September 3, 2023

Александр Тиней

Александр Тиней (родился в 1967 году в Чаушанах, Молдова, живёт и работает в Будапеште, Венгрия) — современный художник, прославившийся своим уникальным стилем, изображающим человеческие фигуры в довольно сюрреалистичных, вневременных и меланхоличных пространствах, напоминающих нехороший сон. Как и подобает современному художнику, его арсенал навыков не ограничивается холстом и масляными красками. Он так же активно работает в технике коллажа (в том числе цифрового), взаимодействует с фотографиями, акрилом, акварелью, графикой и даже заходит на территорию инсталляций. Базовым источником его вдохновения являются видео и фотографии из СМИ, которые он часто берёт за основу своих работ, перемещая персонажей в совершенно новый, метафизический контекст, исследуя таким образом проблемы идентичности, анонимности, коллективного человечества и, само собой, феномен экзистенциального кризиса — как массового, так и персонального.

«Нимфы»

Помимо довольно реалистичного изображения людей, характерными чертами его работ являются корни, цветы и синие линии, которые, будто вены с голубой кровью или ритуальные татуировки, расчерчивают тела изображённых персонажей. Фоновое пространство его картин вторично по отношению к фигурам людей и часто представляет из себя абстракцию.

«Уорхолл»

В раннем периоде творчества фон являлся практически сплошной чернотой, из которой, будто вспышкой фотоаппарата, выхватывались бледные человеческие фигуры, застывшие в неестественных или просто странных положениях и ситуациях. Но позже, под влиянием увлечения искусством коллажа, стиль художника стал усложняться, заменив тьму небытия на более яркие, но всё ещё абстрактные геометрические фигуры. Несмотря на обогащение палитры, меланхоличная атмосфера и явная тревожность его работ никуда не делась, а, может быть, даже усугубилась.

«Поцелуй»

«Сегодня трудно представить городские пейзажи без граффити. Они — такой же привязанный ко времени знак, как цветы и линии на лицах моих героев. Что означают эти линии, зритель должен определить самостоятельно. Мне нравится, когда люди принимают участие в интерпретации моих работ.. Но в некотором смысле, всё, что я создаю, является отражением меня самого и моего субъективного мировоззрения, я пытаюсь рассказать о нашем внутреннем мире, мыслях и ценностях. Об утрате идеалов, конфликтах восприятия и субъективной интерпретации морали, что, на мой взгляд, действительно приводит к кризису. Это экзистенциальное состояние коллективного человечества в моей работе».

«Измерение корней»