May 7, 2020

КАК СКАЗАТЬ, ЧТО ТЕБЕ ЧТО-ТО НЕ НРАВИТСЯ, НЕ ОБИДЕВ ЧЕЛОВЕКА

Пожалуй, это самый частый вопрос, который возникает, когда речь заходит о границах.

В детстве нас учили быть хорошими. Хороший человек - это добрый человек. Человек, который не обижается по пустякам и не обижает других. Который не чувствует боли и обиды. Человек, который может вынести испытания и всегда придёт на помощь.

В общем, несуществующий человек.

Таким человеком можно быть внешне, но невозможно внутренне. Потому что у всех людей есть чувства, а чувства невозможно контролировать по щелчку пальцев.

Так вот, вернёмся к обижанию других. Вместе с установками, которые описаны выше, мы впитали ещё одну: это от нас зависит то, что происходит с другими и что они чувствуют. Но это не так.

Конечно, мы не живем в изоляции друг от друга (вот так каламбур с учётом сегодняшней действительности, но я про другую изоляцию). Конечно, мы влияем друг на друга. Мы влияем, но не управляем чувствами других.

Если я говорю: «я не люблю яблоко, оно мне не нравится», а другой обижается, то его чувства здесь зависят не от меня.

Если я говорю: «глупо любить яблоки, я вот не люблю», а другой обижается, то в этом случае, я даю оценочное суждение, которое проходит про тем, кто яблоки любит. И вот это уже зависит от меня.

Между первым и вторым вариантом есть разница, надеюсь, вы ее видите. Подставьте вместо яблок, то что вас волнует и проверьте от вас зависят в этой ситуации чувства другого или нет.

Есть ещё третий вариант:

«Я не люблю яблоки и мне важно, чтобы ты их тоже не любил» (почему-то все очень любят этот пример сюда добавлять). Ну что ж, дорогие, у меня для вас плохая новость: если вы не любите яблоки, то это не значит, что и другие их не должны любить даже ради вас.

Конечно, договариваться важно и нужно, а если вы понимаете зачем, то и навстречу идти нужно. Но это не про то, что ради другого вы должны полюбить яблоки, а про то, что иногда, осознавая, что вы их не любите, вы их едите, чтобы другому сделать приятно.