August 15, 2018

Как перестать стесняться в общении с иностранцами

1. Перестаньте воспринимать английский как школьный предмет

Для меня иностранные языки всегда были чем-то академическим, неким масштабным проектом длиною в жизнь.

Это не значит, что вы не выучите английский, пока не окажетесь в США без денег и работы. Достаточно сменить методику и учить английский не только в теории, но и на практике.

2. Тренируйте активную лексику

У академического подхода есть ещё одна тёмная сторона. Это создание неадекватно завышенной планки знания языка. У классического книжного английского языка Шекспира и Байрона мало общего с живым английским. Большинство носителей языка не соблюдают согласование времён, сокращают слова и вытворяют с языком ещё много такого, за что вам бы снизили оценку в школе.

Из 170 тысяч слов английского языка в повседневной жизни используется не больше трёх тысяч. Зная их, вы будете понимать до 90% письменной и устной английской речи.

3. Помните, что в общении все средства хороши

Бывает и такое, что вам нужно прямо сейчас объясниться на чужом языке и учить три тысячи слов времени нет. У меня такое случалось не раз, пусть и не на английском. Однажды я работала в курортной зоне, куда приходили испаноговорящие клиенты, а на испанском я умела только здороваться. В результате мы разговаривали через голосовой переводчик и отлично друг друга поняли.

Не стесняйтесь использовать все подручные средства, вы же не на экзамене. Нет ничего зазорного в том, чтобы подсмотреть в словарик, объяснить что-то жестами или нарисовать. Иностранцы не такие уж страшные, и после таких бесед вы в этом точно убедитесь.

4. Взгляните на себя глазами иностранца

Поверьте, ваш акцент звучит очаровательно, ваше старание подобрать слова умиляет, а вы сами излучаете таинственность.

Иностранцам вы так же интересны, как и они вам.

Им хочется узнать о вас и о вашей культуре как можно больше, проверить в разговоре пару киношных мифов и продемонстрировать знание двух-трёх русских слов. А ваша смелость говорить на неродном языке вызовет у них только уважение. Ведь вы же не ожидаете от иностранца идеального знания русского и радостно удивитесь, даже если он без ошибок скажет: «Привет, как дела?» Скорее всего, вы тоже не услышите ничего, кроме потока комплиментов в адрес вашего замечательного английского.

5. Дайте себе время

Я помню свою первую встречу с иностранцем. Мне тогда было лет десять, и я безуспешно пытался налить себе кофе на завтрак в отеле. Кофейник был пуст, о чём мне поспешила сказать пожилая американка. Она просто сказала: «There is no coffee anymore», — и меня парализовало. Я до сих пор не могу забыть эту фразу, потому что ещё долго после этого случая мне хотелось вернуться в прошлое и ответить что-то внятное. Уверен, та американка забыла обо мне через пять минут.

Сейчас у меня свободный английский и я понимаю, что всё, что мне было нужно, — это просто время. Ведь и родной язык вы выучили не за год и не за два. Поэтому не комплексуйте из-за неудач и просто продолжайте учить английский.

6. Живите на языке, а не зубрите его

Будьте жадными и любопытными. Не стесняйтесь: расспросите, переспросите, расскажите смешную историю, пусть даже она будет звучать коряво. Со временем вы перестанете замечать, что говорите на иностранном языке.

Сделайте английский частью вашей повседневной жизни: смотрите кино на языке оригинала, слушайте музыку, подпишитесь на британские или американские журналы, найдите англоговорящую группу по интересам в Facebook.

А ещё лучше — почаще разговаривайте с носителями языка. Если до ближайшей поездки в Европу или Америку далеко — начните с онлайн-уроков с преподавателем-иностранцем.