April 11, 2020

ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ И ВЧК*

Я хочу бросить некоторую часть моих личных сил, а главное сил ВЧК, на борьбу с детской беспризорностью.

.. Я пришёл к этому выводу... исходя из двух соображений. Во-первых, это же ужасное бедствие! Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать — всё для них! Плоды революции — не нам, а им. А между тем сколько их искалечено борьбой и нуждой. Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей. Одному Наркомпросу справиться не под силу. Нужна широкая помощь всей советской общественности. Нужно создать при ВЦИК, конечно при ближайшем участии Наркомпроса, широкую комиссию, куда бы вошли все ведомства и все организации, могущие быть полезными в этом деле. Я уже говорил кое с кем; я хотел бы стать сам во главе этой комиссии; я хочу реально включить в работу аппарат ВЧК. К этому меня побуждает второе соображение: я думаю, что наш аппарат один из наиболее чётко работающих. Его разветвления есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречается и халатность и даже хищничество! Мы всё больше переходим к мирному строительству; я и думаю; отчего не использовать наш боевой аппарат для борьбы с такой бедой, как беспризорность?

...Тут нужна большая чёткость, быстрота и энергия. Нужен контроль, нужно постоянно побуждать, тормошить. Я думаю, мы всего этого достигнем.

«Правда» № 166 от 22 июля 1926 г.

Из статьи Луначарского «Ф. Э. Дзержинский

в Наркомпросе».

———————

* Высказывание Дзержинского в беседе с народным комиссаром просвещения РСФСР А. В. Луначарским. — Ред.

(Дзержинский Ф.Э. «Избранные статьи и речи»; ОГИЗ Политиздат, 1947; с. 144)