July 23, 2019

Чайная церемония – ритуал исцеления

Прежде чем я начну эту статью, хочу рассказать случай из моей чайной жизни. Я люблю рассказывать эту историю на курсе «Шесть уровней понимания чая», когда на четвертом занятии мы говорим о чайной церемонии. Долгое время я старательно избегал слова «церемония». Оно звучало для меня официально и притворно. Как будто от меня требовалось быть серьезным и делать то, что я не понимаю и в чем не вижу никакого смысла. Так было, пока однажды я не поехал делать чай на семинар по даосским практикам. Где я познакомился с человеком, который несколькими фразами перевернул мое понимание чайной церемонии с головы на ноги.

Семинар был вполне обычный: три практики в день, раннее утро, полдень и вечер. Между занятиями было много свободного времени. Мы гуляли, дышали подмосковным воздухом, общались. Я нашел подходящий угол в столовой и развернул чайное пространство. Народ воспринимал чайное действо по-разному. Далеко не все «даосы» были ценителями чая (да-да, и такое бывает). Тем не менее за моим столом всегда сидело 8-10 человек. Мы накачивались фермерским шу пуэром с древних деревьев, пили старые шены и прочее мощное зелье. Со мной, как обычно, говорили о чае в пакетиках, спрашивали, как правильно заваривать пуэр, чтобы был эффект, объясняли, что пить чай на доске проливами - это слишком заморочено и зачем вообще вся эта детская посуда? Я давно привык к таким разговорам. И пусть любви в моих ответах тогда еще не было, хотя бы терпение уже наклевывалось.

Все время, пока мы так мило болтали, с нами за столом сидел Паша. Огромный добрый мужик ростом под 2 метра и весом под 150 килограммов. Боец ММА и успешный предприниматель. Он долго молчал, а потом повернулся ко мне и сказал: «Ты знаешь, я раньше думал, что вся эта чайная церемония – бред. Но вот сейчас я понял, что это на самом деле церемония». Он выделил последнее слово интонацией, а после паузы рассказал о том, как недавно он ездил в Перу на шаманскую церемонию. И о том, как это похоже на чай.

Мы долго говорили с ним о растениях силы, перуанских целителях курандеро, мостах между мирами, остановке времени и слоеном пироге пространства. В конце он заказал у меня доску, набор посуды и несколько пуэров. Решил учиться чаю, найдя в нем то, что неизменно ускользало в путешествиях по Латинской Америке. Я же сидел и думал: «Церемония… а ведь он прав, именно этим я и занимаюсь!»

На своих чайных церемониях я часто говорю, что чаепитие изначально шаманская традиция. Несомненно чай никогда не воспринимался исключительно как лекарство. В чай всегда вкладывали множество смыслов. Однако впервые чай был описан в фармакологическом трактате, и это уже многое говорит о взгляде древних на чай. Что касается самой церемонии, то, возможно, нам стоит пересмотреть свое отношение к этому понятию.

Говорят, что наше время характерно упадком ритуала. Об этом много писал еще Конфуций. Но спустя две тысячи лет все стало очевидным – почти никто больше не может выполнять ритуал. Мы потеряли смыслы. Не понятно, что мы делаем, зачем. Считается, что ритуал – это суеверие, заблуждение первобытных людей, не знавших истинного положения вещей. Они боялись темноты, грома и молний, били в бубен, чтобы вызвать дождь, в общем вели себя глупо. Но мы-то благодаря достижениям современной науки познали реальность во всей красе! Так ли это?.. Я просто оставлю этот вопрос здесь и позову вас дальше.

Сейчас церемония воспринимается как пышный формализм. Например, церемония бракосочетания или церемония инаугурации (надеюсь, вы не знаете значение этого слова и полезете в Гугл за разъяснениями). Я бывал на таких церемониях. Меня от них тошнит. «Дорогие брачующиеся!» Боги мои, боги, яду мне, яду! Но если убрать на секунду реакцию и вспомнить, чем было для человека вступление в брак сотни или тысячи лет назад? Как родился этот ритуал? Возможно, он был светлым праздником, на котором жених и невеста могли рассказать всем о своей любви. Сейчас говорят, что браки заключаются на Небесах, но кто теперь верит в эту чушь? Ведь Гагарин летал в космос, и ЗАГСов там не нашел!

Особым ритуалом всегда была медицина. В Буддизме есть даже Будда Медицины, способный исцелить все болезни. Все, что связано с рождением и смертью, всегда носило ритуальный характер. Сейчас частично это сохранилось, но понятие «ритуальные услуги» теперь носит вполне однозначный оттенок. Сами врачи превратились в бюджетников, пытающихся заработать себе на хлеб продажей таблеток. Все более-менее вменяемые люди избегают врачей и идут к ним в последнюю очередь. Откуда такое недоверие к медицине?.. Тоже оставлю вам этот вопрос, подумайте над ним в спокойной обстановке, но без меня.

С ритуалом чайной церемонии все сложно, потому что он появился в чужой культуре в древние времена. Двойное препятствие для понимания. Для западного человека чайная церемония либо куча бессмысленных действий, либо экзотика, красивая и загадочная. Либо завариваем чай по-простому, без выпендрежа, либо надо надеть кимоно и фоткаться для инстаграм на фоне сакуры. Все это говорит о непонимании смыслов. А чтобы начать их понимать, нужно вернуться к истокам, то есть к шаманской культуре.

Поводом для написания этой статьи стала недавно прочитанная мной книга Константина Рониньо «Шаманизм. Мост между мирами». Константин – русский путешественник, ставший перуанским шаманом. В книге он пишет о своем опыте и восприятии шаманизма. Я прочитал эту книгу за два дня, залпом, и почти каждую главу я мысленно сопоставлял со своим пониманием чая. Действительно, что Перу, что Китай – все едино!

Не буду пересказывать книгу (если интересно, ее легко можно купить в интернете), расскажу ключевую мысль. Древние методы целительства отличаются от современных тем, что работают комплексно. Шаманы никогда не корректировали работу отдельных органов, они работали с телом и сознанием целиком. Потому что все связано, и невозможно выправить что-то одно, не трогая остального. Человек – это целостная система тончайших взаимодействий. Поэтому если мы ищем исцеления, нужно работать со всем сразу, приводя в баланс все то, что мы называем своей жизнью.

Альтернативная медицина сейчас стала модной штукой. Мои знакомые ездят на хилинги, ребефинги, флоатинги, сессии по снятию блоков и раскрытию сексуальности, они декодируют родовые программы и вступают в связи с неорганическими сущностями из параллельных миров. Яду мне, яду! Мир раскололся на тех кто верит, и кто нет. Кто же знает?.. Еще один риторический вопрос для вас, мои внимательные чайные друзья. Кто-то ездит к шаманам лечиться от сарказма и скепсиса. Кто-то ходит на тренинги личностного роста, где пытаются прыгнуть выше головы.

В Дизайне Человека есть канал 51-25 «Шок-пробуждение». Его называют шаманским или Каналом инициации. Описать суть можно примерно так. Ты жил спокойно, был поклонником жестких видеоманг, рубился в Сони Плейстейшен под незатейливые мелодии Wu Tang’а, но… И далее происходит что-то, что полностью выбивает тебя из привычного ритма жизни. Какой-то шок, травматический опыт. И ты уже не можешь жить по-прежнему. Приходится пробуждаться. После таких перипетий и потрясений люди обычно приходят ко мне на чай и с круглыми глазами рассказывают, как это было. А я спокойно слушаю их, подливая в пиалки шенчик, читая заговоры про здесь-и-сейчас. Они попускаются и кое-как интегрируют полученный опыт в повседневную жизнь. Или сходят с ума дальше – как повезет.

Я смотрю на все многообразие практик и духовного опыта и каждый раз ищу корень бед. От чего мы лечимся? Спасаемся? Кто этот я, кто хочет избавления от страданий? И как он дошел до жизни такой? Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? Древний мудрец сказал, дайте мне точку опоры, и я переверну Землю. Где же эта точка опоры, куда следует прикладывать усилие?

Шестой уровень понимания чая в моей чайной школе – чай как Путь. Это о том, как при помощи чая достичь радости и счастья собственного существования, гармонии с собой и с миром. Чай – это безусловно растение силы. Но в отличие от других шаманских препаратов, он лечит плавно, мягко, медленно. Он ведет все туда же, но ты остаешься в присутствии, ты всегда помнишь эту дорогу. Чай – это очень гуманно. Если захочешь, можешь даже сбежать от истины ненадолго, сказав, что это просто вкусный напиток. Но чай все равно совершит свою работу и спустя 7 лет ты не узнаешь себя. Изменится тело, привычки, эмоции, мышление, ценности. И главное – твой ритм жизни.

Чай позволяет работать с ритмом, и за это я люблю его больше всего. Я думаю, что именно в неправильном ритме кроется корень проблем. Мы живем чужими ритмами, делаем все не вовремя и не к месту. Чай учит правильному восприятии времени и верному усилию для движения по его волнам. Вставайте на час раньше и пейте чай – вы увидите как меняется ваш день, а вместе с ним и вся ваша жизнь. Поэтому я называют чай инструментом трансформации. Он действует медленно, но верно. В этом есть доброта и любовь чая, священного растения силы.

Чаще всего на мои церемонии гости приходят уставшими и напряженными. Зажатые в плечах, они зевают и всеми силами пытаются собрать внимание. Но после первого чая тело расслабляется, после второго мысли теряют чугунную тяжесть, а после третьего чая уже нет ни тела, ни мыслей. Гости больше не боятся неудобных пауз, говорят без умолку, высказывая, что накопилось в душе, а потом молчат и просто отдыхают. Так работает чай, движения и посуда, атмосфера чайной комнаты, моя речь и мое состояние сознания – все вместе. Исцеление – процесс сложный и комплексный, поймем ли мы его природу когда-нибудь?

Чайная церемония скрывает в себе мощный исцеляющий потенциал. Конечно, если это настоящая церемония, а не спешная дегустация в магазине, после которой вам предлагают купить чай и посуду по акции. И если шаман чайный мастер действительно сильный, вы придете на церемонию одним человеком, а уйдете другим. В этом великая красота и скрытая сила искусства под названием Путь чая.