February 16, 2019

10 аниме для семейного просмотра. В гифках

На днях мы посмотрели с сыном (10 лет) в кино "Боевой ангел Алита" — экранизация культовой манги и не менее культового аниме. Смотреть ли кино-"Алиту" я скажу в самом конце. Хоть это не та история, которую назовёшь "для семейного просмотра", мне захотелось вспомнить аниме-фильмы, которые я с удовольствием показал или собираюсь показать своему сыну. Поэтому, если вам нужны возрастные рамки, то почти все упомянутые фильмы подойдут для возраста от 7 лет. А скоро мы идём на "Мирай из будущего" — так что список этот пишу вдвойне на волне хайпа :)

Предуведомление 1. Я буду говорить только о полнометражных картинах. Аниме-сериалы отдельная вселенная. Однако, на мой взгляд, даже лучшим из них вредит, когда количество серий подбирается к сотне.

Предуведомление 2. На самом деле, в этом списке гораздо больше 10 фильмов, потому, что ...

... Пункт I

Фильмы Хаяо Миядзаки. Вот все. Без выбора и ранжира. Естественно, творчество великого японского режиссёра неоднородно. И, что самое замечательное, каждый найдёт любимый фильм. Мой, например, "Порко Россо", про лётчика-аса, по неизвестной причине превратившегося в антропоморфного свина. Можно пойти вслед за выбором жюри Американской киноакадемии — "Унесённые призраками" признанный шедевр. "Рыбка Поньо на утёсе", признаюсь, мой наименее любимый, но, по-моему, просто идеален для возраста 6-7 лет. В "Ведьминой службе доставки" — потрясающе красиво нарисована архитектура! Кстати, вы знаете, что это экранизация книги Эйко Кадоно, несколько её книг изданы и в России; а в "Порко Россо", вот удивительно, тоже есть сцена-экранизация пронзительного рассказа Роальда Даля, "Они никогда не станут старше; собственно; как и "Шагающий замок Хаула", книга тоже есть на русском. Если говорить о гениальности — то это "Принцесса Мононоке". А если о том, что полюбит каждый, конечно же, "Мой сосед Тоторо". Мне достаточно просто произнести про себя название этого мультфильма, как на глаза набегают слёзы счастья. Однажды мне довелось показывать "Тоторо" в кинозале, где сидело около сотни ребят, возрастом от 8 до 16 лет. На финальных титрах зал рукоплескал! Да просто берите любой фильм Миядзаки и жмите кнопку "плэй", не раздумывая. И вы перенесётесь в волшебный мир. Как бы пошло ни звучала эта заезженная фраза, тут она уместна. Главное, о чём я жалел, что этого мира не существует нигде, кроме, как на экране. А потом мы с сыном побывали в музее студии "Гибли"... Но об этом как-нибудь в другой раз.

Пункт II

Итак, раз уж мы смотрим Миядзаки, значит мы обязаны изучить каталог его студии Ghibli. И запомнить имя второго сооснователя студии — Исао Такахата. Интересное наблюдение: Хаяо Миядзаки умеет создавать фильмы потрясающей нежности и веселья. При этом, по жизни, достаточно пессимистических взглядов. Исао Такахата, наоборот, по жизни, человек довольно лёгкий и известный весёлым нравом. Но именно он снял один из самых душераздирающих аниме-фильмов — "Могила светлячков". Я даже немного боюсь включать этот фильм в данный список, но уверен, что он уместен в любом списке. Снова пошлые слова, но он из тех фильмов, что должен посмотреть каждый. Даже сейчас, открыв страницу фильма на википедии, чтобы просто освежить в памяти детали, я не могу сдержать горьких слёз. Главные герои Сэйто и Сэцуко, брат и сестра, которые пережили напалмовую бомбардировку города Кобе. И Сэйто, и Сэцуко умрут. И узнаете вы об этом с первых же кадров. А фильм будет вам ещё не один раз вырывать сердце. Но, знаете, такие фильмы нужны.

Пункт III

Надеюсь, я не отпугнул вас предыдущим пунктом. А поэтому, в награду, ещё один фильм Исао Такахата ... ПОДОЖДИТЕ НЕ УХОДИТЕ ЗДЕСЬ ЕНОТЫ И ИХ МОХНАТЫЕ ЯИЧКИ!!! Блин, кажется, я напугал вас ещё больше.

Итак, великолепный "Помпоко" или, если точнее, "Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй". Так, давайте сразу, теме волшебных енотовых яичек в фильме будет отведена важная и значительная часть. С одной стороны, это может вас смутить при семейном просмотре. С другой, привести к разговором об анатомии енотов. Ого! Они не сильно-то и отличаются от нас! С третьей, просто расслабьтесь и примите, как данность, особенность японской культуры, в некоторых моментах очень телесной. А если вы захотите побыть ханжой, я найду вам примеры из отечественного фольклора, от которого и у меня уши покраснеют.

Так, вы всё ещё здесь? Если так, то вам повезёт посмотреть замечательный фильм про то, как еноты-оборотни тануки боролись против городской застройки. (Ха! теперь вы знаете, в честь кого названы эти японские ресторанчики, и будете думать о енотовых тестикулах, заказывая роллы!) Отличный сюжет. Роскошный рисунок. Интересные герои. Рефлексия на тему традиции и современности. Я был в тех кварталах, против которых боролись тануки, и кадры "Помпоко" вставали в памяти. Для меня этот фильм, что-то рядом с романом "Корабельный холм" Ричарда Адамса и отплытием Фродо и Бильбо за море. Чёрт, просто смотрите.

Пункт IV

Ностальгия, конечно, должна быть запрещённым приёмом, но "Летающий корабль-призрак" — это тот фильм, с которого для огромного числа российских мальчишек и девчонок, в принципе, началось знакомство с аниме. А ещё и фильм отличный, который, пусть и вышел в 1969 году, до сих пор смотрится. Зачин мистический, разгадка — детективная. Весь фильм вместе — отличное приключение. Признаюсь, мы с друзьями в детстве, после просмотра, боялись, что в магазинах могут продавать аналог "Боа-джюса", если вы понимаете о чём я :) Если не понимаете, то это такой хитрый напиток из фильма, у которого был один зловещий секрет.

Пункт V

"Акира". Всё, люди разбирающиеся в аниме, к этому пункту решили, что я какой-то изверг, который ломает психику сына, при помощи японской анимации. Стоп, стоп, стоп. Во-первых, "Могилу светлячков" и "Акиру" я пока ему не показал, он ещё "Паприку" переваривает :) Во-вторых, а ничего плохого и калечащего я в этих фильмах-историях не вижу. В том же "Акира" всё довольно пристойно. И это один из важнейших аниме-фильмов. В основе толстенная манга Кацухиро Отомо о Нео-Токио, городе живущем после Третьей Мировой Войны. Ядерное оружие применили. Технологии высокие. Расслоение в обществе только усилилось. А ещё существуют и странные дети с паранормальными способностями. "Акира" — это культовый фильм и одна из лучших киберпанковских историй, который, в первый раз, вполне может быть просмотрен, как приключенческий фильм со стрельбой. Но, у меня есть убеждённость, что важно в фундамент любознательности ребёнка закладывать какие-то краеугольные камни культуры, которые сформируют вкус. Смешарики — это отлично, но и картину Брейгеля пятилетке показать можно. Ну, и мы же говорим о семейном просмотре. Во-первых, вы тут для того, чтобы и вам было интересно смотреть. Во-вторых, вы, родитель, очень важный комментатор для ребёнка. Не бойтесь время от времени смотреть-читать-обсуждать с ребёнком то, что кажется "не по возрасту".

Пункт VI

Ладно-ладно, заканчиваю жестить. Давайте передохнём на милой экранизации "Добываек" Мэри Нортон. Вы же читали? Там про малюсеньких человечков, которые живут рядом с нами, таскают всякие иголки-нитки-скрепки, чтобы делать полезные для себя инструменты. Возможно, вы смотрели американскую экранизацию. 1973 года. Или 1992. Или 1997. Или 2011. Но мы-то об аниме "Ариэтти из страны лилипутов". Хаяо Миядзаки здесь, кстати, в сценаристах. И фильм этот самая лучшая экранизация.

Пункт VII

А вот этот фильм и его влияние на детей — загадка. "Ночь на галактической железной дороге" рассказывает про одно очень очень очень странное сюрреалистическое путешествие на поезде. Все персонажи здесь антропоморфные котики. Может поэтому фильм нравится детям? Нет, нравится не то слово, я неоднократно наблюдал, как этот фильм буквально завораживает юных зрителей. При том, что, поймите, динамика у него ооооочень неторопливая, сюжет странный и аллегорический, и, вообще-то, закончится всё довольно грустно (но, без какой-то душераздирающей трагедии). Но ... но фильм действует, как удав Каа, даже на неугомонных детей. А ещё, ну, вы помните мой тезис про Брейгеля пятилетке? Так вот, это один из тех аниме-фильмов, который нарисован так красиво, что его можно в рамах в музее развешивать. У меня его стилистика, почему-то, сильно ассоциируется с Декирико и стилем живописи в картине "Идеальный город". Да, кстати, "Ночь" — это экранизация сказки Кэндзи Миядзава о котором - увы, на русском его издано очень мало - я расскажу отдельно. Он — гениальный японский сказочник ХХ века.

Пункт VIII

Макото Синкай замечательно снимает про любовь. Его же лиричный "Пять сантиметров в секунду", всё же, ближе людям взрослым, хранящим в сердце тоску по той жизни, которая с ними не случилась. Но я также посмотрел его с сыном! Но в данном пункте я говорю о "Твоё имя" — здесь к характерной для Синкая сюжетной линии про любовь добавлены фантастический обмен телами и падение метеорита! И фильм становится смотреть отлично даже тем, кто чужд романтики.

Итак, старшеклассник из Токио просыпается в теле девушки, живущей в японской провинции. Провинциалка, мечтающая о мегаполисе, соответственно, оказывается там же. Только в теле парня. Как и почему они связаны? Помимо этого вам придётся разбираться в хитросплетении временного парадокса.

Пункт IX

Ага! "Паприка"! Шедевр Сатоси Кона. Я уже упоминал о нём. Подолью масла в огонь, сравнив его со знаменитым "Началом" Кристофера Нолана. Так вот, когда я посмотрел "Начало", то был ошарашен и поражён. Тем... как можно было снять такое скучное и невнятное кино, когда есть аниме "Паприка"?! Блин, Нолан, да ты просто посмотри "Паприку" и попытайся хоть немного переснять. Короче, идея тут одна и та же, про внедрение в чужие сны. А вот реализация. Помните за что сильно ругали "Начало"? За то, что мир снов в нём чего-то слишком рационален. Так что за сюрреалистичностью и буйством фантазии — вам в аниме! Поверьте, сцену Парада вы не забудете. По форме — это детектив. Есть преступления с внедрением во сны. Есть детектив, который расследует эти преступления, а кроме того пытается разобраться с внутренними проблемами. А по начинке — это и размышление о технологиях, и фантастика, и психоанализ, и ... романтика. Для меня в "Паприке", помимо милого безумного антуража, очень важна тема о доброте и заботе о близких. Просто посмотрите этот фильм вместе, как необычный детектив, и получите гораздо больше.

Пункт Х

Пункт, которым я постараюсь реабилитироваться. Здесь всё незатейливо, душевно, точно для семейного просмотра, и мило. И, да, курящая панда. "Панда большая и маленькая" или "Пандакопанда". Девочка Мимико живёт с бабушкой. Однажды бабушке приходиться уехать по делам на несколько дней. Мимико к этому готова, и хозяйство вести умеет. Не готова она к тому, что к ней завалиться маленький панда и уснёт. За Маленьким придёт Большой. Вместе они образуют "дисфункциональную" семью. Мимико - мама. Большой Панда - папа. Маленький - сыночек. Это очень мимишно. И смешно.

Интересный факт: "Пандакопанда" получилась потому, что Хаяо Миядзаки и Исао Такахата (чёрт, опять эти двое!) не смогли договориться с Астрид Линдгрен о создании аниме про Пеппи Длинныйчулок.

Заключение

Естественно, мой список неисчерпывающий. Я даже сам попросил бы вас, добавьте мне сюда советов - что НОРМАЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ПОСМОТРЕТЬ, а то я же начну скоро мучить сына арт-хаусом. Но, надеюсь, используя список осторожно вы выберите фильм-другой, который подойдёт именно вашей семье, который впишется в ту схему общения, что принята у вас. Я лично отвечаю, что каждый упомянутый фильм выше - отличный.

И, давайте, отвечу про "Алиту". Фильм мне не понравился. Он плоть от плоти современного зрелищного Голливуда. В нём важнее компьютерная графика и спецэффекты, вместо истории и души. Двухсерийная аниме-экранизация, которая не понравилась автору оригинальной манги, стала культовой, и заслужила любовь зрителей. Новый фильм Родригеса-Кэмерона — это такой ну, норм кинчик на один раз. Я уверен, что он не станет столь же запоминающимся. Ну, да, ярко и красиво. Но не более того. Актёры играют слабо. Вместе экспозиции и развития сюжета постоянное переключение на экшн, чтобы развлечь заскучавшего зрителя. При том, аниме тоже было не идеальным, там косяков полно. И, занятно, что многие косяки из аниме перекочевали в фильм, хотя создатели активно заявляли, что больше основываются на манге. Ага.

Смотреть такие фильмы мне тем обиднее, что их делают режиссёры, дарившие нам когда-то великие кино-сказки. Сегодня они выросли и много играются в те игрушки, что когда-то были им недоступны: астрономические бюджеты и супер-спец-эффекты. Но лично меня они как-то не радуют. От фильма я всегда жду увлекательной истории и эмоционального сопереживания. В аниме-фильмах выше с этим всё отлично. С аниме-экранизацией "Алиты" всё отлично. А, вот, с игровым фильмом не очень.