тренировка для того, чтобы не боялся так долго бежать.
Самая главная тренировка, по которой я оцениваю свою готовность и которую считаю основной при подготовке к марафону – темповый бег по четвергам.

Ты каждую неделю бегаешь темп 20 км?


Практически. Я подошла, можно сказать, очень однобоко к марафону. В начале пути было много дистанций, к которым нужно подготовиться – командные чемпионаты, кроссы, средние, 10 км. И подготовка, соответственно, была разнообразная.

Последние годы готовлюсь только к марафону. Не помню, когда последний раз бежала на дорожке…


А мне вот интересно, когда всё-таки был твой последний старт на стадионе?


В Минске, кубок Европы на 10.000м, в 2017 г. После этого не бежала. Я тогда травмировалась...

Правда, когда ты бегаешь только по шоссе, риск получить травму возрастает, если переобуться резко в шиповки?


Вот мне хватило одного старта в шиповках. Я сделала до соревнований пару работ. Два раз обула шиповки, а на третий почувствовала, что есть проблемы, а бежать всё равно нужно. Я больше никогда после этого не обувала шиповки.

Для марафонца это своего рода гибель. Пропустила из-за этого чемпионат мира.


С каким временем ты финишировала тогда на 10 км?


32 мин 12 сек - мой личный рекорд. Хотя, думаю, что быстрее могла бы, потому что стартовала с травмой уже.


Ты мне часто говоришь, что ты не скоростная, но для меня такие цифры – это высокий уровень.


32 мин сейчас никому не интересны, и никого не удивишь такими цифрами. Я тихоход. Несмотря на то, что характер взрывной, всё равно по натуре отношу себя к марафонцам. Это моя стихия.


Я думала, что взрывной характер нужен спринтерам.


Характер характером. Не знаю, как правильно сказать, это, наверное, мое ощущение, что я - марафонка.

Просто знаю, что у себя дома нахожусь. Если готовлюсь к десятке или даже к половинке, то ощущение, что меня куда- то пригласили, все чужое, уже не мое. Сейчас даже не могу представить, как можно подготовиться на десятку на 31 мин. Такие скорости!

Победное фото на Чемпионате Европы по марафону

Возвращаясь к скоростям. Темповая тренировка – фундаментальная, а скоростные работы у тебя присутствуют? Какой их арсенал у тебя?


У меня скоростные тренировки - во вторник. В плане работ – я не фантазер. Когда кто-то говорит, что у него работы не имеют аналогов, мне становится немного смешно. В моем арсенале не так много работ.
Всё зависит от периода подготовки. В самом начале отрезки покороче и скорость невысокая. По работам не сужу свою форму, скорее по темповой тренировке.

Конечно, всё связано, чем быстрее «темповый» бегу, тем быстрее и скоростные. Могу начать, к примеру, с классической работы – «по тысяче». Делаю её в районе 15 раз, у меня не возрастает объем отрезков, скорее скорость. В самом начале отдых 2.5 мин, а ближе к концу 1.5 мин отдыха. В Кении могу и по 3 мин отдыхать.

Ещё одна из классических – 20 раз по 400, одна из сложнейших работ. Делаю не быстро, в основном по 72 сек, перед марафоном в районе 70 сек ,самое быстрое было в районе 68 сек.

Помнишь ли ты самую быструю свою темповую «двадцатку» на тренировке?


Помню. Темп на тренировке был 3 мин 25 сек / км. Бежала так 20 км после сборов в Кении при подготовке к Дохе. Я была тогда очень хорошо готова к этому старту. Впоследствии, анализируя, поняла, что методически ошиблась на этом марафоне…


(Прим. Ольга в условиях сильной жары бежала марафон на чемпионате мира в Дохе — с результатом 2:36:21 финишировала пятой.)

Один из самых сложнейших марафонов. Ты к нему была готова хорошо и что там случилось? Это последний марафон , который ты бежала. Судя по 20-ке ты была хорошо готова.


Я ошиблась. Если бы знала, какие там условия, то ни за что не поехала бы. А раз приехала – значит обязана выступать. Недостаточно изучила климат – главная ошибка. Конечно, я знала, что это жаркая страна. Но там было что-то нереальное - это издевательство над организмом. Я была в Сингапуре, до того как приехала в Доху и думала - хоть бы не как в Сингапуре. Приезжаю, а там ещё хуже. Но получилось “не как в Сингапуре” зато :)


Ещё одна ошибка – решила пораньше спуститься с гор и поехать в Турцию, так как там тоже начинался сезон и подготовить организм к жаре, но поняла, что невозможно акклиматизироваться к погоде. Лучше приезжать свеженьким в такие условия, накопительного эффекта как от гор не происходит.
С учётом всех дорог, получается - очень рано спустилась, дней за 40 и весь эффект остался не там, где нужно. Если бы прилетела сразу из Кении, хуже не было бы.


Ещё один момент - я делала диету. Её не рекомендуют делать в жару. Мне сложно судить по поводу диеты. Слышала, что на Западе уже её делают. У меня, как я уже говорила, много срабатывает на вере. Эту диету люблю, она мне помогает, поэтому делаю практически всегда. Но в тот раз не стоило. У организма и так был дикий стресс. К тому же, у меня был такой насыщенный год в плане сборов - 2 раза была в Кении. Было сложно. Я к себе очень требовательна. Все тренировки были на максимум.


Ты поделилась тренировками, причём, как я поняла, у тебя почти нет лёгких дней. Как ты восстанавливаешься?


Баня, сон, питание. Ничего нового. Еще электролиты и спортивное питание во время тренировок. Я как-то проходила курс криопроцедур – не понравилось, мне было холодно. Меня ругают, что часто пропускаю бани. Я не люблю бассейны.

Получается, я какая-то однобокая – только бег. И причём ещё максималистка. У меня каждая тренировка – мое маленькое соревнование.


Твой девиз «Train Hard – win easy»?


Есть выражение “тяжело в учении, легко в бою”. У меня - “тяжело в учении, в бою ещё тяжелее”


Как повлиял год пандемии на тебя и твою подготовку?


Плохо повлиял… Пропустила очень много, долго не могла тренироваться. Много потрясений было, даже больше эмоциональных. Я ничего не хотела. Иногда приходили мысли даже бросить все. Казалось, что вот так и приходит конец карьеры…

Я просто потерялась. Понимала, что по весне будет марафон какой-то, Олимпиада, в конце концов, но все равно никак не могла собраться. Не могла выйти на пробежку. Здесь, конечно, не хватало тренера. Вот один из главных минусов тренироваться одной. Главное сейчас, мне и дальше не теряться.


Приехав в Кению, понимаю, что сейчас я совершенно другой человек, нежели год назад. Мне нужно себя собирать, собирать, собирать…


В чем досада? Я буду брать на примере марафона. Ты работаешь, накатываешь форму, как снежный ком, один шаг за другим, нет такого, чтобы ты быстро набрал форму. А если что-то происходит, пусть даже незначительная травма или обычное ОРВИ, то откатываешься назад стремительно быстро. Ты постепенно набираешь форму, растет твой уровень. А теряется это все с невероятной силой, а потом все заново проходить….


Сколько нужно времени, чтобы собрать вот этот ком, как ты говоришь, чтобы подготовиться к марафону? Сколько можно пробежать марафонов за год?


Не бегу много марафонов, хотя так было не всегда. Я начала бегать марафоны очень рано, в 21 год и сразу «налупила» в первый год 5-6 марафонов . Так нельзя.
Быстро много марафонов невозможно бежать. Даже третий марафон, наверное, не смогу вписать в годовую подготовку. Например, после марафона в Дохе очень долго восстанавливалась, начала даже переживать, что организм может не справиться. Нужно достаточно времени, чтобы организм пришёл себя после марафона.

Ты бежишь только два марафона. Очень рискованно бегать два марафона в год и ничего больше? Даже половинки?


Люблю готовиться очень тщательно. Даже половинок нет, к ним тоже нужно подводиться – а это время. Я не советую, что нужно только в одном направлении двигаться. Сама понимаю, что было бы лучше, если бы вставляла в свою подготовку, например,старт на 10 км. Поднимала бы, таким образом, скорость. С возрастом форма набирается дольше, восстановления требуется больше, скорость теряется, но …опыт. Опыт растёт и это не может не радовать.


Ты рассказала про сложности подготовки из-за пандемии , а повлияла политическая ситуация в твоей стране?


Ужасно. В этот год все уложилось в один. Меня больше морально истощили события, больше ничего по этому поводу не хочется говорить.

В связи с этим хочется задать вопрос - кем бы ты себя видела, если не спорт и кем видишь после спорта?


Если бы не спорт – не отвечу, потому что не представляю.

В спортивную ходьбу я пришла в 14 лет и всё, спорт затянул. Стоит, конечно, отметить первого тренера - Родичев Александр Олегович. Он большой молодец. Как детский тренер – нет цены, настолько нам всем привил любовь к спорту, нет слов. Он показывал нам записи по кассетам. Разучивали по ним технику. У нас была очень дружная и сплоченная команда. Причём, я всегда была самая маленькая в группе, а потом щелчок и самая старшая. Иногда даже на вы обращаются – меня аж передёргивает. Попав в группу, у меня сразу появилась мечта об Олимпийских Играх. И, наверное, даже времени не было подумать об альтернативе. Все шло само собой и даже не хотелось сменить свою деятельность…


Наверное, в будущем видишь себя тренером?


Честно, если тренером детским, то скорее нет. В большом спорте я себя не вижу. Мне страшно будет за детей. Боюсь, что буду относиться как к себе тогда никто не выживет.

Либо Олимпийский чемпион, либо умер?


Примерно вот так :)


Сейчас не может не радовать, что набирает популярность любительский спорт. Надеюсь, когда я закончу, это волна ещё будет продолжать расти.

А любителей не убьешь?


Нет. Там же в кайф. У меня подруга закончила карьеру и начала тренировать любителей. Я так люблю попадать в их компанию. Там такой «позитивный движ». У них сформировался костяк, частые поездки, интересные совместные мероприятия.

Значит, ты навсегда останешься в спорте?


От спорта очень сильно устаешь. Не знаю, как всё сложится. Наверное, я мыслю в одном направлении. Но, сына, например, не заставляю спортом заниматься. Не давлю на него. В спорт втянуть насильно – самое страшное, что может быть.

В легкой атлетике только по любви. Есть виды, где зарабатывают, а в легкой атлетике только по любви, невозможно иначе. Невозможно насильно заставить бегать – это равноценно тому, как написать сонату из-под палки. Спорт - это особое направление искусства. Все-таки в спорте присутствует душа, поэтому его можно сравнить с творчеством.


Ты так красиво сказала, что спорт – это душа. Хотелось бы как-то красиво и закончить. Может у тебя есть девиз по жизни или особая мантра при беге?


Мантрам так меня и не научили :) В тяжёлых моментах мне помогает вера. Я бегу каждый день так, как могу сегодня бежать. Наверное, это можно считать залогом моего успешного результата на марафоне.

Спасибо за интересную беседу, мне было очень приятно тебя слушать, так же как и делить с тобой один дом на сборах в Кении!

Автор интервью Алсу с Олей перед тренировкой в Кении