July 31, 2021

Чуйский Тракт '21

Короткие отчеты о бреветах у меня плохо получаются, так что сразу извиняюсь.

Супербревет «Чуйский Тракт» дистанцией 1200 км – конечно, изюминка среди всех подобных маршрутов не только в России, но и в мире. В первую очередь, благодаря пейзажам.

Четыре года назад заявиться на это мероприятие мне помешали личные проблемы, хотя проехать очень хотелось: горы и реки, закаты и рассветы, прозрачный воздух и заснеженные вершины, леса, луга и степи манили к себе. Оттого в этом, пандемийном, 2021-м году, когда Европа сидит по локдаунам, сам бог велел приехать наконец на Алтай и закрыть гештальт.

Как только я зарегистрировался на ЧТ21, сразу стал думать – как бы так взять отпуск и в какие даты, чтобы ехать из Москвы не только на бревет в такую даль, но и еще что-нибудь эдакое по пути замутить. Ближе к лету сформировалась дикая в голове комбинация. Как из ниоткуда где-то в мае возникло желание проехать Ладогу-Онегу-Ладогу (ЛОЛ) по до боли знакомой, но все же такой ламповой и гостеприимной бэзэшной Карелии, а перед ЛОЛом – еще и опробовать мной же и предложенный «Каравану» и разведанный кусками 1000-километровый маршрут из Москвы в Петербург. Проблема этих моих хотелок заключалась в том, что между финишем одного мероприятия и стартом следующего получалось меньше недели: 17-19 июня Москва-Питер (он же «Невский Экспресс»), 25-28 июня – ЛОЛ со стартом и финишем в Лахденпохье. Ну и 5 июля – старт ЧТ21. Вишенкой на всех этих планах было то, что с финиша ЛОЛа (Карелия) на старт ЧТ21 я решил ехать на своем личном авто. Я уже очень давно мечтал проехать на машине через всю страну на восток – если не до Тихого океана, то хотя бы до Алтая. Про «Невский Экспресс» с его Яжелбицами и про ЛОЛ с его злющими оводами и фирменным изюмом от М.Каменцева я, быть может, сподоблюсь написать чуть позже, а сейчас – давайте про главное событие моего бреветного лета.


С ЛОЛа я рулил на машине 5 полных дней до Новосибирска с ночевками в славных городах Углич, Белая Холуница, Екатеринбург и Омск. В целом, я думал, что буду больше уставать к концу каждого дня от пробегов в 700-900 км. Долго ехать по дороге я люблю не только на велосипеде, но и на машине (но только в качестве водителя!). Восточнее Урала я никогда до этого не забирался, и дороги оказались вполне приличными – только в Ярославской и Кировской областях было местами немного мата.

4 июля я с утра одолел последние 350 км между Новосибирском и Бийском.

В пути у меня вообще не получилось хоть сколько-то посвятить время велосипеду, мирно лежащему в багажнике. Даже просто прокатиться. Уже не говоря о том, чтобы заехать к веломеханику. У меня, конечно, было подозрение, что после прионежского песочка система и каретка моего видавшего всякое разное шоссера не скажет мне спасибо. Однако вечером 3го июля я решил сделать пару кругов по центру Новосибирска. И вроде все было хорошо, но… Но 4 июля по пути на регистрацию из гостиницы в центре Бийска в поселок Боровой каретка сначала стала издавать легкие поцокивающие звуки, а потом оттуда стало исходить не очень приятное для моей нервной системы слабовыраженное похрустывание. В общем, все было нормально, но я стал немного волноваться. А уже после получения стартового пакета, по пути обратно в гостиницу, к неумолкающей каретке добавились два эпизода, когда моя правая нога ни с того ни с сего на равном месте испытала резкую боль в области ахилла. Боль так же резко прошла, да и вообще, возможно, это было что-то нервно-вегетососудистое. Но настроение перед стартом у меня было такое себе. Ногу намазал тремя слоями фастум-геля. С кареткой уже ничего сделать я не мог.

Что ж, que sera sera…

Наутро нога о себе не напоминала. Чего не скажешь о каретке, по пути на старт рассказывающей всем вокруг, насколько хозяин велосипеда (то есть я) наплевательски относится к его мейнтенансу.

Кажется, только уже на дистанции, на первых 10 километрах меня стало понемногу отпускать, я решил выдохнуть, расслабиться и ехать как едется. Пока что от греха подальше не сильно напрягая правую (да и левую тоже) ногу, и постепенно обнуляя ухо по отношению к хряп-хряп-хряпу из района педалей. И да, решил не испытывать судьбу и оставшиеся в живых подшипники – и педалировать в горки сидя.

Собственно, что все обо мне да обо мне.


О дистанции. После старта в Бийске едем по Чуйскому тракту почти до самой монгольской границы около 550 км. По пути обещали равнинное начало примерно до 140-го километра, затем постепенный подъем и два перевала: Семинский и Чике-Таман (500-700 м каждый), после – плавный подъем на плато Курайской степи на высоту 1800 м. После всего этого разворот на 180 градусов и все то же самое в обратном порядке. А на 1000-м километре – отворот к западу от Чуйского Тракта в сторону Белокурихи, еще 2 перевала и равнинные финишные 100 км. Это если вкратце.

Мой план (особенно после недавно пройденных двух 1000км+ бреветов) был очень простой: ехать в своем темпе, особо ни под кого не подстраиваться, при этом придерживаться такого темпа прохождения, чтобы на последний (четвертый) день осталось не более 200 км ходу, спать ночью на КП по 3-4 часа, не очень сильно тупить на дневных КП и по возможности наслаждаться происходящим.

На дистанцию вместе со мной выкатились почти 120 бреветчиков/чиц со всех уголков страны и кое-откуда даже из-за границы (были товарищи из СНГ и даже настоящий немецкий немец). Увитый виноградником Ленин указывал нам: "Вам, товагищи, куда-то туда!".

Со старта выпускали группами по 10-15 человек каждые 5 минут. Моя волна была вторая, и, поскольку я особо сильно не гнал, меня еще в течение примерно, наверное, часа-полутора настигали более быстрые рандоннёры из следующих стартовых окон. Мелькали мимо меня знакомые и незнакомые товарищи.

Первый день, 5 июля, выдался кхм... по-летнему теплым: к 14 - 15 часам пополудни воздух прогрелся до +35 С в тени. Прогрелся также асфальт, велосипед, руль, мой мозг и я сам весь целиком тоже. Уже с утра, на стартовой поляне, в 9 часов, было около 28 С. Дальше было только жарче. Первые километров 100, впрочем, я был в относительно вменяемом сознании, педалируя в размеренно-экономичном режиме и имея в запасе почти 2,5 литра воды (предусмотрительно установил держатель для обычной 1,5-литровой пластиковой бутылки). Однако, пока дорога шла по равнинным лесостепным участкам, запасенная перед стартом жидкость подошла к концу, и я решил не мучить себя жаждой под испепеляющим сибирским солнышком и не терпеть вот это всё непонятно зачем.

Как раз перед Горно-Алтайском началась некая цивилизация, пошли заправки и магазины. Зарулил в "Шестёрочку", у которой уже тусовались такие же бедолаги, как я (уже не помню, кого я там встретил, запомнил только Сергея Шулубина с горящими глазами, босиком перемещающегося по торговому залу). Влил в себя залпом пол-литра АйсТи, вставил новую 1,5-литровую бутыль минералки, перенакрутив на нее пробку с поилкой a la Шишкин Лес, и погнал дальше. До КП оставалось немного, и воду я особо уже не экономил, употребляя ее как перорально, так и наружно.

По пути нагнал Макса Никулина, стартовавшего в первой волне и остановившегося чуть ранее на заправке. (На той же заправке остановились и еще двое москвичей: Женя Анцупов и Володя Карташов - но Макс от них уехал.) Макс, услышав пение моей каретки (не услышать его было сложно), успокоил меня. Он рассказал, что на Балтийском несколько лет назад тоже скрипел кареткой чуть ли не полпути, однако ничего страшного не произошло.

Постепенно по бокам стали появляться какие-то подобия гор. Сбоку зашумела-заблестела, спотыкаясь о камни и валуны, бирюзовея под солнцем, река Катунь.

КП1 расположился как раз на ее берегу. Место было выбрано чрезвычайно живописное. Провел там, наверное, минут 30. Увидел, что, в целом, мне не хуже, чем остальным: участники тяжело дышали и обливались потом, отсиживаясь в тени сосен, кто-то спускался с крутого берега к реке, чтобы намочить ноги, кто-то окунался целиком. Я решил пренебречь водными процедурами, зато не отверг бутерброды, печеньки, мармелад и минералку.

Поехал дальше. Практически сразу меня обошел участник из Владимирской области (на приколхоженном в качестве багажника пластиковом контейнере на 10-15 л красовалась правая часть госномера с числом 33), а затем ближе к мосту через Катунь меня добрала ленинградская группа в составе - если не путаю - Николая Кумца, Сергея Акименко и Антона Ковтуна.

После моста через Катунь дорога уходила в сторону от реки, в долину реки Сема, постепенно набирая высоту и подбираясь к Семинскому перевалу, где и был оборудован КП2. От КП1 - чуть более 100 км.

Виды становились все живописнее и живописнее, а воздух вокруг - все раскаленнее и раскаленнее. Обычно вне КП я останавливаюсь только для санитарно-гигиенических процедур (посцать, говоря по-русски), но в таких условиях я пошел на мировую с самим собой и решил, что при +43 С на экране Гармина вовсе не зазорно останавливаться иногда на 3-5 минут в тенечке и малость передыхать. Вспоминались вот такие заголовки из СМИ:

Но на удивление, ехалось мне вполне посильно, и, как выяснилось позднее из разговоров с некоторыми рандоннёрами, относительно легко. Даже иногда удавалось насладиться пейзажами вокруг.

В какой-то момент меня нагнала Наталья Наумова и сказала, что через 9 км будет родник. Очень кстати! Водичка уже плескалась на доньях моих сосудов (не тех, которые кровеносные, а тех, которые в держателях на раме). А вскоре меня нагнал Павел Скрипниченко - и тут я вообще поразился, как он смог оказаться позади меня. Наверное, отсиживался где-то в тенечке.

Через обещанные 9 км и вправду с правой стороны от дороги показался родник - да не просто родник, а целый ручей, или даже маленькая река, падавшая мощным ледяным потоком с искусственно устроенного уступа. Без рассуждений я полез под струю и заорал не своим голосом от ожидаемо бодрящего душа. Хоть было уже к 5 вечера, но жара даже и не думала отступать. Здесь же рядом было и кафе, частично оккупированное товарищами по несчастью. Я же вспомнил, что у меня с собой припасены различные хлебо-булочные изделия: умял круассан и какую-то слойку; набрал воды из ручья, еще раз подставился под него по пояс и покатил себе дальше.

Снова подыхая от жары, в Шебалине (селе примерно посередине отрезка между КП1 и КП2) зарулил на заправку и влил в себя холодную колу (надо сказать, заправка явно пользовалась популярностью среди рандоннёров, и в витрине-холодильнике для меня уже почти ничего не осталось; но вот урна перед входом была, мягко говоря, переполнена - ветер лениво сбрасывал с откоса перед окном оставленные там не поместившиеся в урну бутылки, и они гулким пластиковым камнепадом сыпались на горячий асфальт и катились в сторону водосточной канавки).

Вечерело, но жара про это ничего не знала. Хотя... Нет, стало не +35, а +33. Зато тени стали длиннее, и в них иногда можно было спрятаться.

Наконец, обозначилось начало перевала, ведущего к КП2.

Как по волшебству как только я доехал до этой точки, небо заволокла небольшая тучка, и даже упало несколько капель. Кардинально ничего не поменялось, но все же стало полегче, да и время было уже совсем вечернее - около 7 вечера.

Вообще, перевалы я люблю. Обычно у меня при вкручивании в горку отключается какая-то заводская предустановка, обеспечивающая на равнине экономное энергопотребление, и я начинаю работать не жалея себя. Обычно там где ровно или вниз меня все добирают, а в подъем я ото всех уезжаю. Я ждал Семинский перевал. Я хотел его, думая, как сейчас активно вкручу вверх, может быть даже кого-то догоню, особенно если вдруг чья-то спина будет маячить передо мной вдалеке красным раздражающим флагом. Но... Никогда еще я не вкрячивался в перевалы с таким надрывом, пустотой в ногах и темнотой в глазах. Видимо, накопился эффект от перенесенной жары. Я был обессилен на 95%, и оставшиеся 5% тратились помимо вялого кручения педалей на переживание по поводу каждого обогнавшего меня велосипедиста. Один из них медленно объехал меня, метров через 30 спешился и поплелся своим ходом вверх, но я, крутя педали, не приблизился к нему ни на толику. Где-то через час, освещенная лучами предзакатного солнца, показалась вершина перевала и поворот направо на спортивную базу. Недовольный собой, зачекинился у волонтеров (КП2, 249й км) и пошел в столовую пищепотреблять.

После довольно плотного ужина и небольшого отдыха на скамейке мне заметно полегчало. Полегчало также и от мысли о том, что впереди - теплый летний ночер, погода ясная, на небе ни облачка, а дорога до самого Чике-Тамана будет идти преимущественно вниз. На следующем КП3 (Яломан, 350й км) я планировал заночевать, прибыв туда примерно в промежутке между 0:30 и 2:30. Мысли, возникшие еще днем в районе КП1 о возможности заночевать на КП4 (456й км) я отмел как абсолютно одиозные и вредительские.

У палатки на въезде на КП2 происходило движение: участники приезжали, участники уезжали. Среди вторых обнаружился Антон Ковтун, предложивший тихонечко вместе доехать до следующего КП. Здраво оценив свои кондиции вкупе с имеющимся у Антона лежаком я понял, что по дороге вниз он, скорее всего, сразу же превратится в точку. В общем, так оно и случилось. А я в своем спокойном расслабленном темпе, наслаждаясь происходящим и видами вокруг, поехал один.

Спуск с перевала показался крутым и затяжным. Сразу подумалось, что через день мне тут надо будет ехать в обратную сторону, и легко мне, скорее всего, не будет.

Уже через примерно полчаса стало абсолютно темно - в горах с этим делом разговор короткий. Мне, вернувшемуся совсем недавно с карельской 1200 с ее белыми ночами, было непривычно.

Все еще иногда попадались селения: Туекта, Каракол, Онгудай. Дорога хорошая. Даже срезанный асфальт на подъезде к Онгудаю снят аккуратно и не вызывает дискомфорта. Машин уже было совсем немного, а какие и попадались - исключительно на местных горноалтайских номерах (04). В районе Хабаровки начался постепенный подъем к Чике-Таману. Где-то вдалеке после очередного поворота замелькал красный маячок: о! отлично! попробуем догнать! Догнать не получилось - маячок пропал за очередным виражом, дорога стала активно забираться вверх и петлять. Вверх в полной темноте крутилось довольно комфортно. На вершине перевала в беседке сидел кто-то из организаторов - предложили воду. Вежливо отказался, ибо все крынки были почти полные, и понесся вниз, включив фару на полную мощность и врубив в наушнике бодрый трек. Кайф! Опять подумал про то, что скоро поеду тут в обратную сторону, но эта мысль быстро ушла: скоро КП3 - еда и сон.

От перевала дорога шла более или менее по равнине, где-то по левую руку ощущался приятный холодок от реки.

Наконец справа после очередного виража показались огоньки КП. 1:30. (Тут надо сказать, что в очередной раз КП оказался ровно на том самом километре, что указано в легенде. Так было почти до самого финиша. Идеальный трекинг. Зачет организаторам!)

Зачет организаторам и за почти все КП! Я давно не участвовал в бревете, где на КПхах столько неравнодушных, заботливых, приветливых волонтеров, у которых работа слажена как часы и роли распределены невероятно четко. Зачетку - сюда, зарядки - воткнуть сюда, этот человек проводит вас в столовую, садитесь сюда, на выбор - раз, два, три, компот, в палатки вооон там фонарик, там вас уложат, душ не нужен - хорошо, туалет - вам везде.

После ужина сразу пошел спать, душем решил пренебречь, т.к. там была очередь. Впервые воспользовался советом бывалых и обтерся уже в палатке влажными салфетками, с избытком припасенными в бэгдропе. А работает! Помогло, ощутил себя если не чистым, то по крайней мере общий уровень моей пожёванности уже не претил сну. Еще двое, к кому меня распределили в палатку, проснулись и уехали раньше меня (надо отдать им должное - сделали они это тихо). Я попросил разбудить меня в 4:30. Разбудили, стал собираться. И тут - оба-на! - в палатку пробирается на сон Лёша Сергеев. Уж кого-кого, а Лёшу с его скоростными-то способностями я не ожидал увидеть. "Да, - говорит Леша, - только вот сейчас доехал". Оказалось, помирал в жару.

Позавтракал, отчалил около 5:30 утра. Настроение бодрое, если катить не на полную катушку. По сторонам - красота неимоверная! Петляющая по долине Катунь. Подёрнутые солнечными лучами вершины гор. Сам себе завидовал!

В поселке Иня - старый подвесной мост через Катунь. Проезжавшие позже рассказывали, что им некий охранник не давал остановиться на (новом, используемом) мосту и сфотографировать старый мост. Меня никто не гонял :)

Через несколько километров дорога прошла недалеко от места, где Чуя вливается в Катунь. Дальше уже до самого разворота в Кош-Агаче Чуйский тракт идет на восток-юго-восток вдоль Чуи (вот так сюрприз!), только иногда отклоняясь от нее к северу в соседнюю долину. Так, например, происходит в районе Акташа и Курая.

По красоте красот долину Чуи (или даже долины, их несколько, как мне показалось, и они отличаются друг от друга по пейзажам) я могу сравнить разве только с Карретерой Аустраль на юге Чили.

Там картина дополняется лежащими на относительно небольшой высоте снегами, необычной для европейского человека растительностью, изобилием водопадов и нацпарками со сползающими с них ледниками. Об этой поездке в конце 17го я так и не написал, но все же напишу - уже пора :)

Какие-то места мне напоминали Швейцарские Альпы с идеально подстриженной газонной травой по склонам, отороченным частоколом елей:

Какие-то - север Норвегии:

Какие-то казались прямо вылитыми Балканскими горами где-то в Греции или в Албании:

Буквально за пару-тройку часов все эти картинки меняли друг друга невероятным калейдоскопом. Удивительно, что все это - Россия!

[тут должен звучать национальный гимн на музыку Александрова]

Ехал я небыстро, поскольку дорога постепенно и по чуть-чуть шла вверх. КП4 ("Родник") уже должен был располагаться на высоте 1300 м. Примерно на середине пути между Яломаном и родником меня добрал Антон.

Дальше поехали вместе.

Наблюдали лошадок:

В какой-то момент из-за лесов-холмов выплыли заснеженные вершины:

И примерно где-то в этом месте, на небольшом спуске Антон недоглядел и на идеальнейшем асфальте въехал в россыпь острых камней. Вот как раз тут:

Заднее колесо сделало громкий пшшш, чих и плюх. Каким-то образом Антону удалось пропороть боковину новой, по его словам, покрышки. Запасной у Антона не было. Была у меня, но решили обойтись временным ремонтом: подложить в образовавшийся порез кусок старой камеры, проклеить "моментом", и доехать оставшиеся 18 км до КП.

Слава богу, до КП добрались без проблем. Там на счастье оказался механик и новая покрышка.

А еще КП Родник запомнился мне как самый душевный КП с самыми веселыми, общительными и заботливыми девчонками. Огромное спасибо за поднятие настроение, вкусную еду и вообще! :))

Позавтракали от пуза. Я выбрался из-за стола чуть раньше Антона и, будучи абсолютно уверенным в том, что он меня догонит, потихоньку покатил к знаковому разворотному КП5 Кош-Агач (550й км). 94 километра, в основном вверх.

КП4 располагалось за Акташем, чуть встороне от Чуи. Сразу после отъезда дорога пошла активно вверх и вскоре выбралась на относительно ровную заболоченную долинку вдоль Чуи.

С утра солнце спряталось за облака, но сейчас оно опять выглянуло и стало активно припекать. Так, как вчера, у него уже не получалось, но все равно было нехолодно. Совсем скоро случился затяжной подъем к Кураю. Дальше ландшафт поменялся: я выехал в ту самую Курайскую степь, о которой так много говорили большевики.

В степи было жарко, душно, дул встречный ветер. Я пил воду и не напивался. Иногда останавливался подзаточить запасы хлебо-булочных изделий и злаковых батончиков. С разворота в Кош-Агаче стали проноситься навстречу быстрые участники. Прикинув цифры, понял, что они уже везут мне порядка 6-8 часов. Кстати, на КП4 увидел велосипед лидера - Игоря Ильина (правда, его самого не удалось лицезреть).

Вокруг была красотища, несмотря ни на что. Суровая, сухая, выжженная, ветренная красотища.

Немного напомнило аргентинскую пампу в районе города Эль Чальтен, вдоль дороги номер 40. Не хватало только бирюзового ледникового озера до горизонта.

Скоро межгорная Курайская долина начала сужаться, а дорога - льнуть все к той же самой Чуе, становящейся все уже и спокойнее.

Еще через какое-то время дорога опять забрала вверх и проскользнула между отрогами гор на высокогорное плато, на котором и располагался Кош-Агач и еще несколько селений. В том числе и та самая Ташанта - последний населенный пункт перед границей с Монголией, на который указывали все дорожные таблички на Чуйском Тракте (можно провести аналогию с Брестом, на который указывают специально установленные стрелки на ПБП).

Последние 20-30 км были ну оооочень нудные.

Страдаю на подъезде к Кош-Агачу

Постоянные какие-то непонятные тягуны с магическим градиентом, которого вроде как и нет, но он почему-то чувствуется. Выжженная земля по бокам. Единственным развлечением кроме подсчета оставшихся до КП километров на гармине было наблюдать встречных участников, радостно улепётывающих в сторону "родника", и махать им рукой. Были и знакомые личности: пронесся со спуска Паша Скрипниченко; развевая непокрытой шевелюрой и отсвечивая автралийским флагом, рассек воздух невероятный Сергей Шулубин. А больше из быстрых я то ли никого не знаю, то ли не признал.

Наконец с вершины холма, на который я долго и мучительно взбирался, похрустывая кареткой, показался распластанный по бежевой почве Кош-Агач.

Весело скатился вниз (хотя встречный ветер, сцука такая, своими порывами попытался обломать мне кайф). На въезде в пгт увидел замечательный обнадеживающий билборд.

По треку нашел убогонькое здание спортивной школы, в котором располагался КП5. В километрах это была еще не середина пути ("всего" 550 км), но чисто писхологически я почувствовал, что половина дела сделана!

Антон подъехал только минут через 20, когда я уже пообедал и сделал прочие дела. Оказалось, произошла с Антоном загадочная оказия. Поведал, что после завтрака на роднике пошел к механику за велосипедом с поменянной покрышкой и обнаружил, что погнут петух. Как такое могло произойти, кто к этому причастен и кто должен понести наказание, следствию установить не удалось, но вся эта ситуация отняла у Антона определенное время. То-то я удивлялся - что ж я так медленно еду, а Антон меня все не догоняет и не догоняет? Видимо, не так уж и медленно еду! Ан нет - все же медленно! :)

Дело шло к вечеру. Надо было выдвигаться в обратный путь. План был однозначный - вернуться на КП Родник и там обрести заслуженный глубокий сон на 3-4 часа. Смысла ночью горбатиться и не иметь возможности наблюдать красоты по сторонам я не видел.

Опять выехал чуть раньше Антона - уж по дороге, идущей преимущественно вниз, он меня доберет стопудов.

Вечерние картины, которые рисовала природа, восхитительны и непередаваемы.

Крутилось вниз, да еще и после плотного обеда, очень неплохо. Навстречу ехали чуть более медленные, чем я, рандоннёры. Радостно махал им рукой - скоро им тоже можно будет развернуться и поехать в сторону сна и (где-то там, далеко и нескоро) финиша. Надо сказать что последние замыкающие встречались вплоть до самого родника! Это значит, что ехали они вообще под самый лимит, а может, уже и догоняли ускользавшую от них точку невозврата.

Где-то километров через 30-40, ближе к Кураю, снова захотелось есть. Дохрумкал остатки батончиков и понял, что здорово лоханулся, забыв пополнить запасы бананами и чем-то калорийным типа печенья. Понял, что, конечно, до КП дотяну, но придется малость пострадать (а то так-то страданий мало, ага).

На мою удачу и спасение с громким улюлюканьем, будто индеец, меня нагнал на одном из продолжительных спусков Антон, и после моих стенаний пожертвовал мне два своих батончика. Спасибо тебе, Антон, спас меня от голодной смерти некоторого неудобства!

За Кураем медленно случался закат.

Потихоньку докрутили до родника - в самое замечательное время, чтобы поужинать и отойти ко сну: около 22:20. Только минут 15 назад стало окончательно темно.

Ужином прекрасная команда лагеря накормила нас опять с шутками и прибаутками, а после определила в палатку. Поспал я великолепно! Почти 4 часа! Волшебно! Конечно, горный воздух и ночь в палатке - это великое дело для здоровья рандоннёра. Гораздо лучше спертого воздуха в домике, в который набилось 8-10 человек, из которых пара к тому же точно храпит.

Наступил третий день путешествия. Вот на этот раз четкого плана уже не было. Впереди ждала дорога, идущая глобально вниз (родник на 1300 м, а финиш на 200), но по пути надо было форсировать перевалы Чике-Таман и Семинский, а потом (ближе уже к финишу) еще 2 небольших, но все же имеющих место подъема. Понимал, что, наверное, до Катуни (966й км, КП9) я ближе к вечеру как-то докачу (всего-то 320 км), а дальше разберемся по ситуации.

К КП7 (Яломану) выдвинулись вместе с Антоном, а на первых километрах после родника еще добрали Вадима Малаховского и Дениса Буйновского. Так и перемежались с ними, попеременно обгоняя друг друга. В одном из просыпающихся после ночи поселочков я решил остановиться и что-нибудь съесть. Антон уехал вперед - я был абсолютно без шансов против его лежака на дороге со сбросом высоты. Поев, потихоньку двинулся вперед, по, как мне кажется, самому живописному участку маршрута. К Яломану подъехал часов в 9 утра. Самое время для второго завтрака. А после - о да! - я решил побаловать себя душем за 150 рублей (ну, гулять так гулять! ни в чем себе не отказываю!) и чистой сменой одежды из бэгдропа.

Снова выехал с КП немного раньше Антона, пообещав ему не вкручивать очень сильно в поджидавший меня Чике-Таман. Но... Прости меня, Антон, мне надо было реабилитироваться перед самим собой за слитый в пух и прах подъем первого дня на Семинский. Самочувствие было идеальным (вот откуда берутся силы после 700 километров горных дорог?!), погода была тоже идеальной, эмоциональный настрой приподнятый. По пути к Чике-Таману добрал Макса Никулина, Малаховского и Буйновского, и еще, кажется, пару человек.

В Чике-Таман въехал вообще без напряга и остановок, со средней 10-11. Наверху - великолепная панорама на долину реки Малая Ильгумень.

После стремительного спуска к Хабаровке - снова Онгудай. Два дня назад асфальт был снят, а теперь клали новое покрытие. В какой-то момент я въехал на свежеуложенный, кажется, еще горячий и немного тестообразный асфальт - показалось, что оба колеса то ли резко спустили, то ли заблокировались. В общем, хорошо, что я держался за руль обеими руками. Погода опять раскочегарилась, а в дорожной стройке каждый градус вверх считается за два.

Скоро цивилизация отступила. Постепенно дорога стала идти снова в горку, приближая Семинский перевал.

К нему подъехали вместе с Женей Анцуповым, с которым мы в какой-то момент поравнялись (я его, правда, не сразу признал со спины).

Как и в прошлый раз - что за магия! - стоило мне только начать подъем на Семинский (но с другой стороны уже, правда), как солнце зашло за тучку. Алилуйия! Стало очень комфортно: вообще не жарко. Я даже решил пофотографировать цветочки вдоль дороги.

Знаю, что получилось так себе - но остальное все уже тщательно подъедено стадами коровок и козочек.

Из тучи, которая закрыла нам солнце, где-то недалеко, в долине, пролился дождь. Нас он задел только по касательной и был довольно непродолжителен и малосерьезен: я даже ноги не промочил.

Ближе к концу перевала, как и полагается, градиент увеличился до 7-8%, но предвкушение скорого питания и отдыха на КП гнало меня вперед.

На обед давали гречку, и я настолько, видимо, хорошо себя чувствовал и не был уставшим, что позволил себе ее не есть.

А где же Антон?

А Антон приехал ровно в тот момент, когда я встегивался в педали и отчаливал в сторону следующего КП. Уже не помню дословно реплику Антона, но, кажется, он был немного раздосадован, что я умотал с Яломана вперед на всех парах. Упс. Но как ни крути (в прямом и переносном смысле) темп у нас с ним и в самом деле получался какой-то несостыковывающийся. Я поехал вниз (ну а чего было б не поехать, у меня уже даже наушник начал играть нужную мелодию), а Антон остался у КПшной палатки - отдыхать после подъема в перевал и т.д. и т.п.

Оттого офигение мое было просто неописуемым, когда уже внизу, после спуска с перевала, перед Шебалиным, Антон меня догнал, поравнялся со мной и усвистел на лежаке дальше, превратившись в точку (как я почувствовал, весьма недовольную точку).

Но это я отвлекся на некоторые эмоции. Важно описать, что вообще происходило вокруг после спуска с перевала.

Вспоминая профиль высот на этом участке, я ожидал, что примерно 100 километров до КП9 (Катунь) вполне можно преодолеть не напрягаясь за 3,5 - 4 часа.

Ха. Наивный. Внизу, девальвируя в абсолютный ноль тот ничтожный отрицательный наклон дороги, который был, дул мерзкий насмешливый мордник. Получалось ехать со скоростью немного за 30, но без ветра было бы хорошо за 40. А потом... Потом я понял, что ветер этот дует не просто так. Он несет на нас вот что:

Дождик.

То оттуда то отсюда иногда стали сверкать сполохи молний. В тот момент, когда я делал эту фотографию, каким-то чудом паймалось 4g, и я экстренно зашел на яндекс-погоду в раздел "карта осадков". Все оказалось плохо :)

Было абсолютно понятно, что аквадискотеки не избежать, мысленно я был готов принять свою судьбу с достоинством и стоически. Первые крупные капли уже начали падать мне на спину и на руки. В этот момент я увидел, что приближаюсь к каким-то постройкам: о да! Деревня! Дорога скрывалась за плавным поворотом. "Неплохо будет, если в эту деревню иногда заезжают автобусы", - подумал я. В следующие секунды за поворотом под уже изрядной стеной дождя блеснула крыша автобусной остановки. А под ней уютно разместился Антон :) Недолго думая, даже не успев сильно намокнуть, я тоже нырнул под навес.

Извинился перед Антоном за свои грехи. А он мне их отпустил :))

А в это время ливень вышел на свой максимальный расход воды. У остановки на аварийке притормозили даже несколько автомобилей - дворники явно не справлялись с работой.

В следующие пять минут под навес набились еще четверо или пятеро рандоннёров, мокрых до нитки.

Минут через 15 дождь стал ослабевать. Еще через несколько минут стало понятно, что окончательного его прекращения можно ждать долго, и мы все постепенно выкатились под навязчивую морось.

Остаток дороги до КП9 дождь то переставал, то начинался, но асфальт был уже безнадежно мокрый, а вместе с ним - и ноги. Тем не менее, поскольку было довольно тепло (хотя и вечерело), ехать было довольно комфортно.

Антон опять куда-то сбежал вперед, а со мной постепенно поравнялись двое рандоннёров. Так втроем и доехали до КП, по пути понаблюдав то ли туман, то ли облака, наплывавшие на подступающие к Катуни поросшие ельником холмы и висевшие примерно в 30 метрах над дорогой. Было зело лепо, но достать телефон мокрыми руками из-под дождевика - никакой возможности, поэтому картины всей этой невероятной красоты, достойные быть помещенными на рабочий стол моего ноутбука, останутся только в моей голове.

КП9 расположился в лесочке у реки. 100 метров от него с основной дороги надо было преодолеть в лучших традициях, скажем, БЗ: по рыхлому песочку. Несколько палаток: с печатями и штампами, с кухней, спальные. Наскоро натянутые между деревьями тенты защищали от мороси. Оценив обстановку, я смекнул, что оставаться спать мокрому в сыром лесу в палатке - не самая хорошая идея. К тому же какой-то внутренний голос уверял меня, что дождь этот не может продлиться долго, и скорее всего через час-полтора он закончится. Поэтому я решил, что надо ехать дальше: до КП10 в селе Алтайском на 1040-м километре, то есть всего-то какие-то жалкие 75 км.

Во время ужина собравшиеся за столом рандоннёры, однако, своими обсуждениями всячески опровергали мой внутренний оптимизм: говорили, что дорога будет плохого качества, а дождь чуть ли не до утра.

Но я же самый умный, зачем кого-то слушать.

В общем, решил ехать. Очень уж хотелось на последний день оставить меньше 200 км пути. Вместе со мной все так же в путь-дорогу отправился Антон Ковтун, а также Константин Макаров. Когда выезжали - как раз стемнело. Дождь утих. Расчетное время прибытия на Алтайское - час-два ночи, если все пойдет хорошо и учитывая небольшой перевал на второй половине участка.

Сразу после КП9 трек уходил в сторону с Чуйского тракта на левый берег Катуни, куда вёл инфернальный по своему устройству мост. Над бушующей рекой параллельно движению были уложены прямоугольные в сечении стальные швеллера шириной примерно сантиметров по 15, между которыми зияли щели размером аккурат с ширину шоссейных покрышек. Ехать по такой конструкции не представлялось возможным. Было два варианта: нести велосипед на себе (около 100-150 метров) или катить его рядом с собой, но очень медленно и внимательно, дабы не произошло неприятности. Ах, да, забыл добавить: стальные швеллера были мокрые и скользкие от дождя!

Зато после моста, снова оседлав велосипеды, мы выкатились на очень приятную дорожку и поехали вдоль Катуни. В какой-то момент даже показалось, что асфальт под нами сухой. (Тут что, не было осадков?!) Покрытие было ровным, и разговоры о дрянном асфальте во время ужина на КП9 стали казаться мне какой-то ошибкой. Может, асфальт поменяли?

Мы всё еще не доехали до перевала и проезжали какие-то курортно-санаторно-развлекательные зоны у Катуни, когда дождь пошел снова. Я провожал взглядом светящиеся вывески "Гостиница" и "Ночлег", но мысль о том, что стоит воспользоваться этими благами цивилизации, почему-то блокировалась.

Дождь не прекращался. На мне было всё, что у меня имелось в наличии из одежды - естественно, все мокрое. Дождевик, конечно, как-то спасал, но не глобально. Цивилизация закончилась, дорога повернула налево, в сторону от реки, и начался подъем. Гармин отсчитал тысячный километр, и примерно в этот момент асфальт стал заметно ухудшаться. Вдобавок ко всему еще стал задувать ветер. В общем, весь бреветный коктейль нежелательных явлений предстал перед нами во всей красе: херовая дорога, ночь, дождь, ветер, температура около 11-12 С.

Подъем в перевал пришелся очень кстати: хоть согревался немного. Кто-то рассказывал, что подъем ему показался очень жестким и со злыми градиентами. не знаю, мне было вполне нормально, но возможно, потому, что весь потенциал, отведенный мне на страдания, был уже занят прочим дискомфортом от погоды и качества асфальта.

А вот спуск мне понравился гораздо меньше: асфальт лучше не стал, и приходилось с диким матом оттормаживаться перед ямами и песчаными лужами с примесью камней. К тому же стало очень холодно. Ни с того ни с сего впереди увидел два красных маячка (дополнительно к постоянно находящимся рядом огонькам Антона и Константина). Приближался я к ним быстро: оказалось, что это двое рандоннёров идут вниз пешком, катя велосипеды рядом. На мой вопрос: "С вами все хорошо? Не пробились?" последовал короткий ответ: "Типун тебе!" Действительно, пробиться в этом месте в это время в эту погоду - это последнее, чего можно желать.

Наконец трешовый спуск закончился. Вроде и асфальт стал получше. Но дождь и не думал прекращаться. Уже было почти 2 часа ночи, когда мы въехали в Алтайское, предвкушая, что вот он уже рядом этот десятый КП. Но до него мы бесконечно, как казалось, долго - еще километров 5 или 7 - ехали по темному промокшему селу. Очень, ооооочень хотелось в тепло, в сухость и спать.

Наконец навигатор высветил КП справа от дороги, и мы, полные облегчения и надежд, вкатились на территорию стадиона. Разочарованию (по крайней мере, моему) не было предела. Оказалось, что все спальные места в помещении уже заняты более быстрыми и проворными рандоннёрами. Нам предложили места в палатке. В такой же остывшей и на вид сырой, как и палатка на предыдущем КП.

Главным украшением полевой кухни во время нашего ужина был бодрый, свежий и готовый выкатываться в сторону финиша Павел Скрипниченко. :))) Он жестко троллил нас, пользуясь нашей обессиленностью и увлеченностью едой и горячими напитками, и вещал, кааааак замечательно он успел приехать на этот КП до дождя, каааак замечательно ему удалось поспать в тепле, принять душ и надеть на себя чистую форму. Это было совершенно не обидно, а очень даже смешно - будь я на Пашином месте, я бы тоже не удержался от шуточек по поводу нашего жалкого вида :))) Наши рекомендации немного повременить с выездом прямо под дождь Паша проигнорировал, и укатил в сторону Белокурихи в ночи. Наверное, немного подмочив свою сухую чистую парадную финишную форму.

Где-то пять минут после импровизированного ужина и горячего чая в моей вымотанной и плохо соображающей голове шел процесс торга, гнева, принятия и смирения. Я походил по коридору зданьица с уже занятыми комнатами, понял, что в нем никак и нигде не разместиться - даже на картонке в углу в стиле ночевки на ПБП. Надо было соглашаться на палатку, а то и ее займут.

Спать решил во всем мокром: так оно точно хоть малость подсохнет. Снял только дождевик, велотапки и носки.

Сон получился на удивление крепкий и качественный, больше 3 часов. Продрав около полшестого утра глаза, я понял, что палатку освещает и подогревает... солнце!!! Да, выглянуло солнце! Высунув нос наружу, увидел, что и облаков тоже все еще много, но голубое небо тоже присутствовало.

Нагло заняв единственный туалет с раковиной минут на 10, я, прошу прощения за подробности, постирал в раковине свои носки - надевать их в том виде, в котором они были после вчерашней ночной дороги, не представлялось возможным. Теперь они были хоть и такие же мокрые, но зато условно чистые и не хрустели песком.

За завтраком увидел приехавшую чуть раньше нас на КП петербургскую команду в лице Сергея Акименко, Леши Сергеева и Николая Кумца. Весело обсудили качество пройденного ночью участка в сравнении с бреветами "Балтийской Звезды" и сошлись во мнении, что Миша Каменцев должен взять все эти наработки на карандаш.

БЗшные ребята выкатились чуть раньше, мы - все так же втроем с Антоном и Константином - минут через пять.

На удивление прямо с самого утра мне очень хорошо катилось. Дорога шла по равнине по бескрайним алтайски полям, засаженным капустой, рапсом и чем-то злаковым.

Через какое-то время вдалеке увидел 4 точки. "Неужели балтийцев добираем?" - подумалось мне.

Во мне взыграл азарт. Во что бы то ни стало мне захотелось догнать тех, кто впереди. Зачем? Это не тот вопрос, на который я готов был тогда отвечать. Константин подотстал, а мы с Антоном все же добрали сначала рандоннёра в форме Новосибирск-марафона (кажется, это был Андрей Захаров), а потом и балтийскую троицу. "Оссспаде, что происходит с этим миром - я догнал Алексея Сергеева!" - подумалось мне, и день стал еще немного более солнечным.

Дальше ехали уже впятером до самого начала подъема к Белокурихе. Темп немного сбавили и травили байки. Постепенно приближались к горам.

А в перевальчик, на котором располагался последний КП11, мы с Лёшей решили ото всех уехать. Очень рабочий подъемчик с приятным постоянным градиентом и хороший асфальт - мне понравилось!

Леша и Алтайский край

На КП11 давали вкусный бодрящий чай с травами и много всяких сладостей, и вроде еще были сосиски.

Уже собрались с Антоном отъезжать, как вдруг я понял, что зря не поставил на зарядку банки и гармин. Да и телефон тоже. У Антона, как выяснилось, была такая же проблема. Решили на последнем финишном участке сделать остановку на АЗС и подзарядиться.

Дорога до Бийска, последние 100 км, конечно, по сравнению со всеми пережитыми красотами Чуйского тракта, многократно проигрывает. Машин значительно больше, асфальт щербатый, обочина узкая, вокруг - поля-поля-поля. Хотя и здесь тоже было местами живописно.

В Смоленском наконец обнаружилась заправка - подзарядились, попутно пообщавшись с кассиршами и рассказав, чем мы тут занимаемся. Пользуясь случаем, похвастаюсь своей быстрой хуавеевской зарядкой: 15 минут - и больше половины батареи телефона снова в норме!

Наконец последние 40... 30.. 20... километров до финиша. Не очень интересные, "для галочки" километры. Текут они как-то по-особенному медленно, будто секунды во время стояния в планке.

Наконец - снова Р256, снова Чуйский тракт. Снова мост через Бию. Боровое. Финиш.

Штош я вам скажу, друзья. Все прошло очень даже неплохо. Каретка выдержала испытание. Проколов не было. Солнечный удар в первый день был, наверное, где-то близко, но обошлось. Ночью под дождем не растаял. Сон три раза по 3-4 часа - это прекрасно. 78:32 для третьего супермарафона за месяц - считаю вполне хороший результат. Даже быстрее равнинного ЛОЛа получилось.

Отдельное благодарственное слово в адрес всех организаторов, волонтеров, операторов и прочв неравнодушных: вы задали невероятно высокую планку в деле организации бреветов. Поразительная четкость и слаженность на всех этапах. Спасибо!

На следующий день я уже был огурцом и катил на машине в сторону славного города Томска наслаждаться деревянной архитектурой. Но это уже совсем другая история.

Трек: https://www.strava.com/activities/5594058823