July 26

Продолжайте читать вашим детям

Даже если они сами читают запоем

Время прочтения: 5 минут.

О чем поговорим сегодня

Короткой строкой: чтение и дети

Продолжайте читать своим детям, это очень полезно и развивает!

Об авторе

Фредерик Хесс — исполнительный редактор журнала Education Next и автор блога «Старая школа с Риком Хессом».

Ссылка на оригинал статьи: https://www.educationnext.org/dont-stop-reading-to-your-kids/


Далее текст автора

Я всегда был увлечён чтением. Когда у меня появились дети, я с нетерпением ждал возможности познакомить их с интересными книгами. Конечно, в основном мы читаем им книги, предназначенные для маленьких детей, а не те, которые нравятся нам. 

Когда дети пойдут в школу и, будем надеяться, начнут читать самостоятельно, роль родителей в этом процессе станет менее значимой. И всё это происходит на фоне того, что мы стали меньше времени уделять чтению для развлечения.

Сегодня я хочу рассказать о том, как мы читаем книги вместе с детьми. Моим детям 10 и 7 лет, и я с удовольствием продолжаю читать им вслух. Сейчас мы читаем «Гарри Поттера и Кубок огня». И самое замечательное, что им это так же нравится, как и мне – они постоянно просят почитать им перед завтраком, перед ужином или перед сном. Это просто потрясающе!

Но моя ситуация довольно редкая. Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что лишь пятой части детей в возрасте от девяти до 11 лет регулярно читают вслух. И даже это кажется преувеличением. Потому что, хотя у нас, возможно, и нет точных данных на этот счет, я потратил годы на то, чтобы незаметно подсчитать дружескую (но насмешливую) реакцию, которую мы получаем, когда меня видят спокойно читающим детям на публике. В нем есть добродушные вопросы и одобрительные возгласы, которых вы ожидаете лишь тогда, когда делаете что-то по-настоящему выдающееся. Это не похоже на ситуацию «один к пяти».

И это ужасно. Есть несколько вещей, в которых я уверен, когда речь заходит об образовании. Но, во-первых, было бы хорошо, если бы как можно больше родителей и детей считали нормальным брать с собой книгу, чтобы почитать ее, отправляясь на семейный ужин или долгую поездку на автомобиле. На протяжении большей части истории человечества «ритуал» рассказывания или чтения историй был привычным источником единения. Но не сегодня.

К восьми-девяти годам большинство детей уже могут читать самостоятельно. Из-за этого родителям может показаться, что читать детям вслух бессмысленно. Дети могут воспринимать чтение вслух как занятие, которое не соответствует их возрасту, или как нечто навязчивое. (Вы действительно думаете, что я буду сидеть здесь и внимательно слушать эту историю в течение пятнадцати минут?)

Кроме того, многие дети (и родители) тратят меньше времени на чтение книг из-за того, что электронные игры и аккаунты в социальных сетях кажутся более привлекательными. Поэтому некоторые дети и их родители могут не уделять достаточно внимания чтению книг, которое может показаться им старомодным занятием.

Я все это понимаю. Правда. Но семейное чтение имеет множество преимуществ, которые не всегда до конца осознаются.

Давайте начнём с того, что привлекательность игр и социальных сетей во многом обусловлена их динамичностью, интерактивностью и коммуникативностью. В сравнении с ними чтение книги в мягкой обложке может показаться чем-то устаревшим и не таким увлекательным.

Чтение историй вслух также может показаться немного старомодным занятием, требующим от детей умения слушать и концентрироваться. Однако важно отметить, что такой формат чтения добавляет интерактивности и социального взаимодействия. Дети могут задавать вопросы, комментировать происходящее и обсуждать сюжет, что делает процесс чтения более живым и увлекательным.

Меня также поразило, как много дети упускают, когда читают самостоятельно. Я особенно остро почувствовал это, когда преподавал обществознание в старших классах.

Я давал своим ученикам отрывки из четырёхстраничных книг Адама Смита, Карла Маркса, Франца Фанона, «Федералиста 10», Декларации независимости и так далее. Затем мы обсуждали прочитанное всем классом. И было очевидно, что около 95% учеников не понимали, о чём они только что прочитали.

Тогда мы тратили целый день на то, чтобы внимательно перечитать текст, пункт за пунктом, пока они действительно не начинали понимать его.

Мои дети с большим удовольствием читают книги, такие как «Волшебный домик на дереве», «Городские шпионы», «Призрачная касса», «Великий мозг» и другие. Однако часто я замечаю, что они не полностью усваивают прочитанное. Они быстро пролистывают незнакомые слова и могут упустить важные моменты в сюжете.

Перелистывание страниц — это не то же самое, что чтение. Но когда мы читаем вместе, у меня есть возможность перефразировать сложные моменты, сделать акцент на важных деталях и помочь им лучше понять материал. Таким образом, они не просто пролистывают страницы, а действительно погружаются в мир книги.

Почему семейное чтение не стало более популярным занятием, особенно среди родителей, которые беспокоятся о том, что их дети проводят слишком много времени за экранами, или хотят привить им любовь к чтению? Это интересный вопрос.

Я уже говорил, что детям, которые умеют читать самостоятельно, может быть неудобно читать вслух. Родители иногда боятся, что чтение вслух замедлит развитие ребёнка как читателя, и убеждают себя, что если ребёнок умеет читать сам, то и они должны это делать. Но чтение книги и прослушивание её — это разные вещи. Они по-разному влияют на развитие мозга. Оба подхода одинаково полезны.

Когда моему старшему ребёнку исполнилось семь или около того, он спросил, можно ли ему почитать одному перед сном. Я ответила, что он много читает, и это замечательно, но перед сном мы читаем всей семьёй. Он немного пожаловался, а потом забыл об этом.

Послушайте, если вы не привыкли читать вслух, то вам может быть поначалу неприятно пробираться сквозь текст или бороться с ударениями и интонацией. Я, например, не очень хорошо разбираюсь в ударениях и интонации. Иногда я читаю предложение и понимаю, что сформулировал его неправильно или невнятно, и мне приходится повторять его. Но, к моему удивлению, аудитория оказывается очень снисходительной.

Некоторые родители говорят, что у них нет времени на совместное времяпрепровождение. Это правда. Однако я знаю много семей, которые проводят вечера дома, каждый со своим гаджетом. Если это так, то дело не во времени, а в том, как мы расставляем приоритеты и организуем свой день.

Также может быть сложно найти книгу, которая понравится детям разных возрастов и с разными интересами. Я это понимаю.

Мой младший сын любил «Нарнию», но он забыл о ней, когда мы медленно продвигались через серию из пяти книг Сьюзен Купер «Восход тьмы». В какой-то момент я просто закончил читать последние пару книг вместе со своим старшим сыном, а жена и младший сын читали отдельно. В этом есть свой азарт. Но чтение детям со временем даёт импульс. Даже если вначале они скептически относятся к книге, есть в совместном чтении что-то особенное.

Я бы никогда не сказал, что семейное чтение должно полностью заменить самостоятельное чтение детей. Однако оно может стать отправной точкой для детей, которые ещё не умеют читать, а также интересной альтернативой для тех, кто уже читает.

Если время, отведённое на семейное чтение, означает, что дети будут меньше времени проводить за компьютером или перед экраном телевизора, то это хорошо. Ведь заядлые читатели часто считают чтение уединённым занятием. И это замечательно, ведь всем нам нужно время для себя.

Однако такой взгляд на чтение может привести к тому, что книги будут восприниматься как одинокий отдых, а не как совместное времяпрепровождение. Но нет причин, по которым чтение не может быть и тем, и другим одновременно.

Наступит ли день, когда я перестану читать своим детям? Разумеется. Но пока что мой 10-летний ребёнок полностью разделяет моё увлечение. Надеюсь, так будет и через год, и через два. Посмотрим. Однако скажу вам: я рад, что ещё не прекратил.