July 21, 2022

Анализ питательного раствора для аэропоники после 25 дней работы

В моей аэропонной системе в контейнере крутится 180 литров раствора. За сутки на начальном этапе развития уходило в среднем по 9 литров на 165 кустов. Часто раствор полностью менять не хочется, поэтому я раз несколько дней доливал воду и добавлял раствор до нужной концентрации - 410 ppm (Такая низкая концентрация сделана специально для аэропоники). Стоит отметить, что кусты находились на стадии вегетации. Доливку я производил с тем же соотношением элементов, что и в изначальном растворе. Но что, если элементы расходуются с разной скоростью? Раствор полностью я не менял уже 25 дней. В таком случае, за это время мог случиться перекос по питанию. Поэтому я отнес раствор на анализ в лабораторию, чтобы посмотреть как изменирось соотношение элементов при той же общей электропроводности.

Макропрофиль

Начнем с макроэлементов. Больше всего вопросов у меня вызывает азот. Он поглащается в два раза быстрее, чем я его вношу. Хотя по листу дефицита не видно.

Фосфор и магний отличаются незначительно. Калий постепенно убывает, а кальций растет. В последней версии раствора я увеличивал соотношение калия к кальцию до 1.33. Может, немного переборщил. Эти элементы являются антагонистами и повышение одного блокирует потребление другого. Попробую убавить немного кальция в оригинальном растворе и доливке.

Сера растет. Этот элемент почти не расходуется клубникой, но является составной частью некоторых солей из которых готовят питательный раствор, поэтому, если долго раствор не менять, этот элемент будет накапливаться. Тут всё логично. Рост не критичен.

По макропрофилю я делаю следующий выводы:

  1. В доливку попробую давать больше азота
  2. Возвожно стоит подкорректировать соотношение аммонийного и нитратного азота, т.к. аммонийный выедается быстрее
  3. Попробую немного уменьшить соотношние калия к кальцию в основном растворе и в доливке.

Микропрофиль

В качестве микропрофиля я использую YaraTera REXOLIN APN. Поэтому, корректировать в нем ничего не могу. Результаты следующие:

Железо не критично, но растет.

Марганец упал, причем сильно. Это стоит исправлять. Пока не знаю каким образом. Может, в доливку поищу добавку на его основе.

Бор немного подрастает. Говорят, к нему самые высокие требования из микроэлементов, поэтому мне трудно сказать, насколько это критично, но уменьшить дозировку лишним не будет.

Молибден упал на 34%. Тоже не мешает подправить.

И самое интересное я оставил напоследок. Медь и цинк! Откуда такой рост? По меди я столько и внести не успел. Предположение один, маловероятное: ошибка в анализе. Предположение два, вероятное: в системе полива есть небольшие участки (некоторые соединители и сами форсунки), которые содержат медь и цинк. Есть подозрение, что они окисляются и попадают в раствор. Я не химик, поэтому точно утверждать не могу, но очень похоже на правду.

Решение следующее:

  • В доливке немного убавить концентрацию Рексолина, так будет поменьше бора и железа.
  • Найти добавки с марганцем и молибденом и тоже подавать в доливку
  • Разобраться, откуда взялись цинк и медь

UPD: В данном отчете сделано очень большое допущение. Данные для раствора "Было" взяты из калькулятора, по которому составлялся раствор. Для корректного сравнения необходимо сдать изначально замешанный раствор на анализ и сравнивать по нему.

Больше историй об аэропонике на моём канале: https://t.me/cyberdacha