May 30, 2018

Консультация «Панические атаки»

Дневник психотерапевта

Девушка 26 лет стала бояться ложиться спать из-за того, что каждую ночь начинались панические атаки. Ходила к невропатологу, пропила таблетки которые не помогли, а анализы показали, что все в норме. Решила обратиться к психотерапевту.

- У меня начались панические атаки ночью и я сразу прочитала об этом в интернете. Они длились пять минут и у меня не возникало бешеной паники, о которой пишут. Я с ними быстро справлялась.

Недели 3 назад я поехала к родителям, и там у меня начался трэш. Сидим с мамой на кухне, и тут я понимаю, что все вокруг начинает отдаляться, и я чувствую, что сейчас потеряю сознание. Меня испугало, что я никак не могу на это повлиять. Колотится сердце, нечем дышать, и это не проходит за 5 минут. В этот раз паническая атака затянулась на 2 часа. Это были 2 час ада.

Через пару дней я легла спать и не смогла уснуть: начало очень сильно колотиться сердце. Я не спала до утра, ничего не помогало. Лезли в голову всякие мысли, думала: «а вдруг с родителями что-то случиться, так как они немного болеют?». Теперь я боюсь ложиться спать, потому что ожидаю появления этих панических атак.

- В основе панических атак всегда лежит страх смерти. Давайте подумаем, чего вы боитесь?

- У меня лет 6 назад умерла бабушка (плачет). Я с бабушкой и дедушкой была очень близка, потому что мама с папой в детстве мало уделяли мне времени. Когда бабушка и дедушка болели, я каждый раз боялась, что вот они умрут, а я одна не справлюсь.

- Панические атаки связаны со страхом смерти родителей, потому что неизвестно, как дальше справляться самой?

- Да, думаю поэтому.

- А какие мысли провоцируют и усугубляют паническую атаку?

- Я специально наблюдала за собой и заметила, что сердце не живет своей жизнью, оно именно реагирует на мои мысли. Раньше я думала, что сердце начинает сильно биться, а я из-за этого накручиваю себя. Но нет, не так это происходит. Мне стоит подумать, что мама с папой заболеют или уже болеют, и начинается сразу. Или я думаю, что у меня какая-то болезнь неопознанная.

И все, у меня падает настроение, появляются мысли, что я не справлюсь.

- Получается, вы мысленно умерщвляете родителей и себя?

- Получается, что так...

- Во время панических атак, вы больше слушаете свои мысли или свое сердце? Что вам сердце хочет сказать?

- Да, я думала, что мне нужно заниматься спортом, что не хватает кардионагрузок.

- Давайте представим, сердце активно стучится – открой, услышь меня! А вы его не слышите и еще сильнее начинаете себя умерщвлять. Что с сердцем будет происходить дальше?

- Будет биться еще сильнее.

- Что это означает, что оно хочет вам сказать?

- Это сигнал того, что я жива и мне хочется жить!

- Сердце очень хочет жить, а вы его не слушаете. Слушаете свои мысли, вместо тела и убиваете себя мыслями. А сердце дает сигнал, что вы живы.

- Класс) Да это очень отзывается!

- Давайте представим, начинается паническая атака и сопровождается сильным стуком сердца. Вы это воспринимаете не как сигнал смерти, а как подтверждение жизни: «Я жива». Страшно?

- Уже не так (смеется).

- Страшно быть живой или страшно умирать? Что на самом деле страшнее – слышать как сердце стучит, или как оно перестало стучать, остановилось?

- Страшнее, когда сердце остановится.

- Стук сердца – символ жизни. Вам задание, все свои мысли пропускать через фильтр «умерщвления» и «жизни». Если какая-то мысль хочет загнать вас в могилу, то сердце приходит на помощь и сигнализирует: «я жива и умерщвлять меня не нужно».

- Я это обязательно попробую, так думать не страшно. Спасибо!


В консультации мы разобрались с причиной появления панических атак. Стало понятно, что их причина не физическое здоровье, а мысли. Представление картинок смерти родителей и собственной смерти, приводили к сильному биению сердца, что изначально клиенткой интерпретировалось, как сигнал к смерти. В ходе консультации стук сердца трансформировался в сигнал к жизни, и само сердце стало для клиентки помощником, который напоминает ей, что она жива. Панические атаки исчезли после первой консультации, но дальше последовала работа в направлении уверенности в себе, поиске внутренней опоры, чтобы уметь самостоятельно справляться в жизни.

Смерть, рано или поздно, придет ко всем нам. Поэтому давайте, если и будем умирать, то только один раз.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”,“Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”,“Нет эрекции”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике