January 23, 2022

Делаем ягоду слаще

У меня в домашней аэропонной установке есть проблема с ягодой: она не достаточно сладкая. В начале я посадил 3 куста и они стали плодоносить с 27 декабря 2021. Я измелял сахар у каждой собранной ягоды и сохранял среднее значение за сутки (см. график). У первых ягод Brix был на уровне 5%. Такого количества обычно придерживаются поставщики ягоды в магазины, т.к. невысокое содержание сахара повышает лёжкость. Но меня этот показатель совсем не устраивает и задача минимум - довести Brix в среднем до 10%.

От чего зависит сладость?

  • От концентрации и соотношения элементов питания. Думаю, это повлияло, т.к. после высадки тех трех кустов позже я посадил ещё несколько и состав раствора оставил для фазы набора зеленой массы. Поэтому немного позже я принял решение, что для плодоносящих кустов я буду вносить дополнительно по листу калий. Спустя две недели я перешел на раствор для цветения/плодоношения.
  • От количества световой энергии. Лампы светили по 14 часов в день. Посчитал Daily light integral (DLI). По грубым прикидкам у меня получилось 26 моль на метр вкадратный в сутки при норме 20-25. На всякий случай увеличил световой день до 16 часов. И теперь DLI около 30 mol/m2/day.
  • От поддержки цветоносов. Не уверен в достоверности этого факта, но клубничники говорят, что если цветоносы свисают и сильно гнутся под своей тяжестью, то сахара в таких ягодах меньше. Поэтому поддержку для цветонов я тоже добавил. Как минимум потому, что уменьшется риск их поломки.

Спустя полтора месяца средний Brix стал чуть выше 7%. Не знаю, что конкретно повлияло на результат, скорее всего и то и то. Было бы корректно провести раздельные эксперименты. Ягода стала значимо вкуснее, но я хочу ещё лучше.

Что ещё можно попробовать?

Во время плодоношения рекомендуют давать больше красного в спектре освещения. У меня есть светодиоды 660 нм. Сегодня я добавил к освещению 4 шт по 3W. Посмотрим, будут ли изменения.

Есть ещё факторы, которые вляют, но у меня нет возможности проверить дома. Я их опробую в Коробке.

  • Перепад дневной и ночной температур. Не знаю как это работает, но читал, что когда выключено освещение, температула должна быть значитально ниже. В идеале опускаться до 13 градусов.
  • Увеличить содержание CO2 в воздухе. От уровня угленислого газа зависит фотосинтез и при хорошем освещении его можно увеличивать, что будет способствовать выработке органических веществ в растении, в том числе образование сахаров.