September 13, 2019

Как не нужно инвестировать

Я пришёл на фондовый рынок один, у меня не было ни наставника, ни финансового плана, ни даже примерных представлений с чего начать, только скромный стартовый капитал и приложение для инвестиций. В этой статье собрал воедино все ошибки, которые совершил в первый год на рынке.

Итак, что же я делал не так?
1)Покупал активы, основываясь лишь на известности брендов. Голубые фишки (крупные известные компании) не гарантия ни от чего, их котировки также плавают, они также могут показать плохую отчетность и даже обанкротиться. На голубые фишки нацелено больше внимания, поэтому рынок чаще склонен переоценивать их возможности, из-за чего возникают коррекции до справедливых цен. Котировки голубых фишек, как и обычных компаний, могут падать во время кризисов и общих коррекций рынка или сектора.
"О, это же компания Nvidia, она крупная и известная, беру!"

Сильная коррекция NVDA в конце 2018 во время коррекции американского рынка

2)Слепо следовал советам других инвесторов. Найдя некий канал на Ютубе, где красиво одетый человек регулярно представлял целые инвест-портфели, я тут же купил все акции из очередного портфеля. И зря я это сделал. Даже если кто-то проводит действительно хороший анализ активов перед покупкой и бесплатно вам об этом рассказывает, у вас могут быть совершенно иные цели и возможности. Например, долгосрочный инвестор покупает актив и держит его пять лет, а после снимает хорошую прибыль. За пять лет этот актив может болтать и штормить как угодно, а неопытный участник рынка, увидев через месяц падение на 10%, запаникует и продаст актив, зафиксировав убыток. Еще через два месяца актив вдруг вырастет на 20%, и неопытному инвестору останется либо корить себя за нетерпеливость, либо снова купить актив. А он опять упадёт, ну и так далее.
Опытный инвестор также может обладать значительным запасом свободных средств, что позволит ему относительно легко переживать кризисы и коррекции (даже затянувшиеся), а вам ваши средства могут вдруг понадобиться в самый неподходящий момент.
"Ну раз этот крутой инвестор советует купить Micron, то надо покупать!"

Несмотря на хорошие фундаметальные показатели, Micron долго остается недооцененным активом

3)Покупал активы сразу после сильных падений, не обращая внимания на всё остальное. Это та ловушка, в которую нас заводит интуиция, нам кажется, что мы такие проницательные, что сможем определить тренд, просто глядя на график. Иногда нам это удаётся, потому что шанс успеха 50%, но это лишь усугубляет наше заблуждение. Мы видим рост котировок в течение долгого времени, а потом мощное падение почти до уровня предыдущего минимума, конечно, в такой ситуации велик соблазн купить, да побольше.
"О, какое сильное падение Facebook, дальше наверняка будет рост, берём!"

Промах с Facebook. В итоге я всё же вышел в плюс, но гораздо позже, чем планировалось

4)Продавал, как только актив выходил даже в небольшой плюс. Дело в том, что любой брокер взимает комиссии, и они могут съесть всю вашу успешную сделку и вообще увести её в минус. Предположим, что по условиям тарифа фиксированная месячная комиссия составляет 100 р, а комиссия за сделку 0.5% от суммы сделки. Я покупаю актив стоимостью 10 000 р, а трачу 10 050 р, так как нужно отдать комиссию за сделку. Актив вырастает на 2% и стоит уже 10 200 р, я радостно продаю его, отдав 51 р брокеру за сделку. Итого: потратил 10 201 р, получил 10 200 р, я в минусе на рубль, а ведь сделка казалась выгодной!

Это уже не инвестиции, а спекуляции. Неумелые спекуляции - просто обогащение брокера

5)Совершал операции на маленькие суммы. Чем меньше оборот, тем больше влияние фиксированной части комиссии. Тот, кто в месяц проводит операций на 1000р, заплатит более 10% комиссии, это сумасшествие!

6)Не придал внимания тарифам и выбрал самый простой. Здесь всё зависит от оборота средств, то есть от общей стоимости операций, совершенных на бирже. Общая рекомендация в том, чтобы при относительно большом обороте выбирать тот тариф, где комиссия за сделку меньше (хотя фиксированная комиссия там будет больше), при небольшом обороте, наоборот, тариф с небольшой фиксированной комиссией. Обычно брокеры дают рекомендации и примерные значения оборотов, при которых выгодно выбирать тот или иной тариф. Доверьтесь им или посчитайте сами.

7) Не умел ждать и поддавался эмоциям. При покупке актива хорошо было бы хоть немного представлять, на какой отметке вы его продадите. Устроит ли вас 5%, 10% или 50%? И с каким временным промежутком? Новичок на рынке вряд ли ответит на эти вопросы, но к этому нужно стремиться.
"Наконец-то Fiserv вышла в плюс после такой долгой ямы, срочно продаю!"

Да, 5% за полгода тоже результат, но будь я хладнокровнее, всё было бы куда лучше

8)Думал, что на инвестиции не требуется много времени. Я реально считал, что можно вечером по десять минут листать списки активов, покупать самые красивые, а дальше оно само, "Рыночек порешает", так сказать. В итоге я быстро понял, что напокупал ерунды, а если даже и не ерунды, то вовремя её не продал и остался в минусе. Стало ясно, что нужно научиться двум главным вещам:

  • Выбирать правильные активы,
  • Выбирать правильные моменты входа и выхода из них.

А сделать это невозможно без чтения соответствующей литературы, практики и т.д. Всё как обычно. Я бы посоветовал уделять обучению хотя бы один-два часа в день, изучать стратегии, инструменты, мнения, новости и читать книги.

Заключение

Мой первый календарный год закончился отрицательным финансовым результатом, несмотря на наличие успешных сделок, в целом я ушел в минус. Во многом из-за неожиданного падения американского рынка в конце 2018 года. Однако в следующем году я уже вышел в плюс и продолжаю расти, надеюсь и у вас это получится.
Ну а у меня на этом всё. Если найдётся что-то ещё, я дополню эту статью.

Возможно, вы также хотите узнать, какими ресурсами я пользуюсь для оценки ценных бумаг и как я выбираю облигации.

Подписывайтесь на Телеграм канал об инвестициях Anykeen_invest, где я собираю всё полезное по инвест теме.

Успехов!