Доказательное образование
March 29

Смартфоны влияют на внимание студентов, даже если они ими не пользуются

Время прочтения — 12 минут.

О чем поговорим сегодня?

Короткой строкой: битва за внимание

Технологии влияют на социальное присутствие и многозадачность в общении. Мы уделяем часть своего внимания одному, а часть — другому. Наш мозг не может работать в многозадачном режиме. В итоге страдает качество деятельности. Каждый учитель должен знать, что он конкурирует за внимание аудитории.

Об авторе:

EdSurge — популярный цифровой журнал новостей и исследований в области образования. Берет интервью.

Жанин Тернер — профессор Джорджтаунского университета, директор программы "Коммуникация, культура и технологии". Отвечает на вопросы EdSurge.

Оригинал статьи: https://www.edsurge.com/news/2024-01-16-smartphones-have-changed-student-attention-even-when-students-aren-t-using-them


Далее текст автора

Когда преподаватели считают, что их ученики не внимательны на уроках, они, вероятно, правы. И это верно даже тогда, когда преподаватели просят студентов убрать свои смартфоны.

К такому выводу пришла профессор Джорджтаунского университета Жанин Тернер в своем исследовании о том, как технологии формируют социальные отношения. Она утверждает, что наши подключенные к интернету устройства изменили отношение людей к другим, даже если устройства временно отключены.

Тернер, профессор менеджмента и директор программы «Коммуникации, культура и технологии», изложила свои принципы понимания этого нового ландшафта внимания в своей книге «Быть в настоящем: Завоевание внимания на работе (и дома) путем управления своим социальным присутствием» (Being Present: Commanding Attention at Work (and at Home) by Managing Your Social Presence). Многие из примеров, которые она использует, основаны на ее опыте преподавания, интервью со студентами колледжа и исследованиях влияния дистанционного образования.

EdSurge связался с Тернер, чтобы узнать о новом мире фрагментированного внимания и о том, что могут сделать преподаватели, чтобы достучаться до этих все более отвлекающихся студентов.

EdSurge: Меня поразило ваше замечание в книге о том, что мы никогда не отрываемся от своих смартфонов, даже когда пытаемся их убрать. Что вы имеете в виду?

Жанин Тернер: «Некоторые исследователи говорят: «Просто выключите телефон, и это решит проблему». Но суть в том, что это не решает проблему из-за асинхронной природы обмена сообщениями, когда у нас могут, например, накапливаться электронные письма. У нас могут быть тексты, на которые нужно ответить. И это означает, что во многих случаях мы никогда не можем полностью присутствовать в разговоре, потому что вы всё время думаете о разговоре, в котором должны участвовать, или об ожиданиях от кого-то еще, которые находятся в глубине вашего сознания. Или вы говорите со мной о чем-то, а я вспоминаю: «Ой, я забыл. Я должен был отправить электронное письмо или перезвонить этому человеку». Так что это действительно усложнило наше общение».

Это уже даже не индивидуальное решение, потому что я могу решить, что хочу поговорить с вами прямо сейчас, но, возможно, мой босс, коллега, член команды, член семьи хотят связаться со мной и хотят, чтобы я была доступна для них в это время. И тогда мне придется принимать решения по этому поводу. Поэтому мы не можем думать о том, что мы работаем изолированно.

Вы используете для этого фразу, которую называете «бюджет внимания». Что это значит?

Если мы подумаем о нашем внимании как о ресурсе и затем попытаемся ответить на вопрос: «Куда мы можем потратить это внимание, чтобы получить максимум от отношений, которые нам действительно важны?», то это поможет нам сосредоточиться и понять этот ресурс социального присутствия и то, как нам нужно к нему подходить.

Когда у нас есть эти технологии, мы большую часть времени находимся в состоянии по умолчанию, когда у нас под рукой телефон или мы можем быть на Zoom, но при этом мы проверяем, не пришло ли еще какое-нибудь сообщение. Так что у нас есть ощущение, что мы действительно можем делать это и быть во всех этих разговорах одновременно. Но мы должны признать, что на самом деле мы уделяем часть своего внимания одному, а часть — другому. И наш мозг действительно не может работать в режиме многозадачности — не для того, чтобы делать что-то настолько сложное, как управление моими отношениями с вами и моими отношениями с кем-то еще.

Вот почему я использую эту метафору с бюджетом. Не только трудно расставить приоритеты в нашей жизни вокруг нашего социального присутствия, но мы также должны быть стратегическими и преднамеренными, чтобы тратить наше социальное присутствие наилучшим образом для наших отношений.

Мне интересна идея о том, что мы не умеем работать в режиме многозадачности. Но я признаю, что бывало и так, что я участвовал в совещании Zoom, но при этом проверял электронную почту. Разве мы не можем делать и то, и другое?

Мы делаем это, но теряется качество.

Если это обычное сообщение и я уже 15 раз говорила с вами на эту тему, я могу подумать, что могу проверить свою электронную почту в это же время. Но если вы считаете, что я не обращаю на вас внимания, это повлияет на отношения. Люди видят, что вы не обращаете на них внимания. Исследования показывают, что даже если вы держите телефон лицом вверх, а не лицом вниз, это влияет на то, что люди говорят вам, — на то, как много они решают общаться и разговаривать, — потому что [они говорят меньше], если считают, что им не уделяют внимания.

Происходит то, что мы обесцениваем умение слушать.

Как это отразилось на ваших занятиях? Вы преподаете в Джорджтауне уже более 20 лет, и вы писали, что раньше вы входили в класс, и все общались, а в наши дни все сидят в своих телефонах или ноутбуках, а не разговаривают друг с другом.

Раньше среди студентов было много случайных вопросов типа: «Привет? Чем ты интересуешься? Чем вы занимались? Что происходит? Пойдешь ли ты на игру в эти выходные?». И все такое.

Теперь студенты перестали это делать. Мне студенты говорили, что в начале обучения в колледже есть двухнедельный период, когда вроде как можно быть таким: «Привет, меня зовут Жанин. Я отсюда, а вы откуда?» Но после этого вы больше не должны перебивать людей на занятиях, отрывать кого-то от телефона и разговаривать.

Вы приходите в колледж. Ты в совершенно новом месте. Вы никого не знаете. Но у вас есть все эти отношения с вашими школьными друзьями, поэтому вы просто продолжаете общаться с ними на своем устройстве — в Instagram или Snapchat — и вам даже не нужно заводить новых друзей лично.

А заводить новых друзей вживую так сложно, и [студенты] теперь не знают, как это сделать. А в классе все молчат, никто не общается и не вступает в контакт. Поэтому, если профессор не проводит такие мероприятия по знакомству на каждом занятии — а я не думаю, что профессора привыкли это делать, но им это необходимо, — то вы не создаете таких возможностей для отношений.

Давайте поговорим о решениях. Что могут сделать учебные заведения и преподаватели?

Вы находитесь в классе, и это состояние я называю «конкурентным присутствием». Мне нужно убедить вас в чем-то. Поэтому мне нужно подумать: «Почему вас волнует эта тема? Почему вам нужно знать об этой теме? Какое значение она имеет для вас? Как я могу сделать так, чтобы это было для вас актуально?»

Я знаю, что учителя не хотят считать себя продавцами, но в классе вы либо продаете, либо пытаетесь понять: «Как мне создать пространство для диалога?». И это должно быть намеренно.

Например, в среду у меня будет первый урок, и я буду преподавать студентам старших курсов. И я действительно думаю: «Что я собираюсь сделать в среду, чтобы создать нормы для диалога в этом классе? И это не то, что могу создать только я. Я собираюсь спросить всех студентов: «Какой класс вы хотите иметь в течение семестра?» «Подумайте о том, каким был ваш любимый класс, какова была динамика в нем? Как люди общались в том классе? Как вы познакомились с другими людьми в этом классе? Что мы можем сделать в этом классе, чтобы это произошло?»

Не я буду навязывать эти нормы. Мы должны создавать эти нормы вместе, и это кажется очень странным. Например, почему это вообще является частью занятия? Но если вы хотите создать приглашающее пространство — пространство, в котором людям комфортно говорить, люди чувствуют, что их мнение ценят, и люди чувствуют себя свободно, чтобы участвовать и выражать его, — это должен быть совместный разговор о том, как это будет происходить.

Думаю, учителям всегда приходилось убеждать учеников быть внимательными, но вы говорите, что сейчас всё по-другому?

Я абсолютно уверена, что каждый преподаватель, каждый ведущий в деловой ситуации, если вы хотите, чтобы люди обратили на вас внимание, должен знать, что вы конкурируете за внимание человека с телефоном, и этот телефон будет постоянно жужжать во время вашего разговора, и если люди не думают, что они должны обратить внимание на вас, а не на то, что они делают в своем телефоне, или вы повторяете одно и то же, или вы не предоставили достаточно стимулов, почему вы должны слушать меня, то люди выберут что-то другое.

У аудитории больше возможностей, больше выбора, чем когда-либо в истории. Теперь благодаря этому устройству в каждый момент они выбирают, обращать ли внимание на вас или на это устройство. И поэтому у вас никогда не будет такого представления о полностью завлеченной аудитории. Вы постоянно конкурируете.

В своей книге вы отмечаете, что люди думают, что могут работать в режиме многозадачности на совещаниях, но часто пропускают информацию — особенно если она сложная или если собеседник не согласен с ними. Как это влияет на дискуссии в классе?

Вместе с коллегой из Джорджтауна я провел исследование, в котором испытуемые должны были слушать историю NPR (National Public Radio) и одновременно управлять входящими сообщениями. И вот что мы обнаружили: когда мы позже тестировали их на материале NPR, если вопрос касался конкретной части этой истории, которая происходила в то же время, когда пришло сообщение, они пропускали вопрос. Так что проблема в том, что мы не знаем, что именно важно, но уже занимаемся самоотбором.

Я думаю, что университет и классная комната — это пространство для обучения. А учиться трудно. И у меня может быть доступ к информации, которая заставляет меня чувствовать себя некомфортно или неловко. Но здесь должно быть безопасное пространство, чтобы я мог лучше понять, к чему пришел другой человек.

Мы много говорим о многообразии, равноправии и инклюзивности, и нам кажется, что так просто соединить эти три слова вместе. Но если вы цените разнообразие и инклюзивность, то вы должны ценить и конфликты. Потому что если у меня есть другое мнение, но я чувствую себя включенной, чтобы поделиться им, это означает, что вы, у кого другое мнение, не будете довольны тем мнением, которым я поделилась. А чтобы поделиться своим мнением, вы должны чувствовать себя причастным. Таким образом, разнообразие и инклюзивность требуют конфликтов и создания безопасного пространства, чтобы мы могли учиться. В противном случае мы получим лишь разнообразную среду, в которой никто не говорит и никто не чувствует себя включенной. И это трагедия.

И если такое происходит в наших университетах, если такое происходит в наших школах, если такая помощь оказывается в нашей образовательной среде, которая должна быть пространством для обучения, значит, мы потерпели неудачу.