Книги
September 15, 2021

Ричард Докинз - Бог как иллюзия

Есть книги, встречи с которыми я откладываю, потому что мне будет необходимо место и время что бы обдумать написанное, пространство для внутреннего диалога. «Бог как иллюзия» - такая книга.

Я – атеистка, потому мне нет нужды спорить с Докинзом. Это чтение скорее напоминало дружеский диалог, в котором время от времени я вскрикивала – И я так думаю! И я этого не понимаю! Я сохранила 104 цитаты, чтобы вернуться к ним, но есть и спорные моменты.

Докинз ученый, и было бы наивно предполагать обычный богоборческий текст в духе научного атеизма. С ним ныряешь в эволюцию и теорию мемов, с ним смотришь на мир сквозь узкое окошечко паранджи надетой на нас самой природой, и то что за ее пределами великолепнее и невероятнее любой фантазии.

«Мы наблюдаем работу мироздания посредством органов чувств и нервной системы, предназначенных для восприятия и осознания лишь малого количества объектов средней величины, движущихся на средних скоростях. Нам легко оперировать объектами размером от нескольких километров, до примерно десятой доли миллиметра. За этими рамками даже воображению становится неуютно, и приходится прибегать к помощи приборов и математического аппарата. Наше воображение приспособлено работать в крошечном диапазоне размеров, расстояний и скоростей, лежащем посреди гигантского поля возможного: от странного микроскопического квантового мира до колоссальных размеров эйнштейновской космологии.»

Докинз много рассуждает о нравственности и гуманизме. Он полон страсти, влюблен в науку, и в то же время холоден и рассудочен как лезвие бритвы Оккама. (Иронично, что Оккам был монахом). Кроме того, в книге есть экскурс в биологические механизмы, вследствие которых религия появилась и остается актуальной для многих и сейчас. Ничего не возникает просто так, и не остается так долго.

Предыдущая прочитанная мной книга о истории религий называлась «Поля крови». И то что происходит в Афганистане, и крестовые походы, и кровавые конфликты между конфессиями, и даже "11 сентября" - это тысячи тысяч жизней, отнятых из-за слова на букву «Р». Можно ли назвать всех атеистов гуманистами? Конечно нет, но ставить идеи выше человеческих жизней, мне кажется недопустимым.