November 17, 2018

Консультация «Не нравится моя внешность»

Дневник психотерапевта

Клиентка 22 лет. У нее заниженная самооценка, ей сложно принимать себя. Клиентка не нравится себе в зеркале, постоянно «занижает» свою внешность и ей трудно с этим жить.

- Я всю жизнь была крупной, но за последний год, видимо по медицинским проблемам, я сильно набрала в весе, и стало еще хуже. Мне становится сложно с этим жить. Хочу научиться радоваться себе такой, какая я есть.

- Как думаете, почему происходит непринятие?

- Даже не знаю. Наверное, из-за семьи. Меня никогда не хвалили за мои успехи, а требовали большего, даже когда я училась лучше, чем мои сверстники.

- Сейчас тоже продолжаете от себя требовать большего: «Смотрю в зеркало, но не нравлюсь»?

- Да, порой я даже не хочу смотреть в зеркало. Мне не нравится то, что там отражается. Я лишний раз стараюсь этого не делать.

- Хотелось бы видеть другое отражение?

- Хочется принять свое отражение.

- Не принимаете, потому что находите в отражении какие-то изъяны?

- Да.

- Если бы в зеркале увидели очень красивую девушку, не себя, а вот кого-то, кто нравится, были бы приятные ощущения?

- Я об этом думала. Какое-то время назад я после диеты похудела, и это ни на что не повлияло – я как не любила себя в зеркале, так и не люблю. Поэтому мне сложно понять, в чем основная причина.

- Вы говорили, что вас никто не хвалил. Поэтому, как бы вы не учились, этого будет недостаточно. Может это из-за постоянной претензии к себе?

- Наверное, да.

- Вы сами себя хвалите?

- Ооочень редко.

- Почему?

- Я не вижу поводов.

- А критикуете?

- Да. Частенько.

- Я даже попробую угадать. Чтобы был повод для похвалы, нужно вылезти из шкуры вон. К примеру, выиграть олимпиаду мира, тогда и родители похвалят. Верно?

- Да, так и есть))

- Почему поводы для критики и похвалы неравнозначные?

- Ну, для похвалы нужно сделать что-то весомое.

- Я согласился бы с вами, если бы вы сказали: «Я критикую себя за весомые проступки и хвалю себя за весомые достижения». Но критики больше.

- Да, верно.

- Поэтому я спрашиваю, почему неравнозначные поводы? Думали когда-нибудь об этом?

- Нет, не задумывалась.

- Давайте сейчас вместе подумаем. Вы можете для баланса убрать лишнюю критику или добавить похвалу?

- Мне кажется, что критика помогает дальше развиваться, чего-то достигать.

- Да, а похвала мешает?

- Похвала не мотивирует.

- Ну как не мотивирует! Вы когда-нибудь подарки дарили? Нравилось?

- Да, нравилось!

- Мотивировало, вдохновляло, когда вам говорили: «Спасибо большое, мне так приятно!»?

- Да.

- Так похвала мотивирует или нет)?

- Тоже мотивирует)

- Т.е. можно развиваться с помощью критики и похвалы? За что вы последний раз критиковали себя?

- За то, что дома не так убрано.

- Давайте представим, дома не убрано, и вы покритиковали себя, но когда вы заходите домой и дома убрано, говорите себе: «Я молодец, что прибралась!». Получится?

- Получится).

- Отлично, тогда идем дальше. Вам нравится ваша кожа?

- Кожа нормальная.

- Хотели бы изменить как-то кожу?

- Нет.

- Представим, вы смотрите сейчас в зеркало и обращаете внимание на свою кожу, какая она у вас красивая. Так же неприятно смотреть в зеркало?

- С точки зрения кожи – нормально.

- Теперь давайте так представим, кожа в нашей внешности занимает ну процентов 90. Вот смотрите вы на себя в зеркало и думаете: «90% моего тела находится в хорошей коже». Так же неприятно?

- Сложно представить.

- Попробуйте добавить баланса в оценке, а не выискивать только изъяны. Улыбка вам ваша нравится?

- Нравится!

- Попробуйте оценить свою внешность с позиции улыбки. Приятно смотреть?

- Приятно).

- Отлично! Если поискать, то можно найти еще много таких приятностей. На брови посмотреть, на форму уха. Давайте пойдем дальше. Вы говорите – я себе не нравлюсь. Как думаете почему?

- Мне кажется, что могла бы быть и лучше.

- Есть предел «могла бы быть и лучше»?

- Мне кажется, нет.

- Эта идея вам больше помогает или вредит?

- Не знаю, такая палка о двух концов. Где-то помогает, где-то вредит.

- В чем помогает?

- Помогает что-то делать хорошо.

- Дайте конкретный пример, где вы подумали, что можно было бы и лучше и сделали лучше.

- Пирог приготовила.

- Да, приготовили пирог и подумали: «Эх, можно было и лучше». Покритиковали себя. Второй раз приготовили лучше и похвалили себя?

- Нет.

- Поэтому пока не приготовите идеальный пирог, что, наверное, невозможно, будете себя критиковать. Поэтому возвращаемся опять к идее, она помогает?

- Нет, получается, идея вредит)

- Мы сейчас определили вредоносную идею, которая называется «можно было и лучше». А как вам такая идея, хвалить за то, что получается и стремиться к лучшему. Но на каждой ступеньке роста не забывать себя хвалить?

- Можно попробовать.

- Тогда давайте еще раз посмотрим на себя в зеркало с позиции баланса критики и похвалы. Попробуйте сказать: «Мне нравится моя кожа, моя улыбка, моя форма бровей». Приятнее?

- Да, так намного лучше, спасибо!)


У клиентки из-за родительского воспитания еще с детства постоянные претензии к себе. Поэтому, если она разольет случайно чай, раскритикует себя за «дырявые руки», но не похвалит за остальные сто раз, когда нальет чай и не прольет ни капли. Из-за того, что в жизни отсутствует равнозначный баланс критики и похвалы, происходит перенос на внешность. Клиентка не нравится себе, когда смотрит в зеркало, потому что выискивает недостатки, которые можно улучшить. Она думает, что это смотивирует на их решение. Но недостатки можно найти у кого угодно, их нет только у идеального человека, которым быть невозможно. Поэтому перовой терапевтической идеей было выстраивание баланса критики и похвалы в своей жизни.

Вторая терапевтическая идея — отказ от желания быть идеальной. Мы оставили стремление к идеалу, но убрали критику себя «неидельной». Мы переформулировали это так: «На этом этапе я молодец, а на следующем я постараюсь еще лучше. Я знаю, что идеала достичь невозможно, можно к нему только стремиться и наслаждаться этой дорогой!»


В среднем консультация занимает около часа и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов моей работы и поиска решений проблемы. Подобные проблемы формируются и решаются индивидуально, поэтому решения, которое подошло одному человеку, могут не подойти другому.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”“Нет эрекции”“Страх насекомых”“Раздражают люди”“Страх летать в самолетах” 

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике