November 17, 2021

Гид по песням альбома Namatjira - Poetry of the Wretched

Poetry of the Wretched

Песня была придумана последней или одной из последних перед записью альбома. Изначально я хотел ее ставить последней на альбоме, так как мне казалось, что по настроению она ближе к "закрывающей" и не очень хорошо "презентует" содержимое альбома. Но после записи было принято решение сделать ее "открывающей". Она была довольно экспериментальна для нас с музыкальной точки зрения и, наверное, ближе всего к тому, что представляла бы из себя Наматжира, если бы состав группы остался прежним - все эти резкие смены темпов, медленные инструментальные куски, перепады настроения. Вокальной "распевочной" концовки изначально не было, она была придумана Никитой уже в студии. Нам показалась эта импровизация очень удачной, и мы ее оставили. Помню, как после применения эффекта с замедлением/зажевыванием голоса в конце, Никита пошутил, что мечтал о таком эффекте на свой вокал всю жизнь.

VIII

По сути, это продолжение первого одноименного EP. Песня абсолютно в духе того, что мы делали раньше - смешивание мелодики и имовайоленса. Хаотическая часть в середине часто менялась и, в принципе, была почти всегда импровизацией, где каждый делал, что хочет. Кстати, для альбома был перезаписан трек "Кто ничего не ждет..." с первой EP с добавлением клавиш, но мы решили, что он нарушит концепцию, если его вставить в альбом. Но его инструментальная перезаписанная версия у меня осталась.

Мир непознаваем и поэтому должен быть уничтожен

Я хотел именно этот трек делать "открывающим", так как мне очень нравится его начало - это сочетание клавиш, гитар, ударных и смычка. Мне кажется, он хорошо задает тон альбому - такая черно-белая грусть. Наверное, самый близкий мне текст Никиты после "Размышлений..." на то время. Тут те самые резкие смены темпа и настроения, которыми мы любили "баловаться" с Антоном при создании аранжировок. Один из самых любимых моих треков.

Размышления о том, зачем любит осень

Мне кажется, это самая трогательная, даже обнажающая песня Наматжиры. Она стала тем переломом, когда мы изменили звучание. У нас никогда не было конкретных разговоров о смене звучания, просто в какой-то момент, когда мы с Антоном придумывали аранжировки на гитарные партии, которые он принес, родился костяк этой песни. Еще важно понимать, что у всех участников Наматжиры на тот момент были довольно разные вкусы. Но в какой-то момент мы с Антоном начали слушать много пост-рока. При этом он больше тяготел к мелодично-гитарной составляющей, а я - к минимализму и неоклассике. Сеня периодически подкидывал мне что-то типа Yndi Halda, Audrey и Carissa's Wierd, и мы начали задумываться о том, что нам нужен еще один инструмент - скрипка или клавиши. И как-то так получилось, что чуть ли не случайно Антон познакомился с Лилей, которая на тот момент училась в музыкальном колледже, играя на клавишах (к слову, сейчас она играет в симфоническом оркестре на контрабасе). В итоге она играла с нами весь тот период, когда были придуманы песни для этого альбома. Для этой песни почти все клавишные партии были придуманы Антоном для гитары, а затем были переложены на клавиши. Слова "Сказать я люблю тебя очень просто..." произносились басистом Сеней, но в студии решили, чтобы Никита записал все сам. Фраза "Ты протянула шипы..." в оригинале выкрикивалась, но нас не устраивал получающийся контраст. Я предложил Никите прошептать эту фразу, он попробовал, и все в студии заулыбались, показывая большой палец вверх: "да, то что нужно!". Песня родилась очень естественно, без сложностей, и была каким-то очень важным и необходимым творческим выплеском для нас в то время.

The Shortest Day at Konrad Fischer's Gallery

До того, как мы начали записывать альбом, у нас было два инструментальных трека. Оба они строились на клавишной партии, придуманной Лилей. Этот трек был одним из них. Была договоренность, что мы их оставляем без вокала. Мне казалось, что они должны быть таким "воздухом" между песнями, когда слушатель может передохнуть - простая красивая мелодичная партия. Каково было мое удивление, когда в студии Никита сказал, что у него готов текст на оба этих трека и он собирается (или даже уже записал) туда вокал. Вокала, кстати, на альбом было записано гораздо больше, чем вы слышите. Я настаивал, что нужно больше инструментальных частей, больше музыки как таковой, и результатом компромисса стал альбом в том виде, какой вы слышите.

Монологи с тобой

Песня была придумана почти сразу после "Размышлений...". Для меня это прям продолжение трека. Мы даже рассматривали вариант плавного перехода из одного трека в другой. Вступительная часть ударных записана с ошибкой, которую мы поняли, уже покинув студию. Но разницу услышат только те, кто помнит, как песня звучала на концертах до записи. С точки зрения аранжировки - это еще один пример того, как я любил строить песни (если внимательно послушать последний трек альбома группы Preface to the Dead Sea, где мы также играли с Антоном и Никитой, можно уловить этот "паттерн"). Мне очень легко и интересно было создавать песни из тех кусков, что приносил на репетиции Антон. Будто он приносил кучоски паззла, и мы вместе его собирали. Обожаю часть песни со 2-ой минуты - одна из вещей, про которую до сих пор думаешь, что лучше придумать и не смог бы. А еще в песне есть музыкальная отсылка к группе Ricochet, которую мы очень любили.

Монологи с тобой, часть II (Stammhome)

Это тот самый второй трек, который был задуман инструментальным. Лиля придумала его, и мы сначала пробовали добавить туда ударные и гитару. Очень быстро мы поняли, что нужно оставлять только клавиши. В студии же мы согласились, чтобы Никита прочитал стихотворение поверх клавиш.

Мы забились в подполье, поднимая крышки наших черепов, прикрепленные застежками ''молния'', чтобы проветрить мозги

Очень долго выбирали сэмпл для начала трека. Сейчас я уже не уверен, что выбор правильный, но все так, как есть. В самом начале звучт не клавиши, там я играю на детском ксилофоне, который где-то достал Сеня. На мой взгляд этот последний на альбоме трек является некоторым "перевертышем" первого трека. Первый - довольно темный, последний - скорее светлый. Возможно и поэтому было решено заканчивать им, будто утверждая, что после всего мрака обязательно взойдет солнце: "лежим и встречаем рассвет, солнце освещает лучами своими".