Обучение
December 21, 2021

Как я готовился к собеседованию в иностранную компанию, не имея разговорного английского

Начало изучения языка

Примерно четыре года назад я решил подтянуть свой английский. Я очень плохо на нем писал и читал, а говорить вообще не мог. Моим потолком была техническая документация, которая изобилует терминами, не требующими перевода. По сути – знал язык на самом примитивном уровне. Я смутно понимал разницу между прошедшими, настоящими и будущими временами и обладал достаточно ограниченным словарным запасом. Для туристических поездок этого было вполне достаточно, работать на иностранцев тогда не планировал. Поэтому целью занятий с репетитором было улучшить знания языка до приемлемого для чтения художественной литературы уровня.

Подготовка к собеседованиям на английском языке

Примерно за год я подтянул язык до уровня Intermediate и начал чувствовать себя более уверенно. Тогда же в голову пришла мысль устроиться в иностранную компанию и перейти на зарплату в евро или долларах. Пока я предавался размышлениям, началась пандемия. Закрытие границ и общая атмосфера тревожности заставили меня действовать. Огромное спасибо моей супруге, которая отлично знает английский и по доброте душевной вызвалась мне помочь. Мы разработали план подготовки, который сработал – хоть это и было непросто.

Что может сделать человек, который плохо говорит на иностранном языке, но должен внятно отвечать интервьюеру? Я составил список возможных вопросов с ответами на русском языке, супруга помогла перевести их на английский, а получившееся я просто заучил наизусть. Два раза в неделю мы гуляли на природе, и я отвечал ей на вопросы. Моя задача состояла в том, чтобы повторить ответы один в один, без ошибок. Тексты на английском были составлены таким образом, чтобы заодно обогатить мой словарный запас устойчивыми выражениями, которые я смог бы использовать и в других ситуациях. Также мы просто беседовали на отвлеченные темы. Чаще всего – обсуждали события, произошедшие за день.

Примерно через полгода, когда я выучил все вопросы и уже мог более-менее общаться на английском, я начал записываться на собеседования. Обычно это выглядело так: я созванивался с людьми, пугался и не проходил дальше первого интервью. Но несмотря на это, с каждой беседой я становился увереннее, в голове возникало больше вариантов ответов. Плюс я прорабатывал ошибки, а если супруга была рядом, то она еще и указывала на те, что я не заметил.

Общение на работе без свободного английского

В конце концов мне улыбнулась удача, и я прошел интервью в компании, имеющей очень пестрый интернациональный коллектив: немцы, поляки, русские, белорусы, украинцы, французы, испанцы, американцы, пакистанцы, индийцы. Язык общения и документации, конечно же, английский. Писать я мог уже достаточно уверенно. Но была другая существенная проблема: мне нужно было участвовать в онлайн-встречах с коллегами.

Не имея навыка быстро формировать в голове английские фразы, я тщательно готовился к каждому звонку. Если это была ежедневная встреча для обсуждения текущих дел, то заранее составлял текст с описанием того, что делал вчера и собираюсь сделать сегодня, а также возможные вопросы. Когда очередь доходила до меня, я просто зачитывал заготовку. Перед другими звонками я заранее продумывал варианты течения разговора и готовил примерные фразы для ответов. Плюс, конечно же, всегда была открыта вкладка с онлайн-переводчиком. При каждом общении с коллегами я также подмечал незнакомые слова и записывал их. А затем – учил наизусть.

Изучение языка после работы

Большим подспорьем в изучении разговорного английского стали ролики на YouTube и подкасты. Изначально я смотрел видео с субтитрами, но постепенно смог обходиться без них. Тогда же я стал слушать подкасты, и сейчас стараюсь делать это несколько часов в неделю. Расширять словарный запас помогает чтение литературы. К сожалению, удовольствие от этого получить сложно, так как в книгах обычно содержится много незнакомых слов. Я заношу их в свой словарь, и поэтому мне приходится останавливаться, копировать слово в файл, находить его перевод и примеры употребления. Со временем стало понятно, что заучивание без контекста почти не имеет смысла. По крайней мере, в моем случае. Кстати, относительно недавно я начал смотреть фильмы в оригинале с английскими субтитрами, что раскрыло некоторые произведения с новой стороны.

Совсем недавно, не желая останавливаться на достигнутом, я стал снова ходить к преподавателю, но уже чтобы подготовиться к сдаче IELTS. Подготовка радикально отличается от простого изучения грамматики. Для успешного прохождения теста нужно владеть тонкостями и уметь думать на английском. Чтобы этого достичь, я читаю огромное количество текстов, слушаю много записей на разные темы и с разными акцентами, делаю упражнения для экзамена IELTS. При этом самое сложное в подготовке – написание писем и эссе. Они должны быть не только грамотными, но логичными и структурированными. Рассказ об этом экзамене достоин отдельной статьи, и весной, когда сдам тест, я обязательно к нему вернусь.

Вывод

В этом году исполнится четыре года, как я целенаправленно и системно изучаю английский язык. За это время я прошел путь от неспособности разговаривать до вполне успешного общения с иностранными коллегами. Для того чтобы найти работу и заговорить на английском языке, мне понадобилось выработать собственный подход, и я надеюсь, что он будет полезен кому-то еще. Все, что я описал выше, можно уместить в десяти пунктах:

  1. Изучите грамматику с преподавателем. Это очень важно – понимать устройство языка.
  2. Составьте списки типичных вопросов на собеседовании и выучите ответы наизусть.
  3. Найдите человека, который будет замечать и исправлять ошибки в вашей речи. В моем случае это была супруга, но могут подойти также друзья, коллеги, люди из интернета.
  4. Анализируйте постоянно свои ошибки и работайте над их исправлением.
  5. Подготовьте заранее тексты, которые можно будет зачитать во время запланированных рабочих созвонов.
  6. Составьте списки фраз, которые могут пригодиться во время спонтанных звонков.
  7. Ведите словари, где, помимо перевода, будут примеры использования слов и/или фраз в разных контекстах.
  8. Читайте много литературы на английском.
  9. Смотрите видеоролики и фильмы в оригинале.
  10. Слушайте много подкастов. Мне особенно помогает The Joe Rogan Experience, куда приглашают много интереснейших гостей: звезд Голливуда, ученых, комиков и т. д.

На все это у меня ушло несколько лет, но я по-прежнему постоянно допускаю ошибки, забываю слова во время разговора и испытываю множество других проблем. Потому что изучение языка – это непрерывный процесс длиною в жизнь.