Моя история
July 31, 2018

Моя "малая родина" -- Плёс

О Плёсе я писал уже как-то в ЖЖ: "Места, с которыми связана моя жизнь. Ч.1. Город Плёс и деревня Ногино". Но писано это было уже давно (2010 г.), да и последняя поездка в июне в этот славный городок с массой новых фотографий подвигла меня на написание нового текста.
Итак, сначала вставлю кусок из старого текста, чтобы не изобретать велосипед:
"Я родился в сибирском Томске, учился в школе в теперь заграничном Кишинёве, а с 1975 г. живу в Москве. Да, были еще по полгода жизни в Софии и Варшаве. Но начать свой рассказ мне хочется с места, где я никогда подолгу не жил, но которое ассоциируется у меня с понятием «малая родина». Это малюсенький город Плёс (население -- всего 1,8 тыс чел.) на берегу Волги в Ивановской области. Именно из него и его ближайших окрестностей произрастают мои корни. В Плёсе провела свое детство и юность моя мама (хотя формально она родилась в с.Батыево Родниковского района). В 10 километрах от Плёса (деревня Ногино) родился и жил мой отец. В Плёсе родился мой старший брат. Здесь похоронены оба моих деда и обе бабушки".
Первый раз в своей жизни я попал сюда в 1963 г. во время исторического переезда моей семьи из Томска в Кишинёв. Тогда ещё был жив мой дед, коренной плесянин Михаил Федорович Корнилов (правда, в тот год он ещё не вернулся из Томской области, куда поехал со своей новой семьёй вслед за своей дочерью (и моей мамой). Потом было ещё много приездов, ну а в этот раз я прибыл сюда в июне после 13-летнего перерыва. И мой любимый Плёс умудрился меня по-хорошему поразить!
Вид на гору Левитана с Волги.

Хочу провести вас по Плёсу, используя кольцевой маршрут, который родился у меня в голове, и которым, на самом деле я никогда не ходил (всегда только небольшими кусочками). Начну с Волги, по которой мы, как бы прибываем в Плёс из Костромы или Кинешмы (к сожалению, во время моего последнего посещения города так добраться до Плёса было невозможно, но, будем надеяться, что рано или поздно традиционная водная связь между этими историческими городами восстановится). Вот мы приближаемся к самому центру и видим чудесную Воскресенскую церковь и два высоких холма - Соборную гору (слева) и Воскресенскую гору.

А вот мы уже совсем близко к берегу и видим здание дома-музея И.Левитана.

Над пристанью, на которой сейчас встают туристические суда, прибывающие из Москвы и с низовьев Волги, на горе Левитана стоит деревянная Воскресенская церковь, как будто сошедшая с левитановского полотна.

Выходим на берег и начинаем знакомство с городом с его центральной Торговой площади (площадь Революции).

Верхние торговые ряды, построенные в 1860-е годы.

Оригинально задрапированное здание супермаркета "Риат".

На его стенах - фрагменты картин русских художников, сделанных в Плёсе (в данном случае - картины А.Маковского "Базарный день в Плёсе").

Прямо под Соборной горой - краснокирпичное здание бывшей пожарной части (1885 г.) и здание того же периода, где сейчас расположился Плёсский пивной зал.

Воскресенский торговый ряд и два чудесных храма: златоглавая Воскресенская церковь и деревянная церковь Архистратига Михаила.

Купола церкви Воскресения Христова. Она была построена в 1817 г., а её позолоченные купола объясняют, почему в своё время И.Левитан дал городу название "Золотой". В советское время в храме находилась картинная галерея, поэтому здание хорошо сохранилось.

Церковь Архистратига Михаила (1825 г.) изначально было построена не в Плёсе, а перенесена сюда только в 1991 г. из села Антоновское Приволжского района.

Прямо от Торговой площади начинается стилизованная под старину Калашная улица (старейшая торговая улица Плёса).

Она вся замощена булыжником, а по бокам располагаются палатки с продукцией местных народных промыслов.

Здания магазинов в переулке, соединяющем Торговую площадь и набережную. Справа - лавка купцов Подгорновых (конец XIX в.).

Улица Ленина (Воскресенская).

Пришла пора познакомиться с верхней частью Плёса - Горной слободой, расположенной на высоких холмах (горах). Начнём с подъёма на Воскресенскую гору по этой длинной и крутой деревянной лестнице.

Вид на Волгу с Воскресенской горы.

А так выглядела Восресенская церковь с Воскресенской горы в середине 60-х годов прошлого столетия. На ней запечатлена моя многочисленная родня. В заднем ряду (слева направо) - моя мама А.М.Петрова, мой отец В.Н.Петров, брат моей бабушки В.В.Обедиентов, вторая жена моего дедушки М.Ф.Корнилова - Людмила Павловна, мой старший брат М.В.Петров, а в переднем - ваш покорный слуга, Лидия Васильевна Корнилова - жена Евгения Дмитриевича Корнилова (сын старшего брата дедушки Михаила Фёдоровича), сам Евгений Дмитриевич, сын дедушки от 2-го брака Борис, сам дедушка и дочь его от второго брака Елена (Чикирисова). К большому сожалению, на сегодняшний день в живых остались только я и Лена.

Часовня-памятник в честь плесян - героев II мировой войны.

Мощёная тропа в Пахомовском овраге.

Плёсская городская больница, построенная в 1898 г. на средства фабриканта Г.К.Горбунова.

Спасо-Преображенская церковь (1849 г.), построенная на месте упразднённого Спасо-Преображенского мужского монастыря под старым городским кладбищем (где, кстати говоря, похоронены мой дед М.Ф.Корнилов, бабушка А.В.Корнилова и младший брат моей мамы Л.М.Корнилов).

Летняя (холодная) церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе (1808 г.).

Рядом с Троицкой церковью находится зимняя (тёплая) Введенская церковь , построенная в 1828 г. в стиле позднего классицизма. В советское время в ней находился кинотеатр.

Дом причта Троицкой церкви начала ХХ в.

Туристов в Плёсе много. Местные жители это широко используют. Вот в этом доме на площади у автостанции, например, действует сувенирный магазин и кофейная лавка, где можно выпить чашку ароматного свежесваренного кофе.

А в этом здании в Горной слободе действует гостевой дом "Частный визит".

Улица Михаила Корнилова - плёсского уроженца, лётчика и героя Советского Союза. М.Д.Корнилов был двоюродным братом моей мамы.

Улица Корнилова выводит нас к Соборной горе (гора Свободы при сов.власти). Здесь хорошо прослеживается древний земляной вал плёсского городища.

С Соборной горы открываются изумительные виды на Заречную слободу и долину реки Шохонки.

Как же здесь красиво!

На Соборной горе стоит Успенский собор, построенный в 1698 г., с шатровой колокольней, построенной на 100 лет позже.

Здание Присутственных мест на Соборной горе (1786 г.), в которых сейчас расположен Плёсский музейно-выставочный комплекс..

Памятник основателю горда - князю Василию I (Тёмному), установленный в 1910 г. Надпись на памятнике гласит: "Сооруженъ въ царствованiе Императора Николая II-го въ память 500-лътiя города Плесса, основаннаго Великимъ Княземъ Василiемъ Дмитрiевичемъ, сыномъ Великаго Князя Дмитрiя Донского. 1410-1910".

Вид с Соборной горы на Воскресенскую церковь и волжские дали.

И ещё один фрагмент земляного вала Плёсской крепости.

Спускаемся теперь с Соборной горы и движемся в направлении Заречной слободы, которую отделяет от остальной части города запруженная речка Шохонка.

Начинаем подъём на гору Левитана (Петропавловскую). Неожиданно из густой зелени появляется фигура местного городового.

Деревянная лестница на гору Левитана сделана с большой любовью.

На вершине горы стоит уже упоминавшаяся ранее деревянная рубленая в клеть Воскресенская церковь (1699 г.). Она тоже изначально не местная, а перенесена в Плёс в 1982 г. из села Билюково Ильинского района. Стоявшая здесь прежде однотипная деревянная церковь свв. Петра и Павла сгорела в 1903 г. Именно её изобразил Исаак Ильич на своей знаменитой картине "Над вечным покоем".

Памятник художнику на этюдах, в котором угадываются черты И.И.Левитана, установленный в 2012 г.

Вид с горы Левитана на Варваринскую церковь.

Церковь Св.Варвары (1821 г.). Именно она изображена на картине Левитана "Золотой Плёс".

Дома на ул.Урицкого (Варваринской).

Современный, но стилизованный под старину колодец рядом с Варваринской церковью.

Музей пейзажа, открывшийся в 1997 г. в старинном особняке купцов Грошева и Подгорнова, построенном в конце XVIII в. В советские времена здесь находилась Плёсская средняя школа, в которой училась моя мама, а в старших классах и отец.

Рядом с музеем установлена скульптура "Дачница" (2010 г.). Её прообразом стала спутница Левитана С.П.Кувшинникова

Ещё одно историческое здание первой половины XIX в. на проходящей по берегу Волги ул. Луначарского. Сейчас здесь находится Левитановский культурный центр ("Левитан-Холл").

А вот, собственно, и сам дом-музей И.И.Левитана в быв. доме Солодовникова (купца Грошева).

Бюст художника рядом с домом-музеем (1974 г.).

Памятная доска в честь основателя и первого директора дома-музея Аллы Павловны Вавиловой (одноклассницы моей мамы).

Улица Кропоткина (Никольская) в Заречье.

Так называемый Дом с драконами.

Продолжаем наше движение по набережной Волги и возвращаемся по набережной (Советская ул.) к центру Плёса. Дом в стиле "модерн" (1914 г.), принадлежавший фабриканту Новожилову.

Усадьба дворян Моисеевых (начало XIX в.).

Советская улица (Нижняя набережная).

Дом купца Грошева (XIX в.)

Стилизованный под старину салон Софьи Петровны (Кувшинниковой) и кофейня С.П.Кувшинниковой.

Ресторан плёсской кухни "Дачник"

Дачный театр им. Ф.И.Шаляпина.

Магазин "Рыбный угол". Мы снова вернулись к Воскресенкой церкви и замкнули кольцевой маршрут по городу.

Теперь пройдём ещё немного по набережной на запад. Плёсский яхт-клуб.

Здание редакции городской газеты "Плёсский вестник".

Художественная выставка плёсских художников.

Дома в западной части набережной.

Дом Аверина. Сейчас здесь находится некий "Алмаз-Холдинг".

Памятник плёсской кошке Мухе (2008 г.).

Уже за пределами города располагается бывшая усадьба "Миловка", которую облюбовал нынешний премьер-министр страны. Именно здесь находится знаменитый "домик для уточки" из нашумевшего в интернете видео "Он вам не Димон".

Закаты в Плёсе -- удивительно хороши. Повезло и мне в этот раз! До свидания, любимый город!