Свои Мысли
March 5, 2019

Настоящий момент в маршрутке в час "пик"

Привет! Недавно я ехал в маршрутке в час "пик" вечером. Зайдя в маршрутку вдруг пришла мысль: "хочу быстрее домой". В этот раз мне повезло:) и ее получилось осознать:

Почему я ушел мыслями в будущее?
Сейчас я отвергаю Настоящий момент, не принимаю его.
То есть мне не нравятся ощущения, которые я испытываю в этот момент и хочу других, приятных ощущений.

Та самая привычка ума испытывать влечения и отвращения на повседневном уровне. То есть этот момент я не живу в настоящем, убегаю, не внимателен к тому, что содержит настоящий момент.

Подумал, но что с этим делать?

Пришло понимание: нужно принять текущий момент всецело таким, какой он есть. (отдельное спасибо Экхарту Толе, недавно прочтенная книга "Сила момента сейчас" дала много конкретных примеров совмещения медитативной осознанности и повседневной жизни)

Дальше пришло более конкретное понимание (спасибо Випассане): как и в медитации:

Наблюдайте ощущения равностно, спокойно, с пониманием их непостоянства, какие бы ощущения ни были: грубые, приятные, нейтральные: наблюдайте их со спокойным уравновешенным умом и пониманием непостоянства. Не реагируйте ни с влечением, ни с отвращением.

В книге "Осознанность, блаженство и за их пределами" Аджана Брахма разбираются помехи медитации и одна из них: Беспокойство, вытекающее из неудовлетворенности текущим моментом. Подробнее ниже. Свой рассказ закончу тем, что я погрузился в наблюдение ощущений, не отвергая момента, не отвергая ощущений и вышел из маршрутки словно совсем другим человеком, ведь небольшой участок реальности в этот раз преобразился, перестав доставлять беспокойства. А также увеличив проблеск понимания: "А ведь мы можем ощущать себя гармонично вне зависимости от внешних обстоятельств".

Не принимает ли большинство внутренних речей форму недовольства, попытки изменить или сделать что-то ещё? Или, быть может, стремления убежать в мир мыслей и идей? Мышление означает отсутствие удовлетворённости. Если вы на самом деле довольны тем, что есть, то вы храните молчание и спокойствие. Посмотрите, можете ли вы увеличить вашу удовлетворённость, поскольку это является противоядием беспокойству.
Даже если у вас что-то болит, и вы плохо себя чувствуете, вы можете изменить своё отношение и воспринимать боль как нечто интересное или даже красивое. Попробуйте быть удовлетворёнными болью. Попробуйте позволить боли быть. Несколько раз в течение моей монашеской жизни я испытывал достаточно острые боли. Вместо того чтобы уйти от них, что породило бы беспокойство, я направлял ум к тому, чтобы принять боль и довольствоваться ей. Я обнаружил, что можно быть удовлетворённым даже сильной болью. Если вы сможете этого добиться, то худшая часть боли исчезнет вместе с беспокойством. Нет желания прекратить боль. Вы абсолютно непоколебимы по отношению к этому чувству. Худшая часть боли - это беспокойство, сопровождающее её. Путём довольствования тем, что есть, избавьтесь от беспокойства и тогда даже сможете посмеяться над болью.
Развивайте довольствование тем, что у вас имеется - настоящим моментом, безмолвием, дыханием. Где бы вы ни были, развивайте эту удовлетворённость, и тогда из самого её сердца произрастёт углубленность в медитации. Если вы когда-либо обнаруживаете беспокойство в своём уме, помните о слове «удовлетворённость». Оно направит вас на правильный путь и сохранит ваше успокоение. Беспокойство, в свою очередь, всегда будет стремиться сделать вас рабом. Есть пример, который Будда использовал по этому случаю (МН 39, 14). Беспокойство подобно деспотичному хозяину, который никогда не даёт вам ни минуты покоя и постоянно приказывает «иди и возьми это», «иди и сделай то», «это не правильно», «вычисти это получше». Этот тиран - ваш критикующий ум. Свергните этого тирана своей удовлетворённостью.

Источник цитаты: theravada.ru

Источник фото/изображения