December 4, 2023

Бранко Чопич, «Домик Ежа»

Если вы следите за моим телеграм-каналом «Читаю с сыном и дочками», то знаете, что меньше года назад (я могу назвать точную дату, 19 января 2023 года) моё сердце покорил Ежурка Ежич. Ежурка — персонаж классической сказки в стихах «Домик Ежа» Бранко Чопича. Вскоре я начал читать и другие произведения Чопича, влюбляясь в писателя всё больше и больше.

2 декабря 2023 года я провёл в Белграде очередную встречу детского книжного клуба, для которой, как смог, перевёл сказку Чопича на русский язык. И спешу познакомить вас с текстом. Сначала я планировал сделать всего лишь художественный пересказ, но в процессе свернул на тропку поиска рифм. Я почти никогда не писал стихи, не занимался теорией поэзии, поэтому, стилистика хромает на все лапки, но перевод достаточно близкий к оригиналу. Я оставил незарифмованными некоторые кусочки, а при чтении вслух активно интонировал и игрался с произношением, что сглаживало огрехи ритма и рифмы. Если у вас есть желание перевести сказку хорошо — я буду только рад, если вы захотите поправить какие-то места в моём тексте — обязательно пишите, спасибо за помощь!

Оригинал Јежева кућица / Ježeva kućica

Иллюстрации — Душана Павлича (Dušan Pavlić) для этого издания.

Известный охотник

По лесу широкому, без троп и дорог,
Ежич Ежурка бродит день напролёт.
На охоту идёт — триста копий берёт.

И волк, и медведь, и даже овца —
знают Ежа — славного ловца.

Ястреб склоняется,
Волк — сторонится,
Под камнем змея
От Ежа хоронится.

На день обгоняя и ужасом вея,
Слава Ежа впереди леса всея!

Письмо Лисы

Как-то однажды (не видели сами),
Но говорят, получил Ёж письмо.
Весточку добрую, в сумке, как ранец,
Быстро доставил Почтальон Заяц.

«Другу Ежу,
Что с края рощи».

В письме же написано:
«Ежурка, браточек,
Снишься мне часто,
Мой сладкий дружочек.

(Гусиным пером, так приятно писать,
Буквы ложатся узором в тетрадь.)

Зову на обед, поскорей ко мне в нору.
Ты поспеши, чтобы прибыл ты в пору.

Стол будет сытным,
Усы смажешь жиром!
Так что — спеши.

Нежно целую твои милые лица,
Пишет тебе Лисица Мица».

Ёж веселится!
«На пирушку зовут? Это не шутки!
Скорей поспешу, в гости к подружке».

Хитро прищурился Ежич Ежурка,
Иголки проверил, каждую ловко:
«Если в пути придётся мне биться,
Защита такая в бою пригодится».

У Лисы дома

Солнце в зените высоко сияло,
Когда до Лисы добрался Ежурка.

Перед домом-норой,
Перед каменной стеной,
Ежич Ежурка шапку долой,
Поклоны Лисе бьёт головой.
Улыбки расточает,
Лису восхваляет,
Приветствием добрым
Хозяйку встречает:
«День добрый, Лиса!
Как чисто у вас!
Все триста иголок склоняю к тебе!
Пусть петушиные перья украсят твой дом,
Пусть курица будет в горшочке твоём!
Пусть перья гусыни тебе — опахало,
А пёрышки утки — тебе одеяло!
Пусть жизнь пройдёт в мире,
И счастья до края!
Желаю не слышать
Собачьего лая!

И напоследок скажу:
Чтобы задобрить,
Пришёл я голодным,
Чтоб брюхо наполнить!

Обед — был сказочный и волшебный.
Ёж и лиса сияют от удовольствия.
Блюдо за блюдом их дружба крепчает,
Ежурка за тостом тост поднимает:
За здравие лисино, и дома лисы,
За гибель охотника Жучки.
И, вот, завершается четырёхчасовой обед.
Их животы натянулись, как боевой барабан.

Ночь

Вот ночь над всем лесом
И сумрак глубокий.
Порхают лишь бабочки,
Да ветер шевелит листочки.

Лес замолчал,
Погасли окошки,
Из тьмы блестят
Глаза дикой кошки.

Светлячок-путничок
Зажёг огонёк.
Волшебным сиянием
Он путь освещает.
И только сова боевито вещает:
«Ну, птицы, держитесь, охота настанет!»

Прощание

Ежич встал от стола,
И мордочку вытер:
— Пора мне домой,
Доволен я всем.

— Всё было прекрасно, спасибо, Лиса!
Но отвечает она:
— Крепок мой дом, как большая скала!
Останься здесь, куда на ночь глядя?

Но ёж не желает:
— Спасибо за приглашение,
Но я предпочту милый мой дом!
— Постой, кум, там дождь!, —
Молит Лиса его, тянет за руку, просит остаться.

Но ёжик упрям, он стоит на своём:
— Я предпочту скромный свой дом!

Ежик шуршит и шуршит понемногу,
Сквозь ветки Луна озарила дорогу.
Звёзды ему осветили весь край,
Бормочет под нос: 
«Домик Ежа — прекраснейший рай!»

Погоня

Осталась Лиса в недоумении:
— Чем мил ему домик, подумай, постой?
Раз ёжик тоскует, тот дом — непростой!

Возможно, он устлан перьями уточек?
Возможно, крыша из жареных курочек?
Наверное, дом тот — полная чаша!
Пойду-ка, украдкой взгляну из-за чащи.

Волк

Лиса поспешила,
Как тень тихонога,
Мягкою лапой
Ступает негромко.

Вот она мчится,
Вдруг! С шумом могильным,
Тропинку пред ней закрыл Волк,
С мордою пыльной! 

— Гррр! Куда ты бежишь, — отвечай мне, ловцу,
— Может нашла ты где-то овцу?
— Пойдём-ка, узнаем, — Лиса отвечает,
— Зачем же свой дом Ёж так охраняет?
— Ха! Дом-шмом! — злой Волк отвечает.
— Его променял бы я за барашка!
— Пойду я с тобой, вот, Ёж — дурашка!

Медведь

Стрелою они стремглав полетели,
Пока на медведя не налетели.

— Куда вам спешить такая охота? 
Быть может нашли вы озеро мёда?
— Нет, Мишка, мой ум поражает:
За что же свой дом Ёж обожает?

— Дом? Ерунда! Это впустую!
Свой отдал бы я за грушу гнилую.
— За улей медовый — отдам я любому, 
С жадной улыбкою Мишка промолвил.

— Пойду ка я с вами, и посмеюсь,
Вот, Ёж — дурашка!

Кабан

Все трое несутся, как бурный поток,
Вдруг, лужа: в грязь они — скок!
Дикий кабан в грязи, будто в баньке,
Прохрюкал сквозь сон:
— Хрюк! Молодцы-храбрецы, что за потеха?
Сну моему, вы большая помеха!

Кабан подскочил, с рёвом, как гром.
Волк же ответил:
— Хотим мы узнать, о, грязный король,
За что полюбил Ёжик дом свой!

— Домик родной? Ха! Что за причуда?
Я б лужу свою променял на полблюда.
Пожалуй-ка вылезу я из болота,
Ежа-дурака мне увидеть охота!

Перед домиком Ежа

Вот, побежали они вчетвером,
Куда не пролезут — прут напролом!
Догнали Ежа, смотрят,  ёжик стоит,
На буковый пень он старый глядит.

Под пнём том — нора: темна и глуха,
Коврик пред ней — сухая листва.

Ежич вошёл,
В сердце своём он счастье нашёл.
Счастье шуршит, его можно услышать.
Ёжик скорее кровать расстилает.
Постель расстелил, длинее чуть ложки,
Зевнул, потом лёг и вытянул ножки.

Счастью и радости нету числа:
— Домик любимый, свобода моя!
Чудесный дворец с крышей из древа,
Постелька мягчайшая, ковёр из листвы. 
Верен тебе я останусь всегда,
Не променяю тебя никогда!

Три крикуна

Медведь и свинья, а с ними и волк,
Громко смеются, хватаясь за бок:
— Глупый ежонок, колючая пакость,
Хибара твоя — жалкая гадость!
Не дом, а избушка.
Избушка  — старушка!
Коврик дыряв, а крыша гнила,
Узка и глуха, как конура!
Соседка твоя, наверно, блоха.
Дом ты хвалил, что не стоит обеда, —
Кричали втроём лесные соседи.
Лиса же в сторонку от них отошла,
Глубокую мысль поймала она.

Ответ Ежа

Ежич встаёт, сверкают глаза,
Незванным гостям он так сказал:
— Каким бы ни был мой дом родной,
По-прежнему милый он мне и дорогой.
Простой он и скромный,
Но всё же он мой.
Здесь я свободен,
Хозяин я над собой.
Я много тружусь, промышляю охотой,
И мирно живу под крышею скромной.
Но тот негодяй, разрази меня гром,
Кто на обед обменял родной дом.
Вот отчего вы ругаете мой,
Нет своего у вас за душой.
Живете бродяжничеством и грабежом,
Закончите плохо — я знаю о том!

Лиса всё слушает, и размышляет:
— Теперь же я вижу,
Ёж в своём праве!
Тут трое ругать уже её стали:
— Не может Ёж так говорить!
А ты, Лиса, тоже — дура!

Конец

Что было дальше, каков же конец?
Слушай и знай, мой молодец.
Волка-злодея пастухи изловили.
Медведя-ворюгу зажалили пчёлы.
Кабан же попался во время охоты.
По лесу широкому, без троп и дорог,
Ежич Ежурка бродит день напролёт.
Мастер искусный в деле своём
Трудится много и сохраняет свой дом.