August 15, 2019

Стадии веры по Фаулеру разбор

Ниже представлен перевод аудио записи презентации, в которой Роланд Стейниц в диалоге с Кеном Уилбером предлагает обзор работы Джеймса Фаулера, демонстрирует как она согласуется с интегральной моделью и разъясняет значения слов «вера» и «духовность».

Роланд Стейниц сыграл существенную роль в возникновении интегрального движения и формировании Интегрального Духовного Центра. В 2004-2005 он был управляющим редактором Integral Naked. Его духовный путь – созерцательное Христианство. Он практикует центрирующую молитву и долгое время является учеником отца Томаса Китинга. В 2008 году он стал соавтором и сопродюсером DVD фильма «Будущее Христианства», а в настоящее время он пишет книгу об Интегральном Христианстве, озаглавленную «Кто это, Я?».


После *** в каждой стадии представлено также резюме стадии Джоан Вольски Кон – профессора христианской духовности колледжа Ньюмана, Астон, Пенсильвания.

Стадия О:

Первичная вера

(соответствует инфракрасному уровню высоты, бежевому по СД)

Итак, сейчас мы рассмотрим последовательность стадий веры. Существует шесть основных стадий. В скобках мы предполагаем, что существует седьмая стадия, мы поговорим о ней тоже, но основных стадий насчитывается шесть. Нулевая стадия – это младенчество. Джеймс называет её предварительной стадией. Здесь формируются доверие, безопасность, смелость. Они закладываются на всю оставшуюся жизнь. Только сейчас мы начинам осознавать, насколько важной в эти первые годы жизни ребёнка, является любовь.

Мой старший брат родился недоношенным, и первый месяц своей жизни провёл в инкубаторе. И только сейчас, почти сорок лет спустя, я понимаю, насколько важным было держать его на руках. Я осознаю, что раньше мы не понимали, насколько важны такие моменты – поскольку именно в это время закладывается вера, доверие ко вселенной, закладываются крайне важные аспекты дальнейшего формирования образа Бога, божественного и трансцендентного. Джеймс говорит о матке, что может стать весьма утопичным опытом в большинстве случаев. Эти двадцать минут рождения настолько полны драматизма, что сложно даже представить. И вот вы влетаете в мир, у вас появляются собственные образы того, что представляет из себя мир; вы понимаете, любимы ли вы, желанны ли вы в этом мире и закладываете фундамент будущего понимания своего предназначения.

Конечно, что-то может пойти не так – это очень нарциссичная стадия, здесь нет никого, кроме вас. Нарциссизм может продолжаться и на других стадиях – это опасно. Или, если вы находитесь в изоляции, не ощущаете взаимности, о вас не заботятся должным образом – это также может проявляться на следующих стадиях. Нарциссизм или изоляция. И снова мы видим, насколько важна когнитивная линия, поскольку тут начинается язык, и маленький ребёнок вступает на новую стадию в одиночку, выходя из стадии недифференцированной веры.

Стадия 6:

Универсальная вера

(соответствует бирюзовому уровню высоты и СД)

Давайте послушаем голос шестой стадии. «Ненасилие – это не просто любовь к тем, кто любит нас. Ненасилие начинается только тогда, когда мы любим ненавидящих нас. Я знаю, как сложно следовать этой заповеди любви – но не все ли хорошие и великие вещи сложны? И самая сложная из них – любить ненавидящих нас. Но по милости Божьей даже такая сложная вещь становится простой, стоит только захотеть. Говоря о привязанности, я имею в виду, что вы не должны беспокоиться, приведут ли ваши действия к желаемым результатам. Пока ваши намерения чисты, ваши средства хороши. Это означает, что, в конце концов, всё сложится правильно, если вы заботитесь о том, что вы делаете, а в остальном полагаетесь на волю Божью. Когда вы продолжаете думать о материальных объектах, приходит привязанность, ведущая к желанию, жажде обладания, и затем приводящая к возникновению гнева. Гнев затуманивает вашу способность к здравому суждению и не даёт вам учиться на своих ошибках. Вы не можете пользоваться даром различения. Но когда вы отходите от проявленного мира и привязанностей в девственную свободу, приходит мир, утоляющий все печали, и вы живёте в мудрости высшего «я». Тот по-настоящему свободен, кто вырвался из клетки эго, «я», и «моего», объединился с божественной любовью – вот высшее благо. Достичь его – значит перейти от смерти к бессмертию. Любовь никогда не требует, она только отдаёт. Любовь страдает, но никогда не негодует и не мстит за себя. Есть ли у меня достаточно смелости для ненасилия? Только моя смерть покажет. Если кто-то убьёт меня, и я буду умирать с молитвой за своего убийцу, помня о любящем присутствии Бога в святилище моего сердца, только тогда я смогу сказать, что обладаю этим качеством ненасилия».

Знаете, кого мы сейчас процитировали? Махатму Ганди, да. Невероятная точка зрения! Жизнь прямо по Бгахавад-Гите, как и его слова. Он один из тех, кто достиг стадии универсальной веры. Окончательный отход от «я» как эпистемологического способа познания и точки отсчёта в оценке и конструировании своего мира. Давайте задумаемся об этом на минуту. Окончательный отход от «я»… Мы помним, что вера – это мой способ смотреть на окружающую действительность, оценивать и познавать её, наделять её смыслом. Здесь человек идентифицируется с предельным, с трансцендентным. И перспектива трансцендентного становится их собственной перспективой, а трансцендентное через них приходит в мир, через их ограниченную, смертную человеческую жизнь, но совершенно поразительным образом. Мы видим бесстрашие в нем: он знает, что его убьют, и он принимает это, и осознает, что он должен в момент смерти простить, поскольку он смотрит на ситуацию с точки зрения Создателя. Мне нравится это определение из христианской традиции – изливающееся «я». Ваша жизнь начинает изливаться, опустошаться. Цитата из Первого послания Иоанна: «Совершенная любовь отбрасывает страх». Вы видите бесстрашие на этой стадии. Киган не доходит до этой стадии в своих работах, но мы видим, что на этой стадии основой становится Бог, трансцендентное. Здесь моим фундаментом становится божественное, я сознаю это совершенно чётко. И это больше не я, это Христос во мне. Настоящим подарком является метафора из иудео-христианской традиции. Так вот, в иудео-христианской традиции это называется «Царствием Божиим». Это не то Царствие Божие, которое возникнет когда-то в конце времён, это Царство, которое среди нас, которое внутри нас, которое прямо здесь, и я буду что-то делать исходя из этого, даже если никто другой не будет. И эти люди живут, по словам Джеймса, как «колонисты» этого Царства. Нет подходящего перевода на языки других традиций, поэтому, возможно, это дар иудео-христианской традиции, эта идея Царствия Божия.

Итак, Ганди – это представитель стадии универсальной веры. Я думаю, можно сказать, что люди крайне редко достигают этой стадии. Возможно, все эти люди с пятой стадии обладают достаточно высоким уровнем когнитивного развития, чтобы принять решение вернуться обратно к окончательной актуализации.

***

Источник:

http://integrallife.com/node/40375

Cтадии веры

Стадия 1: Интуитивно-проективная вера (соответствует пурному-красному уровням высоты и СД) Теперь я хотел бы, чтобы вы закрыли глаза и посмотрели с точки зрения, в данном случае ребёнка, находящегося на первой стадии развития веры. Я прочитаю один из приведённых Джеймсом примеров – хотя, понятно, что на этой стадии писать ещё никто не умеет, но это один из прекрасных примеров рассказа ребёнка, которому задавали вопросы. Он прекрасно показывает особенности этой стадии – и, к тому же, это очень мило. Вот мысли ребёнка на первой стадии: «Я чувствую, что я нахожусь в этом мире. Всё для меня важно, потому что происходит для меня и ради меня. Когда мы вчера вечером ехали на машине, луна следовала только за нашей машиной, цветы росли, чтобы я мог их понюхать, а звёзды – чтобы мне светить. Иногда мне снятся кошмарные сны, они прямо там, в моей комнате. Если бы вы были в моей комнате, вы бы тоже смогли их увидеть. Иногда днём я вспоминаю эти сны и думаю о них. Иногда они меня пугают. Я думаю – а что такое Небеса? Что значит - умереть? Это как будто чудовище забирает человека? Больно ли это? Будут ли со мной мама и папа? Что случилось с нашей птичкой, когда её поймала соседская кошка? Приятель сказал мне, что придёт рогатый дьявол и заберёт меня, если я не буду осторожен. Я теперь не играю на заднем дворе один. Я много думаю о Боге. Я думаю, он как воздух – везде. Видит ли меня Бог? Защитит ли Он наш дом от пожара? А мой дедушка – он с Богом? Где это?» Первая стадия, интуитивно-проективная вера – типична для детей в возрасте от трёх до семи лет. Это наполненное фантазиями имитационное пространство. На этой стадии очень заметно влияние значимых взрослых. Это видно на прекрасных иконах, которые Джеймс приводит в своей книге. Это прекрасный целостный мир снов и историй, истины и нереального. Пока еще нет различия между ними - просто поток переживаний. Ребёнок уже осознаёт себя, чего не было на предыдущей, предварительной стадии. Именно поэтому Джеймс считает её первой стадией развития веры. Джеймс внимательно изучил модель Роберта Кигана, согласно которой на этой стадии ведущими являются импульсы. Четырёхлетние дети не управляют вспышками раздражения и гнева, а наоборот, такие вспышки управляют детьми. И мы снова видим, что ведущей здесь является когнитивная линия. Возникновение следующей стадии зависит от развития конкретно-операционального мышления, которое описывает Пиаже в когнитивной линии развития.

***

Эта стадия наполнена фантазиями. Это подражательная стадия, когда на ребёнка оказывают мощное и продолжительное влияние примеры, настроения, действия и истории видимой веры взрослых из ближайшего окружения.

Эта стадия типична для детей в возрасте от трёх до семи лет. Для неё характерна относительная текучесть шаблонов мышления. Ребёнок постоянно сталкивается с новыми явлениями, для которых у него нет устойчивых моделей познания. Процесс воображения, лежащий в основе фантазий, не ограничен и не заторможен логическим мышлением. Вместе с формами познания, в которых ведущую роль играет восприятие, воображение на этой стадии продуцирует образы и чувства (как положительные, так и отрицательные), которые необходимо будет оценить и переосмыслить на более стабильных стадиях. Это стадия, на которой ребёнок впервые осознаёт себя. Этот «осознающий себя» ребёнок весьма эгоцентричен по отношению к перспективам окружающих. Здесь он впервые узнаёт о смерти и сексе и о тех мощных табу, которые накладывает культура и семья на эти важные области человеческой жизни.

Дар, который возникает на этой стадии – это воображение, способность объединять и охватывать мир ощущений в образы и истории, которые отображают интуитивное понимание и чувства ребёнка, относительно предельных условий человеческого существования. Опасности этой стадии возникают из-за возможного «захвата» воображения ребёнка неконтролируемыми образами ужаса и разрушения. Его воображение следует вольно или не вольно к тем образам, которые подкрепляют табу и моральные догмы.

Основным фактором перехода на следующий уровень будет возникновение конкретно-операционального мышления. Важными сопутствующими факторами будет разрешение эдипова комплекса или его подавленных в латентном периоде аспектов. Главным в этом переходе станет растущая потребность ребёнка знать, как обстоят дела на самом деле, и прояснить для себя, что реально, а что лишь кажется таковым.

Стадия 2: мифически-буквальная вера (соответствует янтарному уровню высоты, синему по СД) Теперь мы переходим ко второй стадии, мифически-буквальной, и давайте послушаем, что скажет ребёнок на этой стадии: «Да, я верю в Бога. Каков он? Ну… мне кажется, это Иисус, что-то такое… Мы верим, что Бог един в трёх лицах – Отец, Сын и Святой Дух, но мне Бог представляется по большей части Иисусом. Иногда я думаю, что Бог – это старик, что-то вроде судьи или управителя. Да, Бог создал нас и любит нас, и хочет, чтобы мы любили друг друга. Я думаю, что меньше всего Бог любит все эти ядерные бомбы. Я бы хотел сказать президентам всех стран мира – не применяйте эти бомбы! Дайте нам вырасти, пусть Земля, трава и все животные живут дальше!» И вновь, прежде чем мы поговорим о переходе на следующую стадию, мы с большим состраданием скажем о том, что в исследованиях Джеймса приводятся данные, что значительное количество подростков и взрослых людей находятся на этой стадии развития веры. И мы можем сказать: у вас есть право оставаться на вашей стадии развития. Очень легко смотреть сверху вниз на людей, находящихся на более низких, уже преодолённых вами стадиях развития, и часть интегральной мудрости заключается в том, чтобы смотреть на них с состраданием и понимать, как общаться с людьми на том уровне, на котором они находятся. Интересно, что на этой стадии вам не понятен внутренний мир – ни свой собственный, ни окружающих – это приходит позже. Иногда вам кажется, что люди на этой стадии развития манипуляторы. Это такая бесхитростная манипуляция – она вся на виду. Они считают, что люди не знают, что я думаю, и как мне заставить их поступать по-моему. Это потому, что они не видят вашего внутреннего мира, они сосредоточены исключительно на себе. Это приходит позже. Переход к следующей стадии развития происходит из-за столкновения различных историй. Возможно, вы учитесь в школе, и вам преподают теорию эволюции. А раньше вам рассказывали совсем другую историю – и вот эти две истории противоречат друг другу. Так же, согласно Пиаже, формально-операциональное мышление необходимо, но недостаточно, для перехода к следующей стадии развития.

***

Вторая стадия – мифически буквальная вера, это стадия, на которой человек примеряет на себя истории, убеждения и обряды, которые символизируют принадлежность к его сообществу. Убеждения принимаются в буквальном смысле – как моральные правила и оценки. Символы также воспринимаются одномерно и буквально. На этой стадии возникает конкретно-операциональное мышление, что ведёт к обузданию и упорядочиванию воображаемого устройства мира предыдущей стадии. Качество случайности интуитивно-проективной стадии уступает более линейному, повествовательному конструированию взаимосвязей и значений. История становится основным способом придания опыту ценности и целостности. Эта стадия характерна для детей младшего школьного возраста, хотя часто мы находим её и у подростков, и у некоторых взрослых. Здесь укрепляется способность воспринимать точку зрения других людей, поэтому находящиеся на ней люди формируют свой мир на основе доверия и справедливости, основанных на взаимности. Герои их космических историй антропоморфны. Символический и драматический материал может оказать на них огромное и глубокое влияние, и они будут описывать произошедшее с бесчисленными подробностями. В то же время, они не могут взглянуть на историю со стороны, чтобы сформулировать её концептуальное значение. На этой стадии смысл содержится в истории и «заключён» в ней. Новая способность или сила этой стадии заключается в возникновении связного повествования из историй, драм и мифов, как способа нахождения и придания смысла переживаемому опыту. Буквальность и чрезмерная опора на взаимность, в качестве принципа конструирования окончательной реальности, может вести как к сверх-контролю, неестественному перфекционизму или «рабочей праведности», так и, напротив, к унизительному ощущению себя плохим из-за плохого обращения, игнорирования или явного неприятия значимыми другими. Фактором, способствующим переходу на третью стадию, является неотъемлемо присущие всем этим историям противоречие, которое заставляют человека задуматься об их значении. Переход к формально-операциональному мышлению делает такие размышления возможными и необходимыми. Предшествующая буквальность уходит; новая «когнитивная заносчивость» ведёт к разочарованию предыдущими учениями и учителями. Человеку приходится столкнуться с конфликтами между значимыми историями (Книга Бытия против эволюционной теории). Возникновение взаимного восприятия перспектив других людей («Я вижу, что ты видишь меня; я вижу себя так, как ты меня видишь; я вижу тебя, так, как ты видишь меня, видящего тебя») создаёт потребность в более личных взаимоотношениях с объединяющей силой окончательной реальности.

Стадия 3: Синтетически-конвенциональная вера (соответствует оранжевому уровню высоты и СД) Итак, давайте послушаем голос третьей стадии, синтетически-конвенциональной. «Я не думаю, что кто-то по-настоящему понимает моё отношение к Богу. Я больше не представляю Бога в качестве старика, или даже вообще человека. Вместо этого я глубоко чувствую Его дружеское присутствие, присутствие друга, который любит меня, заботится обо мне и по-настоящему знает меня. Бог знает меня, меня-настоящую и меня-будущую даже лучше, чем я сама знаю себя. Когда я встаю рано утром – в четыре утра, чаще всего – в одиночестве и усталости есть Бог. Когда я чувствую себя отдалённой от родителей, или Сэма, моего друга, или от своих друзей – здесь тоже есть Бог. Когда я понимаю, что мне никогда не выучить математику и химию так, чтобы стать ветеринаром – здесь есть Бог». Синтетически-конвенциональная стадия в норме возникает в подростковом возрасте. Вера становится явной и целостной ориентацией человека на этом уровне. Она часто называется конформистской стадией, поскольку человек точно настроен на группу, которой принадлежит, - на её ожидания и суждения. Здесь группа определяет человека. Это революция в восприятии социальных перспектив, именно поэтому группа становится настолько важной. Дети начинают понимать, как они выглядят со стороны – «Я вижу тебя, глядящего на меня, мне интересно, как ты меня воспринимаешь». Они понимают, что другие тоже этим интересуются. Поэтому очень важная практика на этой стадии для детей – пытаться понять, кто они такие. И это значит как «что я думаю, кто я такой», так и «что моя мама думает, что папа думает, что думают одноклассники, что думает мой друг/подруга, кто я такой». Вот почему эта стадия называется «синтетической». Ребёнок или взрослый на этой стадии пытается принять во внимание все эти перспективы понимания себя и составить из них какую-то связную картину. «Конвенциональная» - конечно потому, что мнение группы на этой стадии составляет основное значение. Итак, человек на синтетически-конвенциональной стадии может конструировать истории типа «моя жизнь – это…» и собирать вместе все эти истории, совмещать их и сливать воедино. Как мы говорили, у него появляется понятие внутреннего мира – своего и других людей. Важно то, что они верят в свои ценности по умолчанию. Они не исследуют их явно и не принимают сознательно. Здесь у человека имеется необъективированная идеология. Вместе с Киганом мы можем сказать, что человек на этой стадии – это его отношения, так он понимает свою жизнь и своё значение. Одно из определений веры Джеймса: это то, как человек знает что-то, ценит что-то, понимает значение чего-то. Поэтому ценности очень важны на каждой стадии, и на этой стадии понимание и придание значимости чему-либо, становится более тонким и сложным. Переход на следующую стадию может произойти тогда, когда сталкиваются различные точки зрения, и человек начинает понимать, насколько они относительны. Я думаю так-то, а ты – по-другому, а те – вообще иначе. Значит, мышление должно быть относительным! А на синтетически-конвенциональной стадии оно абсолютно. И как только я воспринимаю достаточное количество точек зрения, я прихожу к очевидному заключению – иногда весьма неприятному, что моя точка зрения должна быть относительной, так же, как и все остальные точки зрения. И так происходит переход на следующую стадию – индивидуально-рефлексивную.

***

На третьей стадии мир человека выходит за рамки семьи. Вот лишь некоторые области жизни, которые требуют его внимания: семья, учёба или работа, друзья, соседи и средства массовой информации, и возможно религия. Вера должна предоставлять связные ориентиры в гуще всех этих всё более сложных и разнообразных влияний. Вера должна синтезировать ценности и информацию; она должна предоставлять основу для выстраивания идентичности и перспектив.

Третья стадия обычно проявляется и оказывает своё влияние в подростковом возрасте, а затем становится основной точкой равновесия и для многих взрослых. Она структурирует окончательную реальность в терминах личных взаимоотношений. Её образы объединяющей ценности и силы возникают из более широкого понимания личных взаимоотношений. Это «конформистская» стадия в том смысле, что человек очень точно настраивается на ожидания и суждения значимых других, и в то же время не обладает достаточно уверенным пониманием своей собственной идентичности и личных суждений, чтобы выстроить и поддерживать свою собственную точку зрения. Хотя убеждения и ценности переживаются очень глубоко. Обычно это молчаливо подразумеваемые «остановки» человека в тех значениях мира, которые они передают. Но здесь ещё нет возможности отойти на шаг, обдумать и исследовать их беспристрастно и систематически. На третьей стадии у человека имеется «идеология» - более или менее постоянный свод ценностей и убеждений, которые обычно не объективируется и не исследуется, т.к человек их не осознаёт. Различия в точках зрения относятся к различию в «типах» людей. Авторитетом наделяются носители традиционных властных ролей (если они воспринимаются значимыми для самого человека), или соглашения с членами группы, которую человек ценит и к которой непосредственно принадлежит.

Новая способность, возникающая на этой стадии – это формирование личного мифа, который становится идентичностью и верой и включает в себя прошлое человека и его предполагаемое будущее в образе окончательной реальности, объединенной с личностными характеристиками. Опасности или недостатки этой стадии двояки. Ожидания и оценки других людей могут настолько интернализоваться (стать крайне важными), что становится невозможным формирование автономии суждений и действий. С другой стороны, предательства в личных отношениях могут привести к нигилистическому отчаянию по поводу личного принципа окончательного бытия или к компесаторной близости с Богом, в противовес мирским отношениям.

Факторы, которые заставляют человека продвинуться к следующей стадии могут включать в себя: серьёзные столкновения или противоречия между авторитетными источниками; значимые изменения, провозглашённые официальными лидерами, в политике или практике, ранее почитаемой священной или нерушимой (например, в католической церкви переход богослужений с латинского языка на местные языки, или отмена поста по пятницам); столкновение с опытом или точками зрения, которые заставляют человека задуматься, как формировались и изменялись его убеждения и ценности, и как они соотносятся с его группой или прошлым. Часто опыт ухода из дома – эмоциональный, физический, или и тот и другой одновременно – влечёт за собой исследование себя самого, своего прошлого и ценностей, которые управляют жизнью, и за этим – переход на новую стадию.

Стадия 4: Инидивидуационно-рефлексивная вера (соответствует зеленому уровню высоты и СД) «Итак, в процессе прояснения своих убеждений, я исследовала некоторые мифы и доктрины моей религиозной традиции. Я выяснила, что буквальное понимание или неверие – это не единственные возможности понимания библейского мифа творения или историй о чудесах, совершённых Иисусом. Важно, что значения, которые несут эти рассказы, происходят из другой культуры и другого времени. Эти значения важны и неоценимы, но в некотором смысле, они отдельны от устаревшего мифического мировоззрения Библии. Поэтому я пытаюсь достичь целостности в своей вере, и это нелегко. Некоторые думают, что я свихнулась на религии, другие в моей церкви считают, что я задаю слишком много вопросов и слишком раскачиваю лодку. Но я знаю также нескольких человек, которых волнуют те же вопросы, что и меня, и мы делимся найденными ответами и идём дальше». Это рассказ двадцатипятилетней женщины. Стадия, через которую она проходит – прекрасная, но довольно сложная. КУ: Здесь важно то, что человек начинает рассматривать вопрос в некотором смысле с научной точки зрения, но по-прежнему остаётся верующим. Согласно Джеймсу, это вид духовного интеллекта; то, что я называю стадией металлического пресса, которая начинается прямо сразу после стадии три. Это огромная ложь – убеждение, что религия находится на более низком уровне развития, а наука – на более высоком, вместо понимания, что есть религия, а есть наука, и каждая из них имеет свои стадии развития. Есть более низкие стадии развития науки – астрология, к примеру, или алхимия, и есть более низкие стадии развития религии – магическая и мифическая. Но как только она продвигается на более высокую рациональную стадию, вы можете поддерживать веру в предельную реальность, но более не верить в мифы и догмы, а задавать вопросы, не просто принимать их на веру. И это часть очень важного соображения. По моему мнению, то, как мировые религии могут побудить человека к развитию – это признание такой рациональной формы веры. И тогда не нужно будет проводить ужасное разделение, что, мол, религия – это иррациональные глупые мифические истории о том, как Моисей разверз море, а если вы дальше развиваетесь, вы должны отказаться от веры навсегда. Основанная на реальности религиозная ориентация вместо мифически-догматического варианта - это настоящее бедствие, с которым сейчас столкнулся мир. И те, так называемые религиозные дебаты, которые происходят в нашей стране с Ричардом Доукинзом и Кристофером Хитченсом, практически свели всю духовность к догматической версии науки – рациональной, здравой и основанной на реальных доказательствах. А исследования такого рода показывают, что это совсем не обязательно, что существует как научная, так и религиозная или духовная ориентация на каждом уровне развития. И мы не должны принимать религию за раннюю стадию развития науки, и не должны принимать научный материализм за её более высокую стадию развития. Это просто катастрофа. Поэтому очень важно, что эта девушка показывает переход от мифической религиозной ориентации к более рациональной, основанной на доказательствах, даже научной ориентации. Это очень значимое указание подобных исследований, и я думаю, очень важно, что оно передает понимание таких форм духовности вне зависимости от состояний сознания - медитативных состояний, которые сами по себе очень научны и феноменологичны. Но для религии также важно опираться на интеллект. И если у вас есть рациональное понимание веры, вы можете размышлять, что есть научный феноменологический внутренний эксперимент…

РС: Спасибо, это глава в «Интегральной духовности», она великолепна. На самом деле, она открывает новое пространство для религии в современном и постсовременном мире, и без этого у нас ничего не будет, что продвигало бы людей наверх. Здесь есть некоторые трудности. К сожалению, это не должно быть так, но люди, вступающие в эту стадию, или приближающиеся к ней, ощущают всё это давление. Джеймс приводит пример с магнитами и стружкой, и мы видим, как стружка колеблется под влиянием внешних сил. Это очень похоже на то, как, оказавшись в кампусе, студенты колледжа, находящиеся на буквальной или синтетически-конвенциональной стадии развития, ощущают давление агностицизма, и не понимают, как они могут сохранить свои мифы – как и эта двадцатипятилетняя девушка. В этом заключается послание, которое мы должны передать дальше: вы можете сохранить свою веру, живой и развивающейся. Ваша вера растёт, так же как и духовность. К сожалению, люди не часто придерживаются такой точки зрения. Чаще всего они теряют веру, или подавляют её, разделяя себя на части. Вот, мол, у меня была религиозная часть, и это может стать ловушкой, конечно. Эта стадия чаще всего возникает в раннем взрослом возрасте – тогда, когда человек принимает на себя груз своих убеждений, пересматривает их одно за другим – это я оставлю, а это мне не подходит, и это мучительный процесс, поэтому часто до него так и не доходят. Джеймс указывает, что третья стадия чрезвычайно стабильна, именно поэтому семьдесят процентов населения находятся на третьей стадии и ниже. Это очень устойчивое положение, и некоторые с него так и не сдвигаются, и это нормально. Но некоторые принимают решение исследовать свои убеждения, одно за другим, поддерживать то, что они хотят поддержать, и отказаться от того, от чего им необходимо отказаться. Здесь люди неотвратимо сталкиваются с напряжением. Здесь демифологизируются прекрасные мифы и истории, в которые они верили на второй и третьей стадиях. Я начинаю отделять те утверждения, которые я принимаю, и те, которые я не могу принять. И те символы, которые были очень важны для меня, теряют свою силу. Символы, которые так много значили, отвергаются или становятся предположениями. Итак, «я» впервые отделяю себя от других. Я верю, что я хочу жить так, как я вижу, что это я, а не ты. Я ясно различаю себя. Убеждения и идентичность тщательно исследуются. Здесь мы можем воспринять третью перспективу. И снова мы видим, что когнитивная линия ведёт развитие линии веры. Воспринимая перспективу третьего лица, я могу понять, что думает человек. Я думаю так, ты думаешь вот так, а какова третья сторона? Это как видеть куб в трёх измерениях. Те грани куба, которые я никогда раньше не воспринимал, потому что видел только это и это. Переход на следующую стадию происходит за счёт того, что я вижу всё чётко и правильно. Я растворил столько запутывающего, я ограничил себя, я сказал: ну, вот он «я», это не кто-то другой. Я заточил себя в маленькую коробочку. Очень скоро я увижу, что жизнь гораздо сложнее, гораздо сложнее этой маленькой коробочки, и я хочу разрушить эти стены, и возможно, перейти на пятую стадию.

***

Продвижение от третьей стадии к четвёртой – индивидуационно-рефлексивной вере – особенно важно, поскольку именно в этот момент подросток или взрослый начинает принимать всерьёз груз ответственности за свои обязательства, образ жизни, убеждения и оценки. Там, где происходит подлинный переход к четвёртой стадии, человек неотвратимо сталкивается с определённым напряжением: индивидуальность против определения себя через принадлежность к группе; субъективность и сила глубоко прочувствованных, но не исследованных эмоций против объективности и требований критического мышления; основное внимание, уделяемое самоисполнению и самоактуализации, против служения другим и жизни для других; вопрос приверженности относительности против борьбы с возможностью абсолютного. Четвёртая стадия наиболее естественно возникает в раннем взрослом возрасте (но давайте помнить о том, что многие взрослые так и не вступают в неё, а для многих других она начинается только после тридцати пяти, а то и сорока лет). Эта стадия отмечена двойным развитием. «Я», прежде пребывавшее в идентичности и вере, сформированной межличностным кругом значимых других, теперь требует идентичности, более не определяемой ролями или смыслами значимых других. Для того, чтобы сформировать эту новую идентичность, человек сознательно устанавливает рамку смыслов, опираясь на свои границы и внутренние взаимосвязи и сознавая себя как «мировоззрение». Собственное «я» (идентичность) и перспектива (мировоззрение) человека отделяются от чужих и учитываются в реакциях, интерпретациях и суждениях относительно действий самого человека и других людей. Человек выражает своё интуитивное понимание целостности окончательной реальности в явной системе смыслов. На четвёртой стадии символы часто переводятся в концептуальные значения. Это стадия «демифологизации». На ней бессознательным факторам, оказывающим влияние на вынесение суждений и поведение, уделяется минимальное значение. Главное приобретение четвёртой стадии заключается в способности выносить критические суждения по поводу идентичности (себя) и мировоззрения (идеологии). Опасности её происходят из её сильных сторон: чрезмерная уверенность в разуме и критическом мышлении, и определённый вид вторичного нарциссизма – рефлективное «я» слишком глубоко встраивает «реальность» и точки зрения других людей в своё собственное мировоззрение. Не удовлетворённый образом себя и мировоззрением четвёртой стадии, человек готов к переходу к тому, что бы прислушаться к анархическим и беспокоящим внутренним голосам. Детские воспоминания, образы и энергии внутреннего «я», гложущее ощущение стерильности и пустоты тех смыслов, которым человек служит, - всё это вместе или по отдельности говорит о готовности к чему-то новому. Истории, символы, мифы и парадоксы из своей собственной традиции или из каких-то других, могут упорно указывать на необходимость нарушить чёткость предшествующей веры. Разочарование имеющимися компромиссами и понимание того, что жизнь более сложна, чем может понять логика ясных определений и абстрактных концепций четвёртой стадии, толкает человека к более диалектическому и многоуровневому подходу к жизненным истинам.

Стадия 5: Связывающая вера (соответствует изумрудному уровню высоты, желтому по СД) Давайте послушаем голос пятой стадии. «Бог для меня стал таким таинственным, как никогда раньше, и также невероятно важным. Бог тих, но невероятно реален и могуществен. Я чувствую, что Его способ работы с нами более таинственный и постепенный, чем я думала раньше, или чем мне говорили. Теперь я следую Его воле, больше опираясь на интуицию, чем на логическое мышление. Это процесс. Его воля – это не указания или чётко определённый путь, который нам нужно обнаружить в дикой местности. Это не какой-то простой вариант действий для привнесения в мир определённых значений «Царствия Божия». Эта стадия называется связывающей стадией по Николаю Кузанскому, от «связывания»; и это значит, что я могу сейчас связать воедино то, что обычно связывалось, но я раньше не мог связать, а теперь, каким-то образом, эти вещи соответствуют друг другу. Точно также, как частицы и волны в науке, – именно это происходит и здесь. Каким-то образом здесь одновременно существуют буддизм и христианство; не то, чтобы это было просто, но и то и другое истинно, и я не могу объяснить, почему обе эти религии истинны, но это так. Обычно на эту стадию человек попадает в середине жизни. Я думаю, что, возможно, сейчас это происходит раньше, и мы позже поговорим о том, почему так происходит. Но обычно это происходит в середине жизни и часто приходит вместе с кризисом середины жизни, и именно через этот кризис человек впервые приходит к связывающей вере. Потому что ваша группа и ваша индивидуальность, столь драгоценная для вас всего год назад, начинает рассыпаться. Теперь я вижу, что есть что-то большее. Как четвёртую стадию часто называют стадией вторичного нарциссизма – после первичного нарциссизма инфантильной стадии – эта стадия часто называется стадией «вторичной наивности» после первичной наивности второй стадии, создающей мифы и истории. Но это намеренная наивность, я выбираю эту наивность сознательно. Здесь снова придаётся большое значение традициям, практикам и ритуалам, поскольку власть символов вновь объединяется с концептуальными смыслами. Я снова наделяю силой символы, но это уже сознательный выбор. Часто мы открываемся своему глубинному «я». Мы вслушиваемся в этот голос. Человек на объединяющей стадии веры живо реагирует на парадоксы, явные противоречия различных истин. Он стремится объединить противоположности, на самом деле интегрировать их. Киган называет это Индивидуальным Я. Давайте поговорим о том, что здесь происходит – ведь это очень интересно и очень редко случается. Вы смотрите на эти стадии веры и можете прикинуть, где вы находитесь, и где должны были бы быть. По правде говоря, крайне редко кто-то выходит за пределы этой стадии. И помните, вы можете продвинуться дальше когнитивно. Здесь необходимо (но не достаточно) находиться на бирюзовом уровне развития когнитивной линии – тогда возможно это движение по линии веры. И вот, что здесь происходит: видение человека трансформируется, а мир вокруг него остаётся неизменным – и это крайне мучительно. Я вижу эту пропасть между тем, кем я хочу быть, на что я надеюсь, что для меня важно, чему принадлежит моё сердце, и что мир на самом деле из себя представляет. Это ведёт к безнадёжности. Джеймс называет это «космическим одиночеством» - вот что вы переживаете на этой стадии. Потому что вы застряли посередине, в пустоте. Это синдром разделённой жизни – вы хотите, чтобы мир был совсем другим, и понимаете, насколько вы бессильны что-либо изменить. И вы зависаете в этом вакууме. И иногда ваше стремление к окончательной самоактуализации приводит вас на шестую стадию развития веры – универсальную. И на этой стадии происходит невероятное.

***

На пятой стадии – стадии связывающей веры, личность интегрирует в своё мировоззрение всё то, что было подавлено или не распознано на четвертой, с её потребностью в ясности и сознательной когнитивной и аффективной адаптации к реальности. Эта стадия развивает то, что Рикёр называет «вторичной наивностью», когда сила символов вновь объединяется с концептуальными смыслами. Кроме того, здесь человек должен пересмотреть и переработать своё прошлое. Он должен открыться голосу своего «глубинного я». Важно, что это включает критическое переосмысление социального бессознательного – мифов, идеальных образов и предрассудков, глубоко встроенных в систему «я» взрослением в определенном социальном классе, религиозной традиции, этнической группе и тому подобное.

Она редко развивается раньше середины жизни, поэтому ей известно таинство поражения и реальность обязательств и действий, которые нельзя отменить. Там, где предыдущая стадия так старалась внести ясность и очевидность в смысле границ и идентичности, эта стадия становится более открытой и пористой. Живо откликаясь на парадоксы и истину очевидных противоречий, эта стадия стремится объединить противоположности в уме и опыте. Она воспитывает и поддерживает чувствительность к странным истинам «других». Готовность к более близкому соприкосновению с чем-то незнакомым или угрожающим «я» или мировоззрению (включая и новую глубину духовного опыта и религиозных откровений), приверженность этой стадии справедливости высвобождается от ограничений племени, класса, религиозного сообщества или нации. И со всей серьёзностью понимания, что прожита уже большая половина жизни, человек на этой стадии готов тратить себя на помощь другим, в понимании и взращивании их идентичности и смыслов.

Новая способность этой стадии – возникновение парадоксального воображения, способности видеть и соглашаться с основными смыслами группы, к которой человек принадлежит, и в то же время сознавать, что эти смыслы относительны, фрагментарны и являются неизбежно искажающими образами трансцендентной реальности. Опасность этой стадии лежит в парализующей пассивности и нежелании действовать, из которых возникают самоуспокоение и циничное избегание активности в связи с парадоксальным пониманием истины.

На пятой стадии человек может принимать символы, мифы и ритуалы (как свои собственные, так и принадлежащие другим традициям), поскольку понимает до некоторой степени глубину реальности, которую эти символы выражают. Он также ясно видит разобщённость человеческой семьи, поскольку предчувствует возможность (и настоятельную необходимость) создания всеохватного сообщества бытия. Но на этой стадии люди по-прежнему разделены. Они живут и действуют между неизменным миром и изменяющимися видением и приверженностями. В некоторых редких случаях эта разделённость требует окончательной актуализации, которая происходит на шестой стадии.

Стадия 6 встречается крайне редко. Людей, достигших этой стадии, можно описать так: их вера – это ощущение предельной реальности, включающей в себя все сущее. Они становятся воплощением и проявлением духа всеобъемлющего и реализованного человеческого сообщества. Они «заразны» в том смысле, что создают вокруг себя пространство, свободное от наших обычных социальных, политических, экономических и идеологических оков, в которые мы заключаем свою сущность. Поскольку эти люди живут в поле действия силы, которая объединяет и трансформирует мир, часто кажется, что они разрушают те структуры (в том числе и религиозные), которые поддерживают наше личное и общественное выживание, безопасность и значимость. Нередко их по достоинству оценивают и начинают чтить лишь после смерти. Те редкие люди, которые достигают этой стадии, обладают особой благодатью, благодаря которой выглядят более простыми и прозрачными, но при этом, гораздо более человечными, чем любой из нас. Их сообщество – сама вселенная. Они пестуют особенности, поскольку те являются орудиями универсального, и поэтому они ценны вне зависимости от своей практической значимости. Они любят жизнь, но не удерживают её. Они готовы к сотрудничеству с людьми любой стадии и любой религиозной традиции.

Стадия 7: Дальше в будущее (Трансперсональное и недвойственное содружество, третий порядок) Поскольку все эти стадии разворачиваются в исторической последовательности, и нам не кажется, что история в ближайшее время остановит своё развитие, не требуется особых талантов в логическом мышлении, чтобы предсказать возникновение следующих стадий развития веры в будущем. Хотя данных об этих высших стадиях развития в лучшем случае мало, это не значит, что они просто дожидаются нас где-то за горизонтом. В конце концов, всего несколько сотен лет назад для того, чтобы стать признанным членом общества, требовалась лишь одна или две основных трансформации, тогда как сейчас их насчитывается от трёх до шести. Не за горами те времена, когда развитие человека будет проходить через десяток различных стадий ещё до начала полового созревания… Дальше следуют лишь предположения, поскольку у нас нет необходимых данных. То, что мы делаем сейчас похоже на то, как мы смотрим на радугу: чем ближе мы смотрим, тем она становится более сложной. Издалека она видится одним целым, но чем ближе, тем лучше видны все её составляющие. Так что, возможно, стадия 6 – это стадия 5.5, или это стадия 7, мы не знаем, на что это похоже. Вчера вечером мы с братом Дэвидом говорили об этом, было очень интересно. Но мы предполагаем, что что-то там есть, мы ставим там временную позицию. Потому что стадии развиваются со временем, и на всех линиях, которые мы рассматриваем – линия ценностей, линия потребностей, линия развития эго, когнитивная линия. Мы видим стадии, которые развиваются в настоящий момент, выстраиваются на основе уже имеющихся. Нет причин думать, что линии когда-либо закончат эволюционировать. Но очень сложно представить, что последует за этой окончательной децентрализацией и восприятием перспективы божественного. Возможно, практики от первого и третьего лица помогут нам в этом. Мы не можем просто сказать: ну, я могу воспринимать божественное от первого, второго и третьего лица, а теперь посмотрим, как на меня смотрит божественное от первого, второго и третьего лица. Что это значит? Это забавно, головокружительно, странно и прекрасно. И пока мы разговариваем тут с вами, рождаются и другие практики. Итак, тут одни знаки вопроса, и Джеймс говорит, что здесь много над чем есть поработать и продолжить исследования, чтобы понять, что там может быть. КУ: Кроме того, вы можете поразмышлять о природе этих вертикальных структурных стадий с исторической точки зрения. Потому что один из первых великих исследователей развития, который рассматривал развитие с антропологической точки зрения, Жан Гебсер, определил эти стадии названиями, говорящими сами за себя. Это архаическая, магическая, мифическая, рациональная, плюралистическая, интегральная стадии. И если вы, как и он, посмотрите на эволюцию с исторической точки зрения, то пятьдесят тысяч лет назад самой высокоразвитой структурой был красный уровень, больше ничего не было. А затем, примерно за десять тысяч лет до нашей эры, начал развиваться янтарный уровень, более конвенциональный тип структур. А во время эпохи Просвещения, триста лет назад, мы видим широкое распространение оранжевого. А когда дело доходит до зелёного, плюралистической стадии, то в пятидесятых годах прошлого века до этой стадии развилось всего три – четыре процента западного населения, а к семидесятому году их было уже больше двадцати процентов. Т.е., мы присутствовали прямо при возникновении и тетра-эволюции одной из этих структур. Состояния сознания, напротив, были доступны человеку и десятки тысяч лет назад, потому что мужчины и женщины бодрствовали, видели сны, и спали глубоким сном без сновидений всё это время. И, естественно, вы можете бодрствовать, видеть сны и спать глубоким сном внутри каждой из этих вертикальных структур, вот почему мы считаем, что состояния сознания и структуры сознания относительно независимы друг от друга. Когда возникает новая вертикальная структура, все предыдущие остаются. И каждый рождается на нулевой ступени. Всем нам приходится пройти последовательно эти стадии – архаическую, мифическую, рациональную, плюралистическую и так далее. По мере того, как возникает новая стадия, все предыдущие сдвигаются на немного более ранний возраст. Так, пятьдесят тысяч лет назад, чтобы считаться взрослым человеческим существом, вам предстояло пройти всего одну основную трансформацию – от архаического уровня к магическому, или от инфракрасного к малиновому. Всего одна правильно пройденная трансформация – и всё. Кроме того, было доступно перемещение по разным состояниям сознания. Шаманы это делали – они перемещались от бодрствующего состояния в тонкое, или сновидческое состояние. И самые ранние сведения о трансцендентных путешествиях оставили шаманы и целители. Они перемещались в тонкое состояние, и крайне редко в недвойственное – несмотря на то, что состояние глубокого сна было им доступно, у них ещё не было техник, чтобы попасть в недвойственное состояние осознанно. Но затем в промежутке от пятидесяти до двадцати тысяч лет до нашей эры возникла красная структура. Теперь вам необходимо было пройти две трансформации, чтобы считаться взрослым человеком. А примерно за 4 000 лет до н.э. начала возникать янтарная структура, и теперь вам предстояло три трансформации. И каждая из этих трансформаций может закончиться неудачно. А в наше время у нас есть пять основных трансформаций. В примитивных, племенных обществах сначала была одна важная трансформация, и был только один вариант нарушенного развития. У современных мужчин и женщин есть пять способов нарушить своё развитие. В буквальном смысле, у нас существуют такие душевные заболевания, которые примитивные люди и представить себе не могли. Но не надо думать, что это был рай на земле. У них не было этих нарушений только потому, что они были примитивны. Я не говорю о жизни людей на уровне индиго сегодня. И все мы продолжаем развиваться. Итак, вы можете себе представить, что раз структуры существуют, то они не прекратят развиваться к более высоким уровням проявленного мира. И это включает в себя увеличение количества перспектив, которые человек может воспринять, поэтому высота – это единица измерения количества сознания. По-другому можно сказать, что каждый следующий уровень сознания добавляет к восприятию ещё одну перспективу. Мы идём от красного, который может воспринять только перспективу первого лица, к янтарному, который может воспринять перспективу второго лица, к оранжевому, который может воспринять перспективу третьего лица, к зелёному, который может воспринять перспективу четвёртого лица, и к бирюзовому, который может воспринять перспективу пятого лица. И то, что мы понимаем о состояниях, о развитии через состояния – это высвобождение от проявленного, это компонент свободы, в основном маскулинный компонент, согласно современным данным. А вертикальное развитие говорит о полноте, о том, что вы можете воспринять всё больше проявленного мира в своём сознании. Поэтому и то и то очень важно, но мы можем отслеживать их по отдельности. Легко представить, что седьмая стадия закладывается прямо сейчас. Она может стать в терминах Ауробиндо сверх-умом, супер-умом, и развиться ещё в любое число структур развития – ведь нет указаний на окончание развития. Мы можем представить, что лет через пятьсот дети к четырём годам будут проходить все стадии до бирюзовой и так далее. И возможно (это я ухожу в метафизическую мифическую традицию), когда основное количество человеческих существ достигнет просветления, очень скоро Дух решит, что игра забывания себя для того, чтобы поиграть в пробуждение, окончена. Когда люди пробуждаются, игра заканчивается. Дух вдыхает, растворяет всё сущее, закрывает глаза, чихает – и вот снова Большой взрыв. Ну, кажется, это довольно нескоро произойдёт. Но несложно разглядеть постоянное раскрытие этих космических привычек, космических структур. Так что, мы сможем предвидеть возникновение третьего порядка, трансперсональных структур.