April 15

О силе математического мышления

Мое хождение из варяг в греки гуманитариев в технари идет неравномерно, рывками. Первый рывок произошел, когда я неожиданно для себя ворвался в маркетинг. Второй рывок обязан пайтону. Сейчас третий рывок, простимулированный игрой в карты.

Кто читал — помнит, что не так давно я увлекся картами. В какой-то момент понял, что без элементарной теории вероятности не обойтись. Ну, чтобы принимать решение не наобум, когда карты противника еще неизвестны доподлинно (а почти до конца игры карты противника неизвестны), а опираться на какие-то расчеты.

Конечно, вероятность — это не главный фактор принятия решения в игре, но рассматривать его, пожалуй, стоит. Но про игру в карты я еще надеюсь написать пост. Пока скажу лишь, что кроме осторожных и тернистых подходов к теории вероятности, пришлось изучать комбинаторику: всякие перестановки, сочетания, размещения и — о, боги! — факториал, который лежит в основе комбинаторики. Оказалось, что факториал только на вид страшный, а на деле все просто.

Но сейчас никаких факториалов и формул комбинаторики. Расскажу о бытовой теории вероятности, теории вероятности для домохозяек и домохозяев)

Написал человек по книгам. Долго задавал вопросы, просил фотографии разных страниц, оглавления. Исчезал, появлялся с новыми вопросами. Так продолжалось в течение нескольких дней. В какой-то момент мне захотелось плюнуть и забанить его или попросту игнорить. Но я спросил себя: а достаточно ли в объявлении информации о книгах? Если человек задает вопросы, значит, недостаточно, по-видимому.

Тут и пришла на помощь элементарная теория вероятности, математическое мышление. Я прикинул, что плюнь я на этого дотошного еще-не-покупателя (который, впрочем, имеет полное право задавать уместные вопросы о товаре), то вероятность того, что он купит у меня книги, равна нулю. Если же я наберусь терпения (спокойно, Ипполит, спокойно!) и продолжу общение, то чисто математически шансы выше нуля. Сопоставив такую мысль с тем, что ответы на его вопросы не сильно-то меня и обременяют, я воскликнул «эврика» и продолжил диалог, по ходу дела модерируя его немного.

И что вы думаете? Мой собеседник таки купил у меня книги. Даже на одну больше. Деньги не бог весть какие, но сейчас и эти деньги в строку. Ну, и есть над чем подумать в разрезе теории вероятностей и принятия решений, проверить эту мысль всяко, приложить ее еще к чему-то.

К месту вспомнились рассуждения Павла Флоренского о математике, которыми он, находясь на Соловках, делился в письмах своим детям

Математика самая важная из наук, образовывающих ум, углубляющая, уточняющая, обобщающая, связывающая все миросозерцание в один узел; она воспитывает и развивает, она дает философский подход к природе. А у нас ее излагают как никому не нужную, мертвую дисциплину и отпугивают от нее учащихся. Да и учащихся ли только? Подозреваю, что и учащие, бойко владея буквою математики, не понимают смысла этой буквы— и не подозревают его.
Математика должна быть в уме не грузом, извне внесенным, а привычкою мысли: надо научиться видеть геометрические соотношения во всей действительности и усматривать формулы во всех явлениях. Тот не усвоил математики, кто умеет отвечать на экзамене и решать задачи, но забывает математическое мышление, когда нет речи о математике.

Похожие посты

Галопом по Европам: технари-гуманитарии, искусственный интеллект и польза письма от руки

Цитата дня: о логике и эмоциях

Ах, экономика, бессердечная ты сука!