May 23, 2023

Исследуем проблему

Убедитесь, что вы уже её определили и уверены, что будете её решать (см. чеклист «Что делать если вы недовольны»). Пропускать этапы не рекомендуется, если вы решаете незнакомую и/или сложную задачу!

На этапе исследования мы хотим понять положение проблемы в мире и узнать, на что она влияет. Понятно что она мешает нам жить и бесит, а где именно? А кому ещё она мешает жить? А в каких сферах нашей жизни это отражается? А что конкретно в проблеме нас бесит?

Итак, что делать:

  1. Определите место проблемы в мире. Здесь мы хотим точно знать, как давно у нас проблема и к чему ещё она относится; а также как она влияет на мир вокруг нас (может быть она затрагивает других людей, например) и какие у неё есть связи с другими проблемами.

    Например, вам тяжело на работе, вы выматываетесь. Это ваша проблема. Она влияет на вашу рабочую эффективность, а ещё связана с недосыпом и раздражительностью. Из-за того что у вас снижается эффективность, страдает рабочий процесс. Проблема точно важная и не из тех, которые можно игнорировать.
  2. Послушайте себя и свои убеждения. Иногда недовольство (то самое, которое мы идентифицируем как проблему) возникает из-за какого-то нашего убеждения, а убеждение может быть ошибочно. Иногда наши ощущения сигнализируют нам о чём-то важном.

    Например, у вас есть убеждение «все люди на земле спят по 5 часов, я тоже должен мочь делать так». Из-за такого убеждения вы можете формулировать проблему как «я слишком быстро устаю и не успеваю восстановиться за 5 часов, со мной что-то не так» и прийти к решению «привыкнуть пить кофе покрепче». А на самом деле на вас просто наваливается слишком много работы и вы плохо спите, да ещё и мало к тому же.

    Важно! Ваши ощущения валидны. Спрашивайте себя — «как мне сейчас?почему мне не очень? как именно мне не очень?».
  3. Подумайте, откуда взялась проблема и как она возникла. Это пункт про причинно-следственные связи возникновения проблемы. Важно докопаться до истины и узнать, откуда растут ноги.

    Например, вы можете думать «я не успеваю делать работу, потому что я плохо сплю и у меня падает производительность». А на самом деле вы не успеваете делать работу потому что её слишком много для одного человека, а из-за дикой нагрузки вы ещё и спите плохо. А потом у вас падает производительность и вы даже в привычные нормы уже не вписываетесь.

    Важно! Причин может быть несколько.
    1. Разберитесь, из чего состоит ваша проблема. Тут пора по пунктам перечислить, что нам не нравится в нашей ситуации. Проблема может быть комплексной — нужно понимать, из каких частей она состоит и сколько весит каждая из этих частей.

      В примере с работой вас на 60% бесит слишком большой объём, а остальные 40% занимает поведение других сотрудников в ситуации — они допустим ходят за вами и приговаривают «чё-то ты вообще плохо выглядишь, давно в отпуске был?» и «слушай, я понимаю что у тебя там куча работы, но не мог бы ты ещё вот эту задачку взять, а то я хочу пораньше уйти сегодня».

Если знать свою проблему вдоль и поперёк, будет намного легче выбирать хорошее решение. И больше шансов на успех!