March 18

Как не зачерстветь и не свихнуться

Наверняка многие из вас сталкивались с йогой, возможно даже пробовали какие-то практики на себе. Мы поговорили с коллегами, которые знают о йоге не по наслышке. Расспросили у них, как и чем йога помогает в жизни, как они к этому пришли, какой вид выбрали для себя и почему.

Небольшая справка из интернета: Йога — это древняя практика, которая объединяет физические упражнения, дыхательные практики и медитацию для достижения гармонии и баланса в теле и разуме. Существует множество различных видов йоги, каждый из которых обладает своими особенностями и преимуществами.

Ольга Кириллова. HR менеджер по обучению. Ижевск. Более 12 лет практики йоги по методу Б.К.С. Айенгара.

Работа менеджера по обучению в основном сидячая. Я стараюсь бегать по офису, приставать к людям и ходить пешком по лестнице до кухни, но этой нагрузки, конечно же, не хватает. Тело как будто черствеет. И здесь приходит на помощь йога.

Занимаюсь йогой лет двенадцать, а может, и больше. Сейчас в студию на полноценное занятие получается ходить только раз в неделю, но я стараюсь дополнительно заниматься дома, хотя бы по полчаса. И в зависимости от того, что меня в данный момент беспокоит, например, спина требует разминки, такой комплекс я и выбираю. За 12 лет в моей внутренней базе знаний накопилось много упражнений, так что это не проблема.

Практикую йогу по методу Б.К.С. Айенгара. Я пробовала разные виды: аштангу, классическую хатху, даже йогу в гамаках, ходила к разным тренерам в поисках своего направления и своего преподавателя. Именно йога Айенгара подошла идеально. Главное в ней — это выравнивание тела и правильное выстраивание поз. Не все обладают выдающейся гибкостью, у каждого человека разные физические возможности, и не все могут с ходу войти в сложную асану. И смысл не в том, чтобы любыми способами закинуть ногу за голову, а правильно и физиологично, в своем темпе подойти к этой сложной асане. И у этого есть смысл! В случае с закидыванием ноги, например, ты разрабатываешь тазобедренные суставы, чтобы они как можно дольше сохраняли свою подвижность. Именно для корректности выстраивания поз в йоге Айенгара используются дополнительные предметы: кирпичи, ремни, стулья, есть даже конь, как в гимнастике. При помощи этих материалов можно заниматься с любой подготовкой, без травм и получать максимальный эффект от упражнений.

Приведу пример. В свое время я ходила на хатха-йогу и, как и везде, мы выполняли асаны с прогибами. Так как у меня был танцевальный опыт, то прогибы получались отлично, но у меня все время болела поясница, потому как я технически делала эти упражнения неправильно. И когда я пришла к преподавателю, практикующему метод Айенгара, мне показали, что я делала это упражнение неправильно — травматично. После нескольких занятий с корректной постановкой поясница чудесным образом перестала болеть.

Для меня йога — это возможность сделать хорошо не только своему телу, но и разгрузить голову. По своей природе я очень быстрая, активная, и если еще добавить интенсивных и быстрых тренировок, то будет перегруз. Мне, чтобы восстанавливать свои ресурсы, нужно замедляться, останавливаться, концентрироваться на чем-то. Йога позволяет это сделать, останавливает бешеный поток мыслей, и это наполняет ресурсом и позволяет полноценно отдохнуть.

Есть стереотип, что йога только для гибких, худых, старых, вообще скучная (нужное подчеркнуть). Но йога подходит всем, а не только тем, у кого хорошая растяжка. Главное — найти своего преподавателя, не перестараться и не ожидать, что сразу все получится, и вы на первом же занятии встанете на голову. Как говорил Айенгар: самое сложное — это расстелить коврик!

Алена Матеващук. Ведущий аналитик. Москва. 7 лет занятий хатха йогой.

Хатха: это один из самых распространенных и широко известных видов йоги. Он включает в себя физические позы (асаны), дыхательные упражнения (пранаяму) и медитацию. Хатха-йога помогает развить гибкость, силу и координацию, а также улучшить общее самочувствие.

Впервые я попала на йогу с мужем 12 лет назад, когда мы готовились к партнерским родам. Это был, конечно, специфический опыт — йога-практика, ориентированная на помощь себе в важный момент жизни, когда непонятно, страшно и больно.

До этого я занималась чем-то более подвижным и быстрым вроде танцев или силовыми упражнениями в зале. С йогой не сталкивалась. А здесь — техника замедления, ухода в себя, растяжка, дыхание. Нам обоим понравилось. В родах полученные на тренинге знания и навыки мне тоже очень помогли.

Потом был довольно большой перерыв. Через три года родился второй ребенок. И в суете быта я вдруг ощутила себя на пороге послеродовой депрессии: повышенная тревожность, бессонница, слезы. В борьбе с бессонницей я перепробовала практически всё — от вина́ до специальных пластырей (есть и такие) — и собиралась идти к специалисту за диагнозом и таблетками. И знакомая посоветовала попробовать йогу. Я вспомнила, что мне когда-то понравилось, и начала искать студию.

В городе Видное Московской области, где я живу, 7 лет назад был один известный центр йоги и один популярный тренер. «Пока есть намерение, нужно действовать!» — сказала она в ответ на мои сомнения. Так началась моя йога-терапия.

Полтора часа интенсивной хатха-йоги с асанами, переходящими одна в другую, и небольшими перерывами на подышать. До шавасаны первое время я просто доползала: упасть и уснуть — девиз новичков, попавших на такие занятия.

Шавасана — это заключительная поза йоги так называемая поза трупа. Она финализирует занятие, выполняется лёжа, лицом вверх и ладонями вверх. Во время упражнения тебя ведет голос тренера, нужно отрешиться от мыслей в голове, ни о чем не думать, контролировать дыхание, сканировать и расслаблять свое тело. Медитировать, но не засыпа́ть.

То, что кажется простым, на самом деле — самое сложное. Получаться стало не сразу, но на занятии я уставала настолько, что тревожащие мысли (дом, работа, дети, быт — по кругу) оставались где-то на периферии сознания. Спустя несколько тренировок я поймала состояние, в котором я должна оказаться. Этот навык — отключать голову и вслушиваться в себя — помог мне спокойно засыпа́ть дома. Я поняла, что йога — моя терапия сейчас.

С тех пор я сменила тренера, нашла своего мастера. На йога-фестивалях я пробовала аштангу и кундалини-йогу, но чувствовала, что это не моё. Вот уже 7 лет 2–3 раза в неделю я хожу на тренировки хатха-йоги в студию. Тот формат, в котором занимаюсь я, можно назвать фитнес-йогой, — когда тренер не погружает в идеологию, а рассказывает теорию лишь с точки зрения физиологии.

В итоге я сделала йогу своей рутиной, — чтобы спокойно спать, отключаться от рабочих мыслей и домашних проблем, забывать про заказчиков и даже ненадолго про семью. Работа аналитика — это работа с людьми, а йога — это моя зона балансировки. Она помогает жить и не замыкаться на работе. Как удаленщик со стажем я могу начать работать в 9 утра и просидеть до позднего вечера. Работы бывает очень много, а сидение в одной позе длительное время может провоцировать различные проблемы со здоровьем. Поэтому несмотря ни на что два раза в неделю в 18:00 я закрываю ноутбук, иду свои три тысячи шагов до студии, ставлю телефон в режим самолета и забываю о работе.

Кроме очевидной пользы для здоровья, занятия йогой принесли мне новых друзей. За годы тренировок у нас сложилось своё женское йога-комьюнити: мы остаемся после занятий поговорить за чаем с конфетами (а потом в планку, да), устраиваем фотосессии — в спортивных комбинезонах и вечерних платьях, летом ходим в пешие походы.

Йога — мое время для себя, время заботы о физическом и эмоциональном состоянии — и это для меня важно.

Тананаева Елизавета. Москва. Ведущий аналитик. 6 лет занятий Кундалини йогой.

Кундалини-йога: эта практика ориентирована на активацию внутренней энергии и пробуждение кундалини (внутренней энергетической силы). Кундалини-йога включает в себя физические позы, дыхательные техники, медитацию, мантры и медитативные танцы. Она помогает уравновесить энергетические центры в организме и активизировать потенциал ума и тела.

Йогой я занимаюсь уже много лет. Из них последние шесть — Кундалини-йогой. Кундалини йога — это комплекс физических упражнений и комплекс медитаций. Физические упражнения прорабатывают тело, что важно, учитывая нашу сидячую работу, а медитации позволяют работать со своим духовным миром, подсознанием, настраивать жизнь так, как нам нужно.

Все началось с фитнес-клуба и хатха-йоги, которую вела совершенно прекрасная женщина. Она глубоко занималась этим и ездила на практики к индийским гуру. И та йога, которую она давала, была действительно очень глубокая и правильная. Для меня основное отличие йоги от спорта в том, что она комплексно работает со всеми аспектами жизни человека: тело, сознание, образ жизни.

Хатха для меня больше про физические упражнения, а мне хотелось всегда пойти глубже и заниматься сознанием, внутренним миром. Одно время я серьезно интересовалась психологией и в кундалини-йоге для себя нашла комплекс психологии и физических упражнений.

Я преподаю йогу, но у меня не так много времени на это. Сейчас всего несколько учеников. Преподавание требует много отдачи, потому что ты имеешь обязательства перед людьми. От тебя ждут не просто комплекса упражнений, а еще и психологической поддержки. И это не просто. Поэтому преподаю я мало. Своя же практика у меня каждый день, по несколько часов, уже несколько лет.

Есть такое понятие, как инсайт. И вот благодаря занятиям йогой они время от времени происходят. Моя жизнь меняется. Я не знаю, чтобы со мной было, если бы я не занималась йогой. Но я знаю, что благодаря практике, я приближаюсь с каждым разом к себе настоящей, правильно проживаю жизнь и правильно ее строю. Считаю, что йога для каждого, главное — найти свое направление.

Николай Бородин. Проектный менеджер.  Кострома. 7 лет практики йоги.

К йоге пришел семь лет назад. Её практиковала моя супруга и тренер айкидо. Я сходил на семинар, на пробное занятие и мне понравилось. Стабильно посещал занятия примерно год, а потом бросил. Очень многое зависит от тренера. И я долго искал своего. Попробовал три разные студии и в 2022 году нашел наконец-то своего тренера, свою студию, и уже два года стабильно хожу заниматься. Довольно хорошо продвинулся и не прекращаю получать удовольствие от занятий.

Йога, которой я занимаюсь, сильно сконцентрирована на теле. Есть направления, которые про дыхание, про духовную часть, меня же интересует больше осознанный подход к телу и растяжка. Занятия помогают расслабить мышцы и снять стресс.

Последние лет 13–14 лет работаю руководителем проектов, а сидя за компьютером все 20. От подобного образа жизни наблюдаю у себя проблемы с поясницей, шеей, лопатками, руками и прочее. Чтобы все мышцы растянуть и расслабить помогают занятия йогой. Всего 2 тренировки в неделю, и у тебя уже все прекрасно. Но, как только ты месяц или два не занимаешься, все приходит обратно: каменный позвоночник, боли в шее.

Чтобы решать проблему с застоями в теле, кто-то ходит в тренажёрку, кто-то бегает, катается на велосипеде. Мне нравится йога, в том числе тем, что она медленная, релаксирующая. Ты в спокойном темпе работаешь, растягиваешься. Я иногда катаюсь на лыжах, ходил в бассейн и в тренажерный зал, но йога мне нравится больше всего. Занимаюсь стабильно два раза в неделю в зале с коллективом. Зал, тренер, атмосфера в первую очередь дисциплинируют и помогают достичь более высоких результатов.

Еще из йоги я взял практику медитаций. Это очень полезно просто для жизни. Даже ученые говорят, что 10 минут медитации успокаивает ум, добавляют фокусировки. Мозг учится фокусироваться и отбрасывать внешний поток, чтобы осознанно не отвлекаться на постороннее. Еще один из способов не отвлекаться — это цифровой минимализм. Но об этом в другой раз.

Ивиана Катаурова. Помощник руководителя. Кострома. Полгода самостоятельной практики йогой.

Йогой начала заниматься сравнительно недавно. Но хочу отметить, что ко мне всегда шло это знание. На подсознании было, что я хочу заниматься именно йогой. Утром встаешь и хочется сделать что-то приятное для тела. Начинаешь тянуть спину, правильно дышать, успокаиваться. Идет зарядка для тела. Вообще, йога древнее искусство, которое пронизывает все сферы жизни, оказывая влияние на личность в целом.

Мне нравится практика сурья-намаскара — приветствие солнцу. Это легкий комплекс, но если делать его по несколько раз, то чувствуется большой прилив энергии. Это для меня не только утренняя зарядка, но и духовная практика и возможность поприветствовать новый день.

Я всегда хотела заниматься йогой именно утром. Для меня вообще спорт — это про утро. Долго искала студии, где можно заниматься утром, но не могла найти. И в какой-то момент пришло осознание, что мне не нужен зал и тренер, что я сама могу заниматься этим дома. С практикой я хорошо знакома благодаря духовным экспедициям, в которые езжу время от времени. С наставником Надеждой Казанской мы ездили в Египет, Мурманскую область, Карелию. Там мы обязательно купаемся в холодной воде и занимаемся йогой.

Когда занимаешься йогой, сосредотачиваешься на выполнении упражнений, а мысленно уходишь в себя и происходит нечто волшебное. Вопросы, что тревожили тебя, и ответ, на которые ты не мог найти, чудесным образом разрешаются. Приходит инсайт — осознание, как поступить в той или иной ситуации.

Я занимаюсь без перерыва с сентября 2023 года. Раньше я занималась время от времени, но последние полгода практикую каждое утро. Моя цель — перестать считать, сколько я сделал подходов. Интересно, что пропустив даже один день практик сразу чувствую дискомфорт. Йога дарит мне не только здоровье и гибкость тела, но и спокойствие души, и уверенность в том, что все будет хорошо.

Широбокова Анна. Руководитель проектов. Ижевск. Практикует аштанга-йогу 8 лет.

Аштанга-йога: это динамичный и физически интенсивный стиль йоги, основанный на выполнении серии предопределенных поз. Процесс состоит из шести серий, каждая из которых содержит определенное количество поз. Аштанга-йога развивает выносливость, силу и гибкость, а также улучшает осознанность и фокусировку.

Я руководитель проектов. В последние годы моя работа тесно связана с коммуникациями. Но на йогу я хожу не для того, чтобы сгладить какие-то острые моменты в работе. В практике 8 лет и если вспоминать то, как я реагировала и переживала нештатные ситуации несколько лет назад и как сейчас, это небо и земля и, скорее всего, в этом есть заслуга йоги. Ловлю себя на том, что сейчас в моей жизни гораздо меньше стресса и я более осознанно отношусь к своим реакциям и не зацикливаюсь на негативе. Я абсолютно ровно отношусь к любым событиям и проявлениям моего взрывного характера. Не знаю йога это или просто взросление.

Я заинтересовалась йогой еще в школе, даже купила книжку с теорией и асанами, но на покупке книжки все тогда и закончилось. На несколько лет я об этом забыла. Так как у нас офисная жизнь и тело надо расшевеливать, чтобы не закостенеть, я пошла в спортзал. Но все эти железки и фитнес-штуки меня не заинтересовали. В фитнес-центре, куда я ходила, был класс йоги и походив туда пару месяцев, я поняла, что это не то, чего хочется мне. И тогда я пошла в аутентичную студию йоги, где была нужная мне атмосфера и подход к практике. Решила попробовать разные стили и буквально на втором занятии попала к учителям, с которыми я до сих пор практикую аштангу.

Аштанга йога — это классное комбо из сильной развивающей практики и комьюнити единомышленников по всему миру. Йога — это не только асаны, это комплексная работа с телом и умом. Бонус, что твой мышечный корсет становится крепким и развивается гибкость, это приятно когда тело в тонусе. Но и духовно ты тоже развиваешься, приходишь к изменению образа жизни, пищевых привычек, отношения к миру.

Идеальная практика аштанги — это занятия шесть дней в неделю и выходной в воскресенье. Я пока до этого не доросла, хожу в шалу к своим учителям четыре раза в неделю. Занимаюсь утром, встаю в четыре тридцать, дохожу до шалы, пара часов практики и иду домой работать. И это очень приятно, когда твой день начинается так рано. И начинается с практики йоги.

Занятия йогой имеют множество преимуществ для физического и психического здоровья. Они способствуют гибкости и силе тела, развивают сознательность и осознанность. Йога также помогает справиться со стрессом, улучшает сон, укрепляет иммунную систему, улучшает общее самочувствие, способствует снятию напряжения и снижению уровня тревоги, а также развивает баланс и гармонию в жизни.

Спасибо ребятам за такие откровенные и интересные истории. У меня сразу появилось желание расстелить коврик и поприветствовать солнце, а вечернее пришел — упал, я теперь буду звать не иначе как шавасаной.

У вас тоже интересное и необычное увлечение? Хотите рассказать о нем на всю Девелонику? Обратитесь к вашему HRBP, и возможно, в следующий раз мы напишем именно об этом.