July 20, 2022

BoyarskyCG Aeria custom

Предыстория

Всем привет! Меня зовут Тимур. Я — дизайнер цифровых продуктов и музыкант. Вот уже более 10 лет я играю на гитаре и считаю музыку одним из своих важнейших увлечений.

В этой статье, мне хочется рассказать о своем опыте создании электрогитары. Еще в подростковом возрасте, когда мне подарили первый инструмент, никогда и подумать бы не смог как далеко меня это заведет в своем увлечении музыкой. С тех пор через мои руки прошли самые разные именитые бренды, пока я не понял, что мне нужно что-то более уникальное, что само по себе станет произведением искусства.

Я не помню что послужило толчком, но одной бессонной ночью, мне чисто из скуки захотелось нарисовать концепт идеальной электрогитары для себя. В тот момент сама идея проектирования гитары не казалось серьезной до момента, который произошел позже...

Начало: исследования, референсы, изучение темы

Понять свои требования к новому инструменту не было сложно. Пока на свете существуют Skervesen, Mayones, Aristides, планка качества и уникальности инструментов всегда будет очень высокой.

Мы помним из слов выше, что на данном этапе я и не думал о реализации. Все мои мысли были направлены на дизайн и уникальность формы. За основу для деки я взял Mayones Duvel. Это суперстрат с агрессивно острой формой "рогов".

Для обывателя просто гитара, но для кого-то мечта

Я приступил к повторению формы через отрисовку в Figma. Когда ты в чем-то новичек, но за спиной есть большой опыт в дизайне, концепция "кради как художник" работает прекрасно!

Взять изображение и просто обвести его "Пером" задача посильная даже для ребенка. Так я встал перед проблемой понимания пропорций инструмента. Можно сделать какой угодно дизайн, но если с точки зрения эргономики и специфики гитаростроения будет неудобно, можно выкидывать проект в мусорку даже на этапе концепта. Мне хотелось максимальной достоверности я стал копать еще глубже...

Визуальная разметка инструмента через его части: дека, гриф, перо

После серии поисков в гугле хоть каких-то вменяемых статей по конструированию электрогитар, я не пришел к нужному результату. Мне оставалось просто серфить по ресурсам и соц. сетям известных мастеров в поисках вдохновения и новых рефов. Я не скажу, что это был какой-то момент отчаяния, но работа встала и что делать дальше было непонятно, пока я не наткнулся на архи-полезную статью от Дарьи Падалка (Семен Падалка один из самых топовых гитарных мастеров в России). В этой статье я увидел для себя полноценный гайд по созданию чертежей для гитар.

Край рога деки всегда приходится на 12 лад. Это закономерность, которая прослеживается во всех гитарах.

Так я узнал какие профили для грифа существуют. Что можно взять чертеж выше, наложить его в редакторе с метрической линейкой и понять реальные размеры деталей инструмента. Дело сдвинулось с мертвой точки. Но впереди была еще одна сложность...

Погружение в проектирование гитар

Одна из самых сложных параметров для инструмента это его мензура. Для разных типов гитар бывает разная мензура и измеряется она в дюймах. Чем меньше ее значение, тем меньше потребуется натяжение струны для классического строя. Это удобно, когда количество ладов на гитаре может равнятся 22. С появлением новых жанров в музыке, размер мензуры и количество ладов стало увеличиваться. Стали появлятся гитары-баритоны с мензурой от 27". Это было необходимо для более пониженных строев в жанре метал. На 2022 год наиболее популярно значения в 24 лада и мензуры 24,5".

Тут определенно мензура от 30". Даже мне сложно представить что с этим делать...

Обратите внимание на картинку с чертежом выше. Если вы заметили, что что-то не так, то большие молодцы. А речь тут про так называемые "веерные лады". Это новая веха в проектировании инструментов. Главная особенность такого подхода в том, что в одной гитаре можно сочетать несколько размеров мензур. Такие инструменты еще называют "мультимензурными". Это удобно тем, что для пониженных строев нет надобности в утолщении струн для более высокого натяжения, когда нижние струны имеют классическую длину и позволяют делать более комфортные "бэнды" при игре соло.

Тот самый бэнд

В моем инструменте обязательно должна была быть мультимензура. Но так как мы тут за достоверность, то ее расчет стал самой большой проблемой. Как спроектировать все таким образом, не прибегая к "обводке" картинок из интернета? Мне нужна была миллиметровая точность.

Я стал искать гайды по расчету мультимензуры. Поиски привели меня к сервису, который помогал спроектировать требуемые размеры даже с учетом количества струн и расстояния между ними. Также этот сервис формировал SVG с эскизом грифа, который можно было использовать в чертежах не боясь за размеры.


Визуализация и финализирование концепта

Большинство гитар делают из дерева. Ну почти. Aristides вообще используют свой запатентованный полимер. Мне же пока достаточно было найти изображение хорошего распила, чтобы использовать в своем концепте. Об особенностях дерева и его звучания распишу ниже.

Странно, но в сети крайне тяжело найти хорошие изображения распилов дорогих пород дерева

Более менее подходящая текстура найдена и далее нужно было отрисовать фурнитуру, лады, электронику. Как прекрасно, что производители бриджей, датчиков и колок всегда прилагают к своим продуктам чертежи в общем доступе.

Немного игр со светом, тенью и режимами смешивания слоев. Вуаля, у нас получилось уже что-то похожее на полноценный концепт!

Вот такая визуализация получилась в Фигме

Реализация. Поиск материалов, составление спецификации

Конечно же просто довольствоваться картинкой после полученного экспириенса уже не хотелось. Как минимум было интересно прикинуть сколько такой инструмент может стоить в реальной жизни. Так я начал составлять спецификацию.

Помните, я писал выше про серфинг по ресурсам и соц сетям гитарных мастеров? Так вот, одним вдохновением не ограничилось дело. Я нашел группу с поставщиками материалов для мастеров. Любой желающий мог заказать себе прекрасное дерево для деки, грифа и т.д. Все прочие комплектующие были в свободном доступе.

Когда ты хочешь кастомный инструмент под свои цели, каждая его деталь и особенность должны выполнять свои функции. Дерево играет огромную роль в восприятии инструмента. Влияние его на звук тоже немаловажно, но с развитием электроники, это все далее отходит на второй план.

Ничего необычного, просто парень взял палку, натянул струну и собрал простую электронику с датчиком

Для основного материала деки, я выбрал липу, но в дальнейшем изменил свое решение в пользу белого ясеня. Данную породу дерева часто используют в гитарах фирмы Fender. Хорошая читаемость и звонкий тембр характерны для данной породы, что мне и нужно.

Электроника и фурнитура

Выбор датчиков (звукоснимателей) был сделан еще давно. У меня уже были две электрогитары — 6 и 8 струн. Родные датчики справлялись, но не давали тех возможностей, которые обещали ребята из BareKnuckle. Семиструнный сет Juggernout спроектированный совместно с Мишей Мансуром (Periphery) будет шикарным выбором.


Поиск мастера

Когда спецификация была готова, я начал поиски мастеров, которые взялись бы за такой проект. К сожалению у нас в России почти нет специалистов, которые готовы взяться за работу над инструментом с нуля, так еще и по индивидуальному дизайну. Я почти смирился с тем, что с дизайном возможно не получится и придется заказывать стоковые решения. Но это все до момента, пока я не наткнулся на ребят из BoyarskyCG. Они утверждали, что готовы были создать инструмент стоимостью от 60 тыс. ₽ и с учетом любых разумных пожеланий.

Посмотрев работы, решил отписаться с предложением по своему проекту. И вот оно счастье, мне ответил Никита, и для них это не являлось сложностью. Вся особенность заключалось в том, что Никита (и ко) делали инструменты вручную, а значит уникальность форм вопрос мастерства и времени. У многих мастеров на вооружении имеются ЧПУ, куда загоняется 3D модель инструмента и далее уже происходит процесс работы. Это накладывало определенные ограничения.

Мы начали обсуждать спецификации и составлять смету. Я прикладывал кучу референсов по цвету, пластике корпуса, форме пера грифа и т.д. Тут должна была быть картинка с перепиской и подробными обсуждениями, но ВК не сохранил ее...

Мне важно было понять конечную стоимость с учетом всех работ и материалов, и тут я попал. Где найти такие деньги, тем более, что это была довольно серьезная сумма для такого инструмента? Но эта статья не только про системный подход, случайности и везения тоже важны, и они случались. 27 мая у меня прошел очередной День Рождения, и коллеги по работе зная, что я горю постройкой собственной электрогитары решили помочь с этой задумкой. Так я получил финансовую возможность отдать Никите предоплату и дать старт работе над проектом.

Когда все нюансы были утверждены, Никита приступил к отрисовке своего концепта. Как видно ниже, изменился цвет корпуса, а также форма пера грифа. Такое перо я увидел в работах Падалки. Оно отсылало к дизайну от Ibanez, а я будучи обладателем модели 321EX в прошлом очень полюбил такое решение.

Процесс работы над инструментом

Некоторое время спустя, я получил первые фото процесса работы.

Создание грифа с подсветкой по маркерам. Очень удобная штука
Корпус в сборе
Покраска деки

Ожидание в общей сложности составило более года. В какой-то момент я уже стал относится к этому проекту как к работе сделанной в стол. Никита был на связи и присылал фото с прогрессом. Я расслабился и просто ждал.

В день Х, я получил заветное сообщение. Инструмент готов и в скором времени будет отправлен. Моему счастью не было предела!

Кадр с фотосессии для портфолио. Цвет отличается от реального.

Ощущения. Итоги. Опыт

Одной бессонной ночью я просто сделал шаг, который повлек за собой увлекательный процесс создания собственного уникального инструмента. Ждал ли я, что произодет нечто подобное? Точно нет. Во многом я опустил определенные подробности в данной статье, чтобы не превращать ее в гайд. А нюансов в гитаростроении великое множество и мне самому еще многое неизвестно. Это определенно был крутой опыт, который показал, что продуктовый подход из сферы дизайна можно применить даже в таком проекте.

Лично для меня на этом фото все прекрасно

Еще немного концептов

Поток идей не прекращается. Возможно эти инструменты обретут жизнь в будущем. Дизайн гитар рисовал в Affinity Designer. Он оказался гораздо проще Иллюстратора и я экспортировал все свои изначальные чертежи оттуда.

Бонусом прикладываю первый трек, который был записан с помощью новой гитары.