July 5, 2023

Эпистемология 

Эпистемология — это учение о познании. Ваша эпистемология настолько сильна, насколько сильна способность сформулировать своё убеждение и ответить себе (а при случае и собеседнику) на вопросы

  • Почему я так считаю?
  • Откуда я это узнал_а?
  • Какие у меня есть основания так думать?
  • Почему я в этом уверен_а?
  • Могу ли я быть неправ_а, и если да то при каких условиях?

Это база эпистемологии, которую полезно применять в спорах и дискуссиях.

Пример:

Игорь говорит: «Каждое лето в городе ливни и тонут машины»

Андрей отвечает: «В нашем городе не бывает настолько сильных ливней, мы же не в тропиках»

Игорь возмущается: «Да мало ли что там в тропиках, я тебе говорю как есть»

Андрей парирует: «Ты всё придумываешь, факт в том что в нашей широте не бывает такой погоды»

В этом случае Андрей оперирует знаниями, основанными на том что он читал про погоду в разных широтах. Это почти база, но её недостаточно. А ещё он никогда не видел сильного дождя — ну не попадалось ему ни разу, бывает.

Игорь же в свою очередь наверняка не просто так продолжает защищать своё утверждение. Он видел видео с тонущими машинами на знакомой улице, сам неоднократно попадал под дождь и потом тратился на ремонт всего что было при нём.

Давайте попробуем убрать эмоциональные обвинения в духе «ты мне врёшь» или абстрактное «не может такого быть» и добавить немного простой эпистемологии:

Игорь: «Каждое лето в городе ливни и тонут машины»

Андрей: «Да? Что-то я не видел, в наших широтах это было бы странно»

Игорь: «Я бы не утверждал это так яростно, если бы действительно каждый год не гулял по колено в воде. И ещё смотри, вот видео. Буквально неделю назад, улица N – узнаёшь?»

Андрей: «Ого, пожалуй ты прав. Странно, я видимо удачно был в отъезде все разы что вот так поливало.»

Игорь знает, откуда взялось его убеждение и у него есть основания верить в то что он говорит — личный опыт и пруфы из достоверных источников. У Андрея тоже есть основания для возражений, а ещё он знает при каких условиях он согласится с тем что был неправ и признает другую точку зрения.

Хорошая эпистемология — это когда вы можете объяснить свою точку зрения и знаете про себя, как вы к ней пришли. В здоровом споре это поможет вам защитить своё убеждение, а также в случае чего принять новое убеждение, которое более обоснованно. Вы будете понимать, почему оно лучше, и что это значит для вас; поэтому у вас не возникнет проблем с тем чтобы отказаться от собственного более слабого убеждения.

Не очень хорошая эпистемология — это когда у вас есть точка зрения на что-то, но она не подкреплена ничем серьёзным. На вопрос «почему ты так думаешь» вы не можете сказать ничего кроме «я читал_а» или «мне сказали». Вы не знаете, как вы пришли к этой точке зрения и почему она именно такая; какие у неё основания и какая история. В споре вы чаще всего не уверены в том что говорите, но и принять сторону собеседника не можете — непонятно, почему его сторона лучше.

Узнать больше про эпистемологию —> https://streetepistemology.ru