другое
July 8, 2019

Почему неправильно говорить «подсознание»?

Итак, два слова: «подсознание», или «подсознательное» и «бессознательное». Чем они отличаются? Приставка «под» указывает на конкретное место – под сознанием, приставка «бес» - на отсутствие сознания.

В работе «Бессознательное» Фрейд пишет: «мы отклоним также название «подсознательное» как неправильное и вводящее в заблуждение». Почему?

Дело в том, что Фрейд отказывается отдавать ведущую роль сознанию. Бессознательное – вот, что управляет человеком. Задумайтесь, мы никогда не знаем, почему нам нравится тот или иной цвет/предмет/человек. Что-то заставляет нас делать выбор, и роль сознания в этом процессе минимальна. Представьте свет свечи в темной комнате – это сознание, тогда как всё, что осталось неосвещенным – бессознательное.

«Сознание мое хочет победу вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса, а чего же хочу я?», - спрашивает Писатель в «Сталкере» Тарковского. Другими словами, что во мне главнее? Безусловно, в этом эпизоде речь идет о бессознательном. В поздних работах Фрейд разделяет психику на Я, Оно и Сверх-Я, при этом Оно – полностью бессознательно, но и Я, и Сверх-Я порождаются бессознательным.

В фильме Кристофера Нолана «Начало» звучит диалог:

«— Боже, успокойте свое подсознание! (subconscious)

— Это ведь подсознание (subconscious), я не могу им управлять..»

Здесь используется приставка sub-, которая обозначает нахождение под чем-либо, ниже чего-либо. Тогда как корректнее было бы сказать «unconscious».

Бессознательное – это та часть психики, в которой живут вытесненные представления. Они недоступны сознанию, но, тем не менее, определяют наши действия.

«Как же тогда хоть что-то узнать об этом бессознательном?», - спросите вы. «Королевской дорогой» в бессознательное Фрейд считал сновидения. Кроме того, описки, очитки, оговорки, ошибочные действия – всё это язык бессознательного. Так что внимательно смотрите сны, и помните: «бессознательное», а не «подсознание».