December 28, 2018

Никополь. Трилогия любви

Если бы я верил в вещие сны, то только ими смог бы объяснить встречу с трилогией Энки Билала "Никополь". Моя история — история очарования и любви, рассказанная в трёх актах.



Акт I

Мне 16 лет. На улице маем цветёт весна. Я полон любви ко всему, и прежде всего к девушке из параллельного класса. Но и к искусству. В кинотеатрах идёт странный фильм — "Бессмертные. Война миров". Я видел трейлер. Я смотрел короткий репортаж по Культуре. Мне интересно. Фильм — странный.

Что это было? Пирамида, зависшая над мрачным Парижем будущего. Генетические киллеры — смесь человека и акулы. Девушка с пронзительно синими волосами. Странный забинтованный мужчина, присутствующий в нашей, но живущий полноценно, кажется, в иной реальности. Революционер Никополь, свалившийся в криогенной капсуле с орбиты. И древнеегипетский бог Гор, ищущий человеческого мужчину, в которого мог бы вселиться, чтобы зачать божественное дитя и победить смерть. Да, Смерть. Ведь даже боги смертны.

Фильм странный. Необычный. Не очень понятный. Но зачаровывающий. Я выхожу с сеанса, и голова кружится. Будто долго вдыхал запах незнакомых цветов. Образы. Сюжет. Игра актёров. Всё пленило. Но особенно то, как снято. Здесь так много компьютерной графики, но не вычурной, а необходимой.

CGI здесь едина с натурными съёмками. Результат — алхимическая трансмутация, рождение очень странного визуального мира, похожего на сон.

Я ничего не знаю про первоисточник фильма. Я даже не удосужился узнать имя режиссёра. ...Энки Билал. Но знаю одно. Я влюбился.

Акт II

Мне 17 лет. На улице январская стужа. Не только воздух, но даже люди в нём кажутся стеклянными. В Пушкинском дают грандиозную выставку Клода Моне. Картинами завешаны два этажа и множество залов. Попасть внутрь, тем более на новогодних каникулах, сложная задача — очередь растянулась почти до метро "Кропоткинская". Тем более в последний день выставки!

Я иду через гардероб. Охранника убалтываю, что на кружок по археологии, потому и не с парадного. Да, в воскресенье. Да, на каникулах. Да, руководитель звонил и сказал, что занятия будут. Кстати, а в Пушкинском есть археологический кружок?

Я недавно полюбил импрессионизм. И тут такое богатство. Сокровища Агры? Пещера Али-Бабы? Райские сады гашишинов? Все полотна, каждое, всё для меня одного. На выходе из музея голова снова кружится.

Я иду в магазинчик иностранной литературы "Панглосс", где меня ждут. Уже на следующий день я вернусь туда немного помочь. И ещё на день. И ещё. И не уйду. Магазинчик станет моей первой работой и сбывшейся мечтой — работать в книжном. Но тогда я ещё ничего подобного даже не предполагаю. Я просто иду на место встречи.

И встречаюсь. С французскими альбомами комиксов. Один из них за авторством человека со странным именем Enki Bilal. Как это читается? Билал? Биляль? Открываю. И это снова любовь с первого взгляда. То, что нарисовано на страницах так же прекрасно, как и то, что только что было написано на картинах Моне. Книга называется Le Sommeil du Monstre. С этой минуты начнётся моя взрослая любовь к комиксам. Пару дней спустя я узнаю о Трилогии "Никополь". Планеты выстроились в нужном порядке.

Акт III

Мне 31 год. На улице... Не помню, кажется, лежал снег. Но мы-то сидели в кафе. Напротив меня девушка с пронзительно синими волосами. Мы говорим о вещах скорее скучных — я её собеседую. Под конец, расслабляемся, можно узнать о личном, об интересах. Так, комиксы.

— А знаешь... 
— "Никопол"?! 
— Его скоро издадут на русском! 
— Что?! Кто?! 

У меня дома почти все вещи Билала в оригинале и, да, те два нечаянных тома, что издали когда-то у нас... Потом девушка с синими волосами пришлёт мне в телеграме картинку — у неё даже часы есть с кадром из Трилогии.

Я дарю себе русское издание под Новый год. Доставка быстрая, но, всё равно, очень хочется развернуть свёрток из-под ёлки, поэтому отдаю книгу жене. Кажется, что и не было этих 15(!) лет и моя любовь всё ещё там, на первом Акте.

P.S. Я, наконец-то, понял почему мне нравятся девушки с синими волосами.