October 16, 2018

Консультация «Раздражают люди»

Дневник психотерапевта

Клиентка 27 лет раздражается на людей, которые ведут себя не так, как она, а диаметрально противоположно.

- В какие моменты мы чувствуем раздражение на уровне тела?

- Вообще?

- Да.

- Когда чувствуем вторжение на нашу территорию, в личное пространство.

- Как это происходит у вас?

- Не знаю)) Я стараюсь быть толерантной, и не лицемерить, но раздражаюсь время от времени. Например, меня бесят инфантильные люди, которые жалуются на свою жизнь, при этом ничего не делают для изменений. Мне сложно принимать поведение не похожее на мое. Если человек жалуется или ноет, я думаю: «Ну я же так себя не веду, почему ты себе это позволяешь?!». Наверное, в своей голове я не разрешаю людям делать то, что не позволяю себе.

- Давайте попробуем понять, где ваша территория, а где чужая.

- Я прекрасно понимаю, что моя территория — это только мои поступки и действия. Все что за ними — дело не мое.

- Ваше представление о мире — это ваша территория, или то, что за ней?

- В каком плане?

- Представим, вы идете по супермаркету, и услышали реплику, которая вам не понравилась. К примеру нытье какое-то. Это посягательство на вас или на ваше представление о мире?

- Нет, ну сказал и сказал человек.

- Но возникло раздражение. Как мы определили раньше, оно возникает в моменты вторжения чего-то чужеродного на нашу территорию.

- Тогда получается, что это посягательство на мой образ мира. Выходит, у меня есть модель мира в которой люди должны быть поумнее и повзрослее.

- Попробуем мысленно разделить пространство на личное, общее и пространство других. Люди, их слова и поступки находятся одновременно в общем пространстве, и в своих личных. Будучи в общем пространстве, это не значит, что они вторгаются в ваше. И одновременно вы не пытаетесь захватить общую территорию. Каждый руководит своим маленьким государством.

- Понятно, но не совсем.

- Давайте представим, что есть условных два государства, что-то вроде Евросоюза, где одновременно границ нет, но они есть. У вас есть полномочия руководить только своей страной, которая входит в Евросоюз. Попробуйте сейчас мысленно сузить границы управления всем союзом [своей моделью мира], до своей страны.

Вы слышите, что кто-то начинает жаловаться на жизнь, но это вас и вашей страны никак не касается. Возникает раздражение?

- Нет, сейчас нет. Главное научиться вспоминать эту технику в момент «вторжения» и самой не «захватывать» другие страны.

- Начните изучать свое самочувствие. На протяжении дня спрашивайте себя: «я чувствую раздражение?». Как только будете себя ловить на негативных ощущениях, нарисуйте в воображении границы своего государства, чтобы понять, не вторгаетесь ли вы на общую территорию. Если да — отводите войска, а если нападают на вас лично — защищайтесь!


Основное заблуждение состояло в отождествлении себя со своим образом мира, в котором нет места нытью и инфантилизму: «Я это себе не позволяю, поэтому другим тоже позволить не могу». Но навязать свою волю всем невозможно. Поэтому при несоответствии реальности c представлениями о мире — возникает раздражение.

Клиентка пыталась мысленно подчинить себе «общую территорию». Консультация помогла понять, что мы не раздражаемся, когда находимся в «своем государстве» и не пытаемся захватить чужое. Терапевтическая идея состояла в управлении своими границами, защите личного пространства и отказа от вторжения на общее.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”“Нет эрекции”, “Страх насекомых”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике