April 9, 2021

Менеджерам, бар-менеджерам, администраторам, управляющим

         Сразу оговорюсь, что я - плохой менеджер: я не учился менеджменту в ВУЗе, не заканчивал курсы, не знаю много умных фраз и слов, не умею пафосно разговаривать, не прошёл ни одного собеседования на руководящую должность, только повышали, возможно, от безысходности, не поставил ни одного штрафа и всегда был на стороне своей команды, хотя часто называл их “дибилами” и другими непедагогичными словами, никогда не пытался держать дистанцию и нагонять важности на выражение лица. Все, что будет ниже, - это просто мысли вслух старшего бармена и никак не бар-менеджера. И уж точно не учебное пособие, иначе вся система пойдёт под откос.

         “Если у тебя команда профессионалов и все работает, то нечем тут гордиться, ты - не обязательно хороший руководитель, а просто человек, ставящий им задачи, и, зачастую, даже мешающий. Вот если тебе достались рукожопые балбесы и все работает, то это - искусство управлять!” Такой незамысловатый момент мне однажды открыл начальник СБ, бывший боевой капитан. В Бусидо это звучит так: “Не бывает плохих солдат, только плохие генералы.” Сюда же, чтобы уже закончить наконец с чужими цитатами и перейти к своим, можно сразу добавить слова Н. Макиавелли: “Прежде, чем начать командовать, нужно научиться подчиняться”. Вообще, все обучение руководителей я бы свел всего к трём книгам: часть Бусидо, называемая “Наставления Великих отцов кланов своим последователям”, “Книга Войны” Сун Цзы и “Государь” Макиавелли. А чему учат в ВУЗах - ума не приложу, но по выходцам оттуда могу думать, что явно не этому, не искусству управлять людьми.

         Почему все упирается в войну? Возможно, это только мой субъективный и не научный подход сына-кадета папы-боксера-спецназовца, и не просто спецназовца, а “крапового берета”, и не российского, а советского, активно применяющего свои взгляды на жизнь в воспитании наследников. Хотя, мне кажется, что умение руководить достигло своего апогея в средние века на полях брани. Там от него зависела не только жизнь руководителя, но и многих тысяч подчиненных, а, значит, занятие глупостями, самодурством и моральным унижением своего доблестного войска грозило потерей не просто репутации, но и головы. В этом, кстати, со мной согласны японцы, которые важнее “Наставлений отцов” ставят “Книгу пяти колец”, но у меня то ли не хватило ума, то ли знания их философии, ну не смог я связать искусство владения мечом с умением управлять. Зато я знаю, что эти две книги обязательны к прочтению любым японским руководителем. Ещё я знаю, что сокращение выплат у них начинается с верхушки руководства, что виновато всегда начальство и что гораздо выше умения руководить ценится труд мастеров и рабочих. Остальные страны об этом только мечтают, продолжая традиции рабства, ставя на управление своих любовниц и детей, которые винят трудяг в их лени и нежелании целовать ноги при встрече.

         Деньги и власть безусловно портят людей. Даже если кому-то кажется, что это не так, знайте, ЭТО ТАК! И вы не исключение, и я. И никто никогда сам не заметит, что с ним происходит, все кажется ненавязчивым течением дел, что можно сравнить с пристрастием к курению, когда только и успеваешь осознать, что уже поздно что-то менять, а если, все же, захочешь, то придётся очень сильно постараться отказать себе в “удовольствии”. Тут просто нужны хорошие друзья и знакомые, настоящие, которые вовремя дадут леща, а не будут потакать и завидовать разложению личности. Мне повезло, у меня такие были в нужный момент, я огреб по полной и к концу четвёртой бутылки виски стал опять адекватным, хоть и в говно пьяным, человеком. Мало того, тот разговор с друзьями-подчиненным открыл мне глаза на то, что если уж меня поставили старшим, то этому нужно учиться.

         Учился я сам, читая, много читая и экспериментируя на практике, как я делаю всегда. Армейское воспитание отца и военное образование корпуса двинули меня в направлении былых полководцев, а, точнее, их мыслей и методов по поводу управления. Просто мне это было ближе, а начинать с чего-то надо. В итоге, все, что могло пригодиться, написано в трёх вышеперечисленных книгах, а в остальных либо мельком затрагивается, либо то же, но очень разбавлено, либо об искусстве рабовладельчества, что мне уже было не интересно.

         Такое обучение привело к тому, что меня, бесцеремонную скотину, еще и знающую себе цену, обычно ненавидит начальство, кроме тех, кто действительно заслуживает уважения, которое я и выказываю, но только как профессионал профессионалу, и обожают подчиненные, хотя иногда готовы устроить “темную”. Ещё я стал ненавидеть звание “Бар-менеджер”, только “Старший бармен”, а ещё лучше просто “Старшой”. Для меня это - такая же принципиальная разница, как между “штабной крысой” и “боевым генералом”. “Старший” прям звучит, это - старший товарищ, старший брат, более умудренный и опытный, а менеджер… Как сказал М. Задорнов “менеджер - это человек без профессии”.

         Команды стал набирать по принципу любви к делу, не более, не менее. Оказалось, что эти люди, зачастую, ещё хуже меня: чем лучше и самоотверженнее работает, тем сквернее характер. Собеседования стали похожи на приём в зону строгого режима:

- За что уволили? Говори честно.

1)

- Несоблюдение субординации.

- Конкретнее.

- Послал администратора с её тупостью при всем персонале.

- Принят, мой герой!

2)

- Демонстративно плюнула в четвёртый переделанный и снова ужасный кофе любовницы директора, так, чтобы она это увидела.

- Тебе к нам, принцесса!

3)

- Забухал и не вышел на две смены.

- Почему забухал?

- Достало все, ещё и дома проблемы были, а даже маленького аванса третий месяц не видел.

- Хорошо, посмотрим на твой алкоголизм.

         И так далее, чем хуже - тем лучше. Зато эти отморозки искренне и беззаветно любили бар, а остальное - моя забота, как руководителя. Не команды, а “отряды самоубийц” какие-то получались, когда они заходили в бар из раздевалки, прям хотелось включить Prodigy “Breathe” или что-то подобное. А потом оказалось все просто, мой характер и знания давно умерших полководцев ставили меня в их глазах “Батей”, “Отцом”, “Старшим”, ну или как-то так. Тем человеком, который знает их от и до, знает кто на что способен, у кого какие таланты и слабости и как их лучше применить, может дать ремня, устроить внеплановый ПХД, но и помнит про свадьбы и дни рождения всех родственников, про то, кто давно не отдыхал и т.д. Простуда - не причина. В баре вообще никто не болеет, не спит и ни у кого нет личной жизни! Сказал, надо отработать 7 смен по 16 часов, значит надо! Вопросов, истерик небыло, вообще ничего похожего небыло. Со временем такие команды становились чем-то эпичным, как Спартанцы, которые не спрашивали “Сколько их?”, а только “Где они?”. Но при этом я помнил, что скоро надо уехать на мамин юбилей на неделю одному, а, не успеет он вернуться, как у другого экзамены. Ничего, сам с остальными напрягусь немного, жирок растрясем.

         Конечно, далеко не всем доводилось со мной сработаться. Я - довольно жесткий, а иногда и жестокий человек. Если бы не 21 век и существование УК РФ и Организации по защите прав человека, то я бы с легкостью применял телесные наказания и смертную казнь. Особенно к тем, кто пытался лизоблюдничать со мной, очернять членов команды, пробовал прыгнуть через мою голову, хотел покачать права из ТК РФ и прочим “маминькиным умникам”. С такими мы довольно быстро прощались, я даже не спорил, что невоспитанный самодур, отмороженный на голову или вариации этого, не интересно. Зато те, кто оставался, кто вытерпел меня, смирился или привык, со временем проникались тем, что я творю с их самооценкой, даже по-своему начинали любить меня. Очень мне хочется в это верить, ну и раз мы со многими до сих пор хорошо общаемся и почти все из них на хорошем счету, а очень многие сами стали старшими и благодарят меня за своевременный пинок, значит могу хоть немного их заслуг приписать себе и моему “методу руководства”. Пользуясь случаем, хочу передать привет и наконец сказать всем, кто меня вытерпел, что, каким бы вечно недовольным скрягой я не был, все равно всех помню и люблю, мерзкие твари! Надеюсь, поводов гордиться вами без меня у вас не убавилось, а наоборот.

         Всегда старался быть тем, кто бежит на врага впереди войска, а не кричит из штаба в трубку “ни шагу назад!” Если я - старший, то это - мой бар. В своём баре надо работать самому, мыть его самому, тогда остальные тебе помогут, товар на складе разбирать самому, заодно всегда знаешь что где, можно взять помощника подавать бутылки, пока сам свисаешь с верхних полок, первый, кто на подмену - ты, любой форс-мажор - снова ты. При таком подходе тебя и начнут уважать, любить и ценить, как капитана команды, как солдаты своего полководца. Даже офис у меня всегда был в конце стойки и никогда в кабинете, чтоб в палатке на передовой, а не в штабе в тылу. Как у хорошего капитана, не должно быть фразы “Не знаю”, в крайнем случае “Надо подумать” и при этом действительно подумать и ответить, ведь у “Старшого” должны быть ответы на все вопросы. Многие решения, особенно важные, нужно принимать вместе, ведь “Решение, принятое единолично, подобно палке, воткнутой в землю, тогда как решение при помощи советников подобно дереву с мощными корнями” (Бусидо). Только не дай Бог на таком совещании устроить демократию, что, по-моему, аналог бардака, когда никто ни за что не отвечает, но все умные. Нет! Только неограниченная монархия, граничащая с военной диктатурой, основанная на культе твоей личности. Но нужно быть достойным этого культа, а не просто требовать его, грозя штрафами.

         Мало того, что никогда не ставил штрафы (мои методы гораздо проще, например, за систематические опоздания - мытье холодильников: и полезно, и поучительно, не хочешь начинать так смены - привыкай к дисциплине), так ещё и следил всегда за администраторами. Один из примеров:

         “Узнаю, что у одного из моих штраф! За что? Несоблюдение субординации. Конкретнее? В запару среди бара решила обосноваться новенькая администратор Яна, ей так лучше офиков видно, а ее попросили уйти. Как попросили? Вова сначала снес, потом добавил “Выйди из бара, не мешайся под ногами”. Зная Владимира, я решил переспросить “Точно только это сказал?”, на что он ответил “Некогда было направление объяснять… ну… Не “выйди” только, а “съебись” прозвучало”. Дальше на моё утверждение “Ты же понимаешь, что сама напросилась? Неужели нужно объяснять, что такое запара?” и другие дипломатические доводы следовал от Яны только один ответ: “Пусть учатся разговаривать с руководством.” Оке, подруга, пошли-ка со мной к высшей судебной инстанции. Директор нас хоть и тихо ненавидела, но понимала, что все отлично работает и лучше не трогать, чтобы не завоняло. Меня такой принцип невмешательства очень даже устраивал. Ничего не предвещало беды, пока в дверях не появились мы с администратором:

- Вы в курсе, что Её Высочество Госпожа Администратор принялась моих холопов штрафовать?

- Что случилось? - в глазах читалось отчетливое “Бляяяя, ну нормально же общались, что началось то?”

- Надо научить это “руководство”, которому слова не скажи, чтобы штраф не получить, что нельзя к Вове в запару лезть в бар без особых причин, и рассказать, как ей бесконечно повезло, что он был в хорошем настроении, иногда ведь я сам его боюсь. Да и вообще, нечего ей в баре делать, а то ведь и пара бутылок моего любимого вискаря может пропасть, на кого потом думать? И что раз она “руководитель”, то, может, заодно и её штрафанем, чтобы людям работать не мешала?

- Вова, Вова… Все понятно, иди, мы с Яной поговорим.

- Штраф убираем?!

- Убираем…

         Это был первый и последний раз, когда Яну видели за стойкой. А потом мы даже подружились, даже настолько, что она пила бесплатный кофе, а на барменов жаловалась мне и я сам устраивал показательные казни, но НИКТО НЕ СМЕЕТ ТРОГАТЬ МОЮ КОМАНДУ!!!”

         Думаю, для верного направления хватит, а то я так могу и книгу написать, пересказывая по-своему труды великих философов. Просто уже слишком часто стал слышать “Этого убираем, неуправляемый”, “Этот пусть остаётся, работает плохо, зато стучит на всех”, “Персонал нужно подбирать под себя, чтобы в рот заглядывали”... Ребята, станьте руководителями и не придётся терпеть халатное отношение к работе в угоду своего самолюбия. Ведь такой шанс оставить своё имя в веках, хотя бы в этом заведении, как команда, которой никогда не будет равных. Чтобы ДиДжеи складывали о вас баллады, а администраторы рассказывали эпосы вновьприбывшим о ваших ратных подвигах, чтобы в вашу честь называли коктейли и салаты, а из инвентаря, которым вы пользовались, собрали алтарь. Поверьте, будет тяжело, но эта любовь и уважение стоят гораздо больше, чем все лизоблюдства под угрозой штрафа и увольнения. Про это снимают тысячи фильмов, пишут книги и, оказывается, не одну сотню лет, даже всеми любимый сериал “Кухня” об этом, но все просто ржут и никто не хочет развиваться. Зачем? Затем, что развиваться надо! Иначе как собрать команду профессионалов, которая не разбежится от вашего самодурства?