April 11, 2020

Как родителям справляться с чувством вины?

Walter Langley 1883

Знаете ли вы, что чувство вины — это уникальная реакция нашей психики, которая помогает понять, что что-то идёт не так. Чувство вины появляется тогда, когда вам кажется, что вы обидели и причинили боль кому-то своим поведением или словами, тем самым, заставляя нас задуматься и постараться всё исправить, согласно нашему внутреннему пониманию того, что такое хорошо и что такое плохо. В этом и состоит польза этого чувства. Поблагодарите это чувство за помощь становиться лучше — более сдержанным, внимательным, добрым, понимающим.

Чувство вины очень ценный ресурс, имеющий позитивную сторону и помогающий понять, осознать и исправить наши ошибки. Оно позволяет нам задуматься о своём поведении, оценить себя со стороны и если мы сможем проанализировать ситуацию, то даже осознать, в чем именно мы были неправы.

Как всегда, есть и обратная сторона: если мы слишком глубоко погружаемся в это чувство, «накручиваем» и непродуктивно с ним работаем, то оно становится токсичным для нас. Прокручивая неприятные, болезненные ситуации снова и снова, мы повторно испытываем негативные чувства и эмоции, но не сможем изменить то, что уже произошло. Поэтому оставаться в этой ситуации и продолжать себя ругать — чрезвычайно вредно и не конструктивно. Вся энергия уходит на мысли о том, что случилось и осталось в прошлом, вместо того, чтобы направить её на настоящее.

Автор: Severin Ra (доска, темпера 1999 г.)

Если есть причина, почему вы сейчас чувствуете себя виноватым, подумайте: «Что я могу сделать, как это исправить?». Сделайте это, извинитесь перед человеком, скажите, что были неправы, объясните свои мотивы и, главное, простите себя. Вслух! Важно научиться прощать себя за ошибки прошлого и не вспоминать снова и снова, как были неправы. Ведь это в прошлом и теперь живёт особенным образом в вашей памяти. Саму ситуацию уже не изменить, но у вас есть настоящий момент, в котором вы можете постараться исправить ошибки прошлого. Не стоит казнить себя и культивировать чувство вины, если вы кого-то обидели, необходимо выстраивать правильные диалоги с окружающими нас людьми.

Если вы остро испытываете вину и угрызения совести, вам поможет осознанное проговаривание про себя этих фраз:

① В той ситуации я не мог поступить по-другому. Но сейчас, когда смотрю на прошлое благодаря знаниям и собственному анализу — я могу.

② У меня не было плохих намерений. Тогда я не осознавал, что делаю и какие могут быть последствия. Я многого не знал и не понимал. Сегодня я знаю и буду стараться управлять своими эмоциями.

③ Благодаря совершённым ошибкам, которые допустил в прошлом, я больше понял о себе и других, многому научился и продолжаю учиться. Стал лучше понимать своего ребёнка и делаю всё возможное, чтобы не повторять того, о чём могу сильно пожалеть завтра.

④ Сегодня новый день, новый момент. Он не повторится вновь и только от меня зависит, как я его проживу.

⑤ Я пока не ставлю категоричных целей, например: «Никогда не буду больше кричать». Для начала у меня есть маленькая, но очень важная цель — не кричать на малыша, а провести с ним больше времени, играя и занимаясь тем, чем он хочет. Если я начну злиться, раздражаться, я вспомню эту свою маленькую цель и буду стараться смягчить любой конфликт, а не обострять его.

⑥ Я буду стараться сблизиться с ребёнком эмоционально в течение дня, говорить ласково, оставаться спокойным, а если мне будет сложно и начну «заводиться» – аккуратно выйду из комнаты и подышу глубоко 5 минут, потом вернусь и обниму его.

⑦ Я прощаю себя и отпускаю своё прошлое. Оно больше не имеет надо мной силы. Каждый день я проживаю лучше предыдущего. Я принимаю и люблю себя.

Paul Barthel «Happy children» 1898

Двигайтесь вперёд и у вас всё получится!