August 16, 2018

Q&A с легендой дизайна Гэйл Андерсон: где жить дизайнерам, как побороть расизм и оказывать социальное воздействие

Став лауреатом Национальной премии дизайна имени Купера Хьюитта в 2018 году, Андерсон еще раз доказала, что она — сила, с которой нужно считаться. С тех пор, как в 1984 Андерсон получила образование, она успела многое: поработать художественным руководителем в Rolling Stone, Boston Globe Sunday Magazine и Vintage Books, занять должность креативного директора в SpotCo, рекламном агентстве Нью-Йорка, выпустить несколько книг, внести лепту в развитие Type Directors Club — международной организации, специализирующейся на типографии, побыть преподавателем в нью-йоркской Школе визуальных искусств. И все это параллельно развивая собственную дизайн-студию.

В начале августа Андерсон дала интервью онлайн-изданию Eye on Design. На нашем канале мы публикуем перевод материала. Прочесть статью в оригинале можно здесь.

Что изменилось в индустрии дизайна в течение вашей карьеры?

Когда я окончила SVA (School of Visual Arts) в 1984 году, предполагалось, что ты работаешь либо на Восточном, либо на Западном побережье. Именно там кипела работа и находились все студии, о которых знала я и мои товарищи по парте. Тогда еще не было интернета, даже факса, только представьте себе. Конечно, на деле, дизайнеры были повсюду. Но это все, что мне было известно, это был мой максимум. Если бы я не читала Print (ежеквартальный периодический журнал о дизайне, выходит с 1940 года), Communication Arts (международный журнал о визуальной коммуникации, основан в 1959 году) или другую дизайнерскую периодику, я бы думала, что их вообще не существует. Именно такое представление засело бы в моей наивной молодой голове. Дизайнеры в 2018 году не должны беспокоиться о том, чтобы попасть в большой город. В некоторых случаях им даже не нужно одеваться и вставать с кровати, чтобы поработать.

Теперь ваша студия умещается в рюкзак, лишь бы неподалеку был Wi-Fi.

Можно смело сказать «прощай» дорогим тесным квартирам и выбрать тот образ жизни, который считаешь нужным.

Сегодня индустрия дизайна в разы больше и мощнее. Дизайн всегда влиял на наши покупки, определял как и что мы читаем, но теперь он не на задворках бизнеса, и сами дизайнеры тоже. Теперь мы принимаем решения в зале заседаний, создаем уникальные продукты и новые системы, которые влияют на жизнь людей. Дизайн оказывает огромное социальное воздействие, и я думаю, что сейчас это понимают гораздо больше людей, чем в мое время. Теперь мы повсюду.

Как дизайнерам выйти за рамки своего рабочего стола и строить собственные сообщества?

Поскольку дизайн становится все более заметным, спрос и интерес к нему растет. И конечно же, есть люди, которые делятся своими знаниями. Нам просто нужно к ним присоединиться. Например, я знаю парня по имени Джош Хортон. Мы встретились в Мемфисе в прошлом году. Он пригласил меня выступить на Creative Works — ежегодной конференции, посвященной роли дизайна в обществе. Он уделяет столько времени семинарам и занятиям со старшеклассниками!

В Нью-Йорке у Cooper Hewitt (дизайн-музей на Манхэттене) есть всевозможные программы для молодых людей, которые хотят строить карьеру в дизайне. У SVA есть отличный подготовительный курс перед поступлением в колледж. Несмотря на то, что уроки проходят в субботу утром, дети сознательно посещают занятия, пока их друзья отсыпаются в свой выходной. Я преподавала на этом курсе, и это было очень весело. Казалось, у этих ребят бесконечный запас энергии и воображения.

Еще в мои дни в Rolling Stone я была волонтером в программе наставничества AIGA (Американский институт графического искусства). Я работала с девушкой, которая жила всего в нескольких минутах ходьбы от места, где я выросла в Бронксе. Настолько тесен мир. Как сейчас помню, мы ходили в музеи и ели много китайской еды. Так вот, на первом совещании в AIGA менторы должны были представиться. Там я заметила пожилого джентльмена, который показался знакомым. Этим человеком был Джордж Церни. Джордж Церни! (Выдающаяся фигура графического дизайна и педагог. В 1988 году получил медаль AIGA, а в 1997 получил место в Зале славы нью-йоркского клуба арт-директоров).

Самое крутое в победе на Национальной преиии дизайна — то, что ты делаешь свой вклад в образование. Моя цель на предстоящий год работы в Cooper Hewitt — это делать что-то значимое каждый месяц. Мне повезло: у меня были отличные наставники, инструкторы, боссы, рабочие места. Я хочу убедиться, что другим детям тоже повезло.

Что вы посоветуете молодым дизайнерам?

Когда я начинала, я даже не думала об этих вещах. Расизм казался проблемой из далекого прошлого, пока в 1985 году я не попала в the Boston Globe (американская ежедневная газета). Мне выдали «список контактов для меньшинств», и я была потрясена. Потом меня и моего друга, арт-директора Ричарда Бейкера, назвали «этими двумя цветными детьми» в наборному цеху. Серьезно? В последующие годы было еще несколько неприятных моментов и глупых ситуаций.

Поэтому “people of color”, которые только приступают к своей первой большой работе, я бы посоветовала одно: сделай глубокий вдох. Некоторые «доброжелательные» коллеги будут говорить вещи, от которых твой мозг взорвется. Но сделай шаг назад и попытайся из этого извлечь урок (хоть это и звучит нелепо). Платите наперед и будьте наставниками цветным ребятам, которых вы встречаете, пока двигаетесь вверх по карьерной лестнице. Учите. Организуйте. Помогайте.

Я всегда удивляюсь и немного разочаровываюсь, когда люди говорят, что у них нет времени «открывать двери» молодым дизайнерам. Не все хотят учить, я понимаю, но есть и другие возможности для наставничества, например, стажировка. Да, порой новички могут быть похожи на разбредающееся стадо, и я знаю, что иногда легче «сделать все самому», чем объяснять вещи запутанному стажеру. Но наблюдать, как студент или интерн делает успехи, очень приятно. Помните: вы обязаны своей профессии, ведь у вас был учитель, босс или наставник, который помог в вашей карьере или даже жизни. Это хорошая карма. Вы ведь не хотите, чтобы мультяшная наковальня упала вам на голову?