September 18, 2019

Прав был мудрец Конфуций…

Кризис — это когда «по-старому уже не могу, а по-новому еще не научился». Неопределенность во внешней среде может вызвать неудовлетворенность собой, окрашенной раздражением, беспокойством, тревогой, обидой, страхами. Куда бежать, за что хвататься, как все исправить и не сойти с ума?

Кризис — это хорошо или плохо? Как вы понимаете, что наступил кризис? Чем он для вас характеризуется и к чему может привести?

Принято считать, что кризис — это переходное состояние, при котором привычные средства достижения целей становятся неадекватными, что приводит к непредсказуемым последствиям. В профессиональной деятельности кризисы имеют периодический характер: смена работы, адаптационный период, обучение новым навыкам в «полевых условиях» и пр.

По мере продвижения по карьерной лестнице переход на новую должность может сопровождаться кризисом роста. «Меня повысили, теперь в моем подчинении команда специалистов. Но я не готов к этому. Я — классный исполнитель, но у меня нет навыков управленца. Столько задач и вопросов каждый день… Справлюсь ли я с ними? Смогу ли я стать хорошим руководителем?»

Кризис неминуем и в том случае, когда сотрудник «засиделся» на одном месте. Привычные рабочие задачи его уже не мотивируют, многое делается на автопилоте. Человек тянет свою лямку, все чаще задумываясь о том, что пора менять работу или профессию. Затяжное состояние стагнации может в конечном итоге привести к профессиональному выгоранию.

Самый опасный вид кризиса —неожиданная потеря работы из-за сокращения. «Исправно ходил на работу, хорошо выполнял свои обязанности, карьерных амбиций не высказывал, а тут раз! — и сократили. Теперь надо быстро обновлять резюме, искать новую работу, а я к этому не готов. У меня даже финансовой подушки безопасности нет. Как жить дальше?»

Это состояние особенно характерно для людей, которым приходится выходить на рынок труда в возрасте 45-50 лет.

Когда я работала консультантом по карьере в компании Kelly Services и была задействована в проектах по выводу персонала за штат, часто сталкивалась с подобными ситуациями. Учила людей искать работу, рассказывала, как писать резюме, как проходить собеседование, как справляться с тревогой и негодованием в адрес бывшего работодателя.

На основе этого опыта родился список простых рекомендаций, которые помогают быстро справиться с кризисом.

Первое — дать выход эмоциям, которые появились в связи с изменившейся ситуацией.

Если обида — плакать, если злость — выплескивать ее в активных действиях. Можно бить грушу в тренажерном зале, колоть дрова на даче до изнеможения, много плавать или бегать.

Если это страх, можно представить самый ужасный исход развития событий и сказать себе, что это лишь один из тысячи возможных сценариев.

Да, такое может случиться, и, если физически вам ничего не угрожает, значит, с этим можно справиться.

Второе — не паниковать и принять ситуацию «как есть».

Жизнь непредсказуема, и не все происходящее зависит только от нас. Научиться жить в неопределенности — один из необходимых навыков для выживания в быстро меняющемся мире.

Третье — приступать к действиям только после того, как эмоции улягутся и произойдет принятие ситуации.

Осмотреться на местности — где я сейчас, в каком я статусе, что от меня требуется, как я могу это сделать?

Обдумать новые цели и составить подробный план шагов по их достижению. Можно обратиться за помощью к коучу, консультанту, ментору, наставнику.

«Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы» — говорил Конфуций.

Чаще всего мы понимаем истину этого высказывания уже после того, как кризис был преодолен. Предлагаю сделать этот мудрый совет жизненным девизом.

Как тогда вы будете реагировать на открывающиеся перед вами возможности?

Автор: Наталья Александрова

Источник: Веб-проект "ПроКоучинг"