July 16, 2020

"9 песен, влюбивших меня в эмо" от Тома Шлаттера (You and I)

Lifetime - Myself

Сейчас, вспоминая про Lifetime, люди часто оставляют в стороне их ранние мелодик хардкор-корни. Поэтому я хотел бы обратить внимание на шедевральный дебютный альбом Lifetime - «Background» – пожалуй, одну из самых эмоциональных хардкор записей, что я слышал по сей день. Это как если бы трек Turning Point – Behind This Well был целым альбомом. Все песни на нём очень хорошо продуманы, и ими как будто было заложено само звучание «юфкрю стали эморями», которое потом многие пытались повторить. «Myself» отлично отражает все его ключевые ингредиенты: грустная басовая партия, смены темпа, хоровые вокалы в припеве – всё, что нужно есть в ней.

Ashes - Sometimes

Ashes стали первой группой, в которой я услышал сочетание красивого, почти оперного вокала поверх хардкора, вдохновленного вашингтонской сценой. У них подобное сочетание работало безупречно. Я был большим фанатом одноименного альбома, поэтому друг купил мне двенадцатидюймовку «Hiding Places» 1994го года в подарок на день рождения. Я в нетерпении бежал из школы в тот день, и придя домой первым делом зарядил пластинку. Заиграл вступительный сэмпл из фильма «Оно» по Стивену Кингу, а потом начался трек «Sometimes», который сразу показал, как Ashes отточили свое мастерство. Думаю, в тот момент я решил, что хочу кричать как Брайан МакТирнан на этом альбоме. Максимально мощный, полный боли крик, особым образом выражающий катарсис.

Endpoint - Remember

Endpoint из Луисвилла, Кентукки были одной из классных, но подзабытых групп 90х. Луисвилл стал родным городом для целого ряда коллективов, игравших уникальный эмоциональный хардкор – Falling Forwared, Empathy, Enkindel и так далее. Но даже на их фоне Endpoint выделялись для меня. Как и Lifetime, они смешивали классический хардкор с более мелодичным подходом, но в своем, особом стиле. «Remember» - песня с крайне эмоциональным текстом о взрослении и переосмыслении своего опыта. Даже сегодня, через 25 лет после того, как я услышал ее в первый раз, она вызывает очень сильный отклик.

Lincoln - Sugarloaf

В 1994м я мощно рубился по вдохновленному хардкором эмо-звуку вышеперечисленных групп. Но к тому времени уже появился более шумный и сложный подход к жанру, который мне еще предстояло открыть.

В 90х обмен микстэйпами был одним из основных способов поиска новой музыки. Мой друг сделал для меня подборку с кучей метализированного хардкора, и среди них сильно выделялась эмо-группа Lincoln. Они не были похожи ни на что, слышанное мною ранее. В них явно ощущалось влияние альт рока 90х, но при этом и очевидные хардкор-корни. «Sugarloft» была первой их песней, которую я услышал, и сразу же проникся ими. Панические, напряженные гармонии, вокал мимо нот, впечатляющие барабаны – все это создавало шикарное звучание. Так я открыл для себя то, что впоследствии стали называть стилем лейбла Ebullition, хотя эта запись и вышла не на нем, а на лейбле Art Monk.

Dag Nasty - The Godfather

На тот момент я уже довольно регулярно посещал концерты. Еще не было ютуба, да и вообще широко распространенного интернета, поэтому о новых для себя группах мы узнавали, разглядывая футболки незнакомых ребят на концертах, обмениваясь микстэйпами, читая вкладки к альбомам и общаясь с друзьями. В какой-то момент я рассказывал приятелю о том, как люблю Lifetife, Ashes и Endpoint, на что он мне ответил: «А, так тебе нравится ЭМО». До этого я никогда не слышал такого термина. Он объяснил мне, что основу такой музыки заложили группы с лейбла Dischord – Rites of Spring, Embrace и Dag Nasty. Я побежал в музыкальный магазин и купил первую же пластинку Dag Nasty, которая попалась мне под руку – «Wig Out At Denko’s». Открывающим треком на ней был «The Godfather», и сразу стало ясно, как эта музыка повлияла на то, что игралось в моё время. Гитары мне показались очень интересными: они были и грустными, и агрессивными, при этом выходя за границы базовых квинтовых аккордов типичного хардкора. Запись звучала почти по-радийному чисто, но при этом сыро ровно настолько, чтобы все еще быть тру и выделяться на фоне музыки из радио-чартов.

Indian Summer - Angry Son

Погружаясь в жанр и исследуя группы, похожие на Lincoln, Still Life, Franklin и т.д. я открыл для себя Indian Summer. В «Angry Son» я впервые услышал те идеи, которую впоследствии использовали многие коллективы.

Первым аспектом было то, что вся песня представляет из себя одну-единственную аккордовую прогрессию. Сначала она играется тихо, постепенно нарастает напряжение, наступает мощный кусок, потом все стихает и начинается заново. Это очень просто и при этом очень впечатляюще. Второй идеей был едва различимый споукен ворд, сопровождающий тихие части песни. Это были составляющие подхода, упор в котором вместо техничности шел на создание атмосферы и настроения, причем максимально простыми средствами. И до сих пор «Angry Son» впечатляет меня тем, насколько успешно в ней реализована эта формула.

Grade - Weave

Я узнал о Grade в середине 90х благодаря их сплиту с группой Believe. На тот момент Grade играли типичный тяжелый хардкор, в котором иногда проскакивали намеки на мелодику. «And Such is Progress» был их дебютным альбомом, и мы ожидали что на нем будет примерно то же самое. Мы сильно ошибались.

«Weave» открывает альбом с красивой партии на чистом гитарном звуке, мелодичной басовой линии и простых барабанов. Рисуется прекрасная картина. И тут из ниоткуда врывается орущий вокал, прерывающий всю эту красоту. Я был абсолютно дезориентирован: «Зачем он орет поверх тихой части?». Мне была настолько привычна формула Indian Summer, где во время тихих моментов просто говорили, что это казалось очень странным. В последовавшие несколько лет многие группы начали душераздирающе кричать поверх чистых гитар, и это стало довольно повседневным подходом. Но на моей памяти Grade были первыми, провернувшими такое, из-за чего я до сих пор воспринимаю трек «Weave» как очень необычный.

Mineral - If I Could

Немногие альбомы настолько определили эмо поздних 90х как «The Power of Falling» Mineral. Во время первого прослушивания этого альбома я был в восторге от того, что каждая следующая песня на нём оказывалась лучше, чем предыдущая. С точки зрения звука это то, что получилось бы, будь Sunny Day Real Estate менее отполированными и более сырыми, а с тем, о чем поётся в их песнях, было бы проще ассоциировать свои переживания.

Мощь «If I Could» - это что-то до сих пор непревзойденное. В то время, как припев становится все более напряженным, нарастет эмоция, которая взрывается, когда группа переходит к припеву. Паузы во второй половине трека, позволяющие выйти на первый план вокалу с текстом «And I know I don’t deserve this» - это вершина сочинительского таланта.

Penfold - I'll Take You Everywhere

Я подружился с Penfold в конце 90х во время нескольких совместных концертов. Они стали заметны благодаря своему альбому «Amateurs and Professionals», на котором по-своему обыгрывали звук Mineral и SDRE.

«I’ll Take You Everywhere» стала настоящим гимном для многих концертов в Нью-Джерси конца девяностых – начала нулевых. В ее тексте описывается осознание того, как сильно можно тосковать по чему-то, чего больше нет рядом. Мы, тогда еще молодые ребята, пропускали через себя эти слова, крича их в потных подвалах. Понимая их, мы были благодарны этим моментам и тому, что мы имели тогда. И это было невероятно сильно.