October 1

Племя отцов и пиздюк под столом  

Однажды я представил — что будет, если взять всех моих авторитетов, и объединить их в одно племя?

Получилось бы племя отцов. Представьте групповую фотографию со всеми теми, кто для вас символизирует Силу.

Что-то вроде такого:

Но вместо неизвестных чуваков у меня там будут конкретные персонажи: Тим Феррис, Илон Маск, Джо Роган, Льюис СК, Брайан Беджин, Лекс Фридман, Арни Шварценеггер, и даже несуществующие персонажи — Фрэнк Каупервуд, Бобби Аксельрод и Реб Михаэль Климрод. И конечно же Черчилль с сигарой.

Есть ли я на этой фотке?

Да.

Я — пиздюк под столом.

Рядом со мной небожители. В каждом из «отцов» я вижу сильные стороны, которые мне хотелось бы иметь в себе.

Начиная от сверхпродуктивности и атлетизма Тима Ферриса, заканчивая отвагой Черчилля.

И все это кажется таким мощным… и таким далёким.

Племя отцов включает в себя не только известных фигур. На общей фотке (если ее дополнять) появятся и другие авторитеты, актуальные для меня на разных этапах жизни — бывший коллега, старший брат, ментор, и даже пара лучших друзей. Десятки людей, каждый из которых излучают Силу — желаемые мною черты.

А недавно я понял, что вся эта Сила — она и так моя. И что можно себе ее присвоить в любой момент.

(Я не говорю, что возможно в одночасье стать Илоном Маском — я про те конкретные Силы, что я на него проецирую. Их можно вернуть в любой момент.)

Мой кейс: от бессилия к продуктивности

Какое-то время назад я слушал подкаст Тима Ферриса и меня накрыло: неужели я никогда не буду таким продуктивным, как он? Никогда не напишу книгу, не стану таким же известным?

Мои 1-2 часа работы в день (при удачном раскладе) смотрятся крайне тухло в сравнении с тем, как много ебашит Тим.

Более того, были времена когда я работал больше — по 5, по 6, и по 8 часов в день (2016-2019), но в 2020 году у меня случился кризис, моя продуктивность стала нулевой. Это ощущалось как тотальное бессилие и беспомощность.

Дно я нащупал в тот момент, когда я не мог заполнить налоговую декларацию — ко мне в гости пришла подруга, и я ей сказал: «кажется, внутри меня что-то сломалось». Она просто села рядом и говорила: «тыкни сюда», «а теперь напиши тут буковки», «ты справишься, так держать». Задачка на 10 минут вызывала дикое сопротивление, и так почти со всем — о каких 8 часах работы в день могла идти речь? При мыслях о такой продуктивности я чувствовал тяжесть в груди, слабость в ногах и глубокое отвращение.

Со временем стало лучше (в 2022-2024 уже работал плюс-минус стабильно, и мог позволить себе приключаться по Азии 1.5 года; помогла психотерапия, практика интеграции эмоций, а также адаптация бизнеса под свои новые реалии), но до прежних показателей и кайфа от работы все еще было далеко.

К счастью, в этом году я понял, как можно изменить ситуацию — через присвоение собственной Силы, проецируемой на Тима Ферриса и прочих авторитетов (в конце статьи я предложу практику, которая мне помогла). Я стал возвращаться к прошлым показателям продуктивности — и это не ощущалось как что-то удивительное, это ощущалось как что-то естественное и закономерное, будто бы так и должно быть. Сила буквально ощущается в теле: будто бы от нее распирает так, что невозможно ее не проявить — нужно что-то делать! И делается. В легкости, радости и без чрезмерной серьезности.

Чувство контроля над жизнью постепенно возвращается, и Тим Феррис уже не выглядит столь далеко.

Причины запретов на Силу

У каждого есть собственный Тим Феррис.

Подобные образы — это осколки нас же самих, в которые мы вкладываем собственную Силу. А потом — дистанцируемся от этих образов, и прячемся от этой Силы.

Зачем?

Однажды кто-то нас убедил, что мы слабы, а другие — сильны. И что «будешь таким же как они, тоже станешь сильным».

Например, во времена своих корпоративно-карьерных приключений, я поверил что один из моих коллег — по-настоящему классный командный игрок (а со мной что-то не так), и мне нужно на него во всем ориентироваться, чтобы вырасти. И вот что-то дистанция эта казалась всегда огромной, и не сокращалась по мере приобретения опыта. Потребовалось много лет чтобы проснуться от иллюзии и понять: со мной все в порядке, и в команде играть я умею.

Ловушка в том, что пока веришь что ты еще не там, будешь вести себя неуверенно, давить свои живые импульсы, копить за счет этого раздражение, и сам же себя саботировать в командной игре. И так с любой Силой, которую мы отвергаем.

А еще нас убедили, что Сила — опасна, что она всегда связана с чем-то плохим.

Например: слишком амбициозный? Значит точно эгоист, и точно будешь идти по головам. Будешь манипулировать, срезать углы, лгать и в целом станешь циником. Мол, Стив Джобс конечно создал Apple — но многие считали его эгоистичным мудаком.

Поэтому мы отталкиваем образы Силы — вдруг мы станем как они, в т.ч. вберём в себя и негативные черты? Тут мне потребовалось много вложиться в shadow work (работа над тенью: т.е. исследование своих опасных граней с их полным принятием), чтобы понять, что все эти «тёмные» стороны действительно во мне есть — но это на 100% личный выбор, использовать их или нет.

ВВП, кстати, это яркий пример того, как мы в какой-то образ закладываем очень много Силы, а потом от этого образа дистанцируемся т.к. отвергаем его негативные черты. Все то, чего мы шугаемся в собственной тени — мы проецируем на очевидный объект для критики, и критикуем его со всей мощью. Этим самым мы создаем все большую пропасть между собой и собственной Силой.

(Если что, я не говорю что не надо критиковать; это личное дело каждого. Просто критиковать можно по-разному — и чем больше в этом эмоций, тем выше вероятность, что мы ругаемся на собственную тень).

Подсознание знает все

Все эти фигуры обитают в подсознании. Достаточно посмотреть на сновидения: если вы их регулярно записываете в дневник, то увидите — отдельные Сильные фигуры приходят к вам регулярно. Причем приходят именно в те моменты жизни, когда вам нужна та конкретная Сила, которую они собой олицетворяют.

(Про сны я напишу когда-нибудь отдельно, но за последние месяцы я чутка прифигел от понимания того, насколько сны не случайны.)

Другое проявление подсознательных процессов — это спонтанные фантазии. Я вот частенько сваливаюсь в daydreaming, и фантазирую о том, как сижу на подкасте у Джо Рогана. Он задает мне сложный вопрос, и я отвечаю: «простите пиздюка», и сползаю под стол.

Практика на присвоение Силы

По сути это вариация практики самоприсвоения — но теперь мы работаем с конкретными персонажами, олицетворяющими наши же собственные грани:

Шаг 1. Представить себе кого-нибудь из «племени отцов» (личных авторитетов), и прочувствовать его вайб.

Шаг 2. Создать воображаемую сцену, где вы с ним физически в одной комнате. Например, ужинаете в ресторане. Что вы чувствуете, что он вам говорит?

На этом этапе вы скорее всего ощутите слабость и фрустрацию: перед вами кто-то сильный, вы хотите быть как он, но это пока что невозможно. Главное — не сползать со стула.

Шаг 3. Представьте, что ваш авторитет признает вашу Силу — именно ту, что вы на него проецируете. Он вам за нее искренне респектует и признается, что глубоко впечатлен. Возможно он увидел вас в деле, какую-то ситуацию где вы проявили эту Силу, и он напоминает об этих моментах. Что именно он вам скажет?

На этом этапе вы скорее всего ощутите сопротивление: синдром самозванца, неверие, порыв с ним поспорить. Возможно грусть («жаль что такой Силы у меня нет»… или «хотел бы я чтобы такая Сила была у меня в прошлом, когда она мне была действительно нужна…»). Возможно страх («а что если эта Сила у меня действительно есть? это же пздц!»). Возможно апатию («да ну это все…»).

Продолжайте до тех пор, пока не примите респект от своего авторитета всем сердцем. Отпускайте любое сопротивление («могу ли я отпустить эту грусть?», «когда я уже отпущу эту апатию?»). Смотрите что всплывает в процессе. В какой-то момент вы почувствуете себя на равных со своим кумиром.

Критерий успеха — вы чувствуете сильные реакции в теле, иногда вплоть до пьянящей эйфории и прилива энергии в солнечное сплетение или притока силы в голову с помутнением в глазах.

Повторять до тех пор, пока сильные персонажи не перестанут приходить к вам во снах, а на групповой фотке племени отцов останитесь вы один.

Большой и с сигарой.

Поделитесь: кто из племени отцов регулярно вам снится? Кто был бы на вашей групповой фотографии?