Истории
November 19, 2019

Беседа о Палестине

Почему Палестина?

Идея поехать в Палестину появилась у меня ещё примерно год назад, когда я прочитала про летнее волонтёрство одной студентки ИСАА в Хевроне. Меня заинтересовала эта тема, и я начала поиски. Я нашла несколько организаций, написала, ждала ответа. Безуспешно. Волонтёрство в других организациях стоило слишком дорого. Дешевле было поехать просто отдыхать. А потом появилась возможность кооперации с представительством Россотрудничества, российского центра науки и культуры в Вифлееме. Даже не сомневалась, сразу решила, что поеду, хотя многие говорили, что там нечего делать, там опасно, не стоит ехать. Ни секунды не пожалела.

На счёт второй поездки я все решила, пока была ещё там, что хочу вернуться ещё раз и буду стараться вырваться из университета. Пока была в России, решение крепло с каждым днем. Я скучала по Вифлеему, по людям, по любимому центру. Тянуло обратно.

Поеду ли я в третий раз? Не знаю. Всё ещё тянет обратно. Всё мои знакомые и друзья не понимают, говоря «Мы пытаемся уехать отсюда при любой возможности, а ты хочешь вернуться». Но я не знаю, как объяснить то чувство спокойствия, которое я нашла в Вифлееме.

Говорят, что если поеду в третий раз в Палестину, то уже точно там останусь. Посмотрим, как все сложится дальше.

Церковь Рождества на Площади Мангера

Ожидала ли ты что-то особенное от этой поездки? Что материлизовалось?

Я не ожидала ничего. Просто в омут с головой, новые впечатления и эмоции. Просто увидеть другую сторону жизни в арабской стране (после стажировки в Омане).

Вообще каждый этап подготовки и сборов сопровождался неуверенностью, что мы доедем. Мысли «‎а вдруг не пустят...» (служба безопасности в аэропорту Израиля Бен Гурион), «‎а вдруг депортируют» сидели в моей голове вплоть до въезда на территорию Западного берега.

Поэтому я старалась меньше рассказывать о поездке, меньше строить планов и надежд, чтобы было потом не так грустно. Во второй раз уже не так, но переживания были.

Испытала ли ты культурный шок по приезде?

Нет. Либо нас за годы обучения готовят «‎курсы молодого арабиста», либо я была готова ко всему, но не могу вспомнить что-то, что меня шокировало.

Если только агрессия израильтян, в частности израильских военных. Оружие вокруг. Оружие, направленное на тебя. Но это сложная, запутанная тема.

Что удивило? Напугало? Обрадовало? Расстроило?

Расстроила жизнь людей, с которыми обращаются, как с преступниками. Нет свободы передвижения, нет никакой безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Но удивило, как люди справляются с этим. Живут сегодняшним днем и радуются тому, что у них есть.

Напугало... Обстановка. Конфликт не идёт в открытую, нет перестрелок, нет военных действий. Конфликт идёт тихо по ночам, в головах людей, которые уже не представляют свою жизнь без ограждений, досмотров, проверок и наведенных на них автоматов.

Как ты нашла спокойствие в этом концентрате нестабильности?

Сама не знаю. Можешь верить, можешь нет, но в Вифлееме я чувствовала себя как дома. Даже когда мы путешествовали по другим городам, ночевали несколько дней в другом месте, самый приятный момент — возвращение в Вифлеем, хотя я никогда не была сильно привязана к какому-то месту, но этот город меня сильно в себя влюбил.

Какие нетуристические места посоветовала бы к посещению?

В Вифлееме все туристы стремятся к стене между Вифлеемом и Израилем искать знаменитые рисунки Бэнкси, но я бы посоветовала сходить в лагерь беженцев Дхейша, посмотреть как живут люди, которых выгнали из своих домов, насколько они дружелюбны и открыты, несмотря на всю обстановку.

Кусочек лагеря

Посмотреть не только церковь Рождества, но и прогуляться по старому городу, заблудиться в его улочках.

Но главное, что не делает ни один турист в Вифлееме, пообщаться с местными. Вы узнаете намного больше, чем прижимая к себе рюкзак, будете оглядываться по сторонам и читать путеводитель.

Можешь описать любой рандомный день от момента пробуждения до сна?

8:00 — подъем. Быстрый завтрак, состоящий из хумуса, лепешки пшеничного хлеба и фалафеля. Быстро помыть голову, пока есть горячая вода, так как вечером не хватило.

8:55 — опаздываю, но ладно Ин ша Алла (если того пожелает Аллах) поймаем машину до центра или сторгуемся на такси.

9:00 — в центре. Тут как повезёт. Либо есть чем заняться, есть работа, либо весь день в кафе или в кабинете. Можно отпроситься пораньше и пойти гулять по городу.

13:00-15:00 — обеденный перерыв. Лень идти домой, легче остаться в центре, посидеть у друзей в кафе.

15:00-19:00 — снова в центре. Снова как повезёт. Есть работа или нет. Есть ли мероприятия или нет.

19:00-20:00 — время прогуляться по городу. Самое любимое - найти те места, которые видела из окна машины и запланировала вернуться к ним, но уже своим ходом. Нашла. А дальше, куда глаза глядят. В Вифлееме все просто. Рано или поздно все равно выйдешь на улицу Мангера, к церкви Рождества.

20:00 — и как повезёт — еду гулять с друзьями. Обязательно не забыть заехать в Каср Халяуият, съесть кнафу. Иначе день не удался. Машина, дорога, музыка, ветер в волосах, звезды, разговоры о жизни . Так почти каждый вечер.

Возвращаюсь домой в надежде, что хозяева дома не закрыли снова ворота на ключ. Повезло. Спать.

Заметила ли какие-то сходства в ментилитетах?

Сложно сказать. Так сразу ничего не приходит в голову.

Какой (русский) палестинец не любит быстрой езды, водку, разговоров о политике?

Вспоминаются только бесящие отличия: иншалла, означающее скорее нет, чем да, постоянные опоздания на полчаса-час в лучшем случае.

Расскажи какую-нибудь дикую историю!

Так с ходу в голову приходит история, как мы поехали с друзьями в клуб в Рамаллу. Мы доехали до очередного израильского КПП, который был закрыт по какой-то причине. Было непонятно изначально, что происходит. Поэтому мы проехали вперёд и столкнулись с волной агрессии со стороны израильских военных, а я заметила зелёный лучик от автомата/винтовки (не очень разбираюсь), ведущий к моему лбу. Ещё минут 10 я пыталась все осмыслить. А потом забыла.

Также было весело, когда мы возвращались с друзьями домой из какого-то города. И по разговору друзей я поняла, что по Вифлеему местная полиция останавливает машины и проверяет их. А стоит отметить, что правила ПДД в Палестине — это филькина грамота. Все ездят без пристегнутых ремней, подрезают, превышают скорость, пересекают, какие хотят, полосы, поворачивают, где хотят. А тут получается, что серьёзная ситуация. Так ещё у друга нет собой ни документов, удостоверяющих личность (без которых вообще выходить не советуют) и прав. В тот момент я пожалела, что понимаю диалект. Но доехали без происшествий.

Много ли вообще туристов в Палестине?

Туристов много. Как в Израиле, так и в Египте есть туры от одного до нескольких дней в Вифлееме. Туристов завозят на автобусе, водят по городу организованной группой и вывозят. Многие даже не видят ничего, кроме туристических мест. Да и не хотят видеть. Страшно.

Туристов-одиночек с рюкзаками тоже достаточно, но многие также не выезжают практически за пределы Вифлеема. В Израиле, естественно, больше. «‎А в Палестину не надо, там страшно, там война, там вас ограбят и убьют».


А на деле-то не так страшно, хоть и война, не ограбят, не убьют, а примут с характерным для всего восточного мира гостеприимством!


Бонус:

  • В 2011 году в Палестина ездил Артемий Лебедев и сделал традиционные посты на жж: раз, два.
  • Редакция 34travel рассказала о своем опыте путешествия в Палестину: три.
  • BBC написал об израильско-палестинском конфликте: четыре.

Спасибо за внимание :) Если есть вопросы — задавайте! Уверена, моя чудесная подруга не откажет в возможности помочь и удовлетворить любопытство.